ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-2927/15 от 22.08.2016 Московского городского суда (город Москва)

4а-2927/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 августа 2016 года                                                         город Москва

Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения Московский экономический институт «Высшая школа Современное образование» (далее по тексту Институт, ННОУ МЭИ «ВШСО») *** А.С. на вступившее в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:  

постановлением Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2013 года ННОУ МЭИ «ВШСО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.

В настоящей жалобе защитник ННОУ МЭИ «ВШСО» *** А.С., выражая несогласие с названным судебным актом, просит его отменить, производство по делу прекратить,  указывая на то, что нормативно – правовые и подзаконные акты, которыми руководствовалось должностное лицо Рособрнадзора при проведении проверки ННОУ МЭИ «ВШСО» утратили свою законную силу и являлись недействующими, в связи с чем, полагает результаты проверки противоречащими действующему на тот момент законодательству, а сам акт проверки недопустимым по делу  доказательством.

          Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности постановления Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2013 года в связи со следующим.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Пунктом 40 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ.

На момент рассматриваемого события административного правонарушения действовало положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174, которым был установлен порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее – Положение).

В соответствии с положениями пункта 5 вышеуказанного положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

 г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

Согласно Примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174 (далее Положение), установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения.

         В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что в ходе  плановой выездной проверки, проведенной 24 октября 2013 года на предмет соблюдения Негосударственным некоммерческим образовательным учреждением Московским экономическим институтом «Высшая школа «Современное образование», расположенным по адресу: г. Москва, Малый Головин пер., д. 14/17  законодательства о лицензировании образовательной деятельности,  выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условия при ведении образовательной деятельности, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 (далее - Положение о лицензировании), а именно в нарушение пп. а п.. 5 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствует обязательное материально-техническое обеспечение, включающее в себя: тиры (для стрельбы из огнестрельного оружия), кабинеты специальной техники, огневой подготовки и тактико-специальной подготовки, что не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.01.2011 № 19.

В нарушение пп. б п. 5 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствует следующая учебно-методическая документация, предусмотренная частью 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (согласно пункту 9 статьи 2 указанного закона образовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иные компоненты, а также оценочные и методические материалы):по направлению подготовки 080101.65 Экономическая безопасность - рабочие программы учебных дисциплин «Организация и методика проведения налоговых проверок», «Силовое предпринимательство (рейдерство)»,по направлению подготовки 080100.62 Экономика - учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, оценочные и методические материалы; рабочие программы учебных дисциплин не соответствуют требованиям пункта 4 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060400 Финансы и кредит, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 180эк/сп, в части отсутствия обязательных дидактических единиц:«Культурология» - основные понятия культурологии: функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, культурные коды, Межкультурные коммуникации, социальные институты культуры, культурная самоидентичность; специфические и «серединные» культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; культура и природа; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность,«Психология и педагогика» - история развития психологического знания и основные направления в психологии; психика и организм; поведение и деятельность; структура психики; основные психические процессы; структура сознания;    представление;   интеллект; творчество; психическая регуляцияповедения и деятельности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия. Психология делового общения: личность,психологические типы, архетип, конформизм, нонконформизм, референтная группа, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, этические нормы общения; национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и обществе; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспект; психология глобальных проблем Современности; психология и личность: телесная психология и психология повседневности, профессиональная психология, психология и культура ноосферного мышления; деловые переговоры: характер их, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Педагогика объект, функции, основные категории педагогики: педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, общие формы организации учебной деятельности; лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия я социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами:

«Философия» - рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего;

«Концепция современного естествознания» - принципы симметрии; законы сохранения. принципы суперпозиции, внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая геофизикогеохимическая; географическая оболочка Земли; необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма;

«Менеджмент» - опыт менеджмента за рубежом; использование мировых информационных ресурсов в менеджменте; стратегический менеджмент; основные качества менеджера; создание системы мотивации труда; контроллинг; особенности работы менеджеров в кризисной ситуации: этика делового общения; управление конфликтами; психология менеджмента; управление экономическими отношениями предприятия;

«Экономическая теория» - экономические агенты (рыночные и нерыночные) собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласовании обязанностей,  экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные частичные взаимодополняемость и взаимозамещение      благ, фактор времени дисконтирование, потоки и запасы, номинальные       и реальные величины кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутыхвозможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом   анализе; мето сравнительной статики, показатели эластичности. Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие закрытие   предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль; бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная  (дисконтированная стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение потребление),   личный   располагаемый   доход,   конечное   потребление, модели   потребления сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс;  теневая экономика;

«Финансы организаций (предприятий)» - государственное регулирование финансов организаций. Особенности финансов организаций малого бизнеса. Расходы и доходы организаций Классификация расходов и доходов. Финансовые методы управления расходами. Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции (анализ безубыточности). Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж. Производственный финансовый цикл. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе;

«Инвестиции» Финансовые институты. Финансовые рынки. Участники
инвестиционного процесса. Типы инвесторов. Бюджетная эффективность и
социальные результаты реализации инвестиционных проектов. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в Форме капитальных вложений. Государственные гарантии и защита капитальных сложений. Организация подрядных отношений в строительстве. Источники финансирования капитальных вложений. Собственные, привлеченные и заемные средства. Условия предоставления бюджетных ассигнований. Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала в России. Методы
финансирования инвестиционных проектов. Бюджетное финансирование, самофинансирование, акционирование. Методы долгового финансирования. Внешние финансовые рынки. Долгосрочное кредитование. Лизинг, виды и преимущества. Проектное финансирование. Венчурное финансирование. Ипотечное кредитование.

В нарушение пп. г п. 5 Положения о лицензировании в личных делах преподавателей **** отсутствуют справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, что не соответствует требованиям статьи 65 и статьи 331 Трудового Кодекса Российской Федерации и свидетельствует об отсутствии законных оснований привлечения лицензиатом указанных педагогических работников;

в личных делах преподавателей **** отсутствуют документы, подтверждающие систематическое повышение профессионального уровня, что не соответствует требованиям пункта 7 части 1 статьи 4 8 Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

заключению трудовых договоров с ****не предшествовала процедура прохождения конкурсного отбора, что не соответствует требованиям статьи 332 Трудового Кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2002 № 4114,

на должности заведующих кафедрами назначены *** Н.А. и *** Б.В., не имеющие ученой степени или ученого звания, что не соответствует требованиям части статьи 46 Федерального Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федераций» и раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н.

         Указанные действия ННОУ МЭИ «ВШСО» квалифицированы  судьей районного суда по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

  Факт административного правонарушения и вина ННОУ МЭИ «ВШСО» в его совершении подтверждены совокупностью имеющих в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении №АП 228/ЛЖ-19.20.3 24.10.2013г.; приказом №1023 от 14.10.2013г. о проведении плановой выездной проверки; план-зданием плановой выездной проверки; уставом Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения Московский экономический институт «Высшая школа «Современное образование»; лицензией №0465 от 14.12.12г. с Приложением; свидетельством о государственной аккредитации; учебными программами; описями документов, включенных в личное дело; актом проверки №228/Л/К от 24.10.2013г.и другими материалами.

При разрешении данного дела об административном правонарушении   судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ННОУ МЭИ «ВШСО» и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и виновности ННОУ МЭИ «ВШСО» в его совершении.

Довод жалобы защитника о признании утратившими законную силу нормативных актов, перечисленных в приказе о назначении проверки,  регулирующих образовательную деятельность и лицензионные условия требования к образовательной деятельности, нарушения которых были установлены в ходе проверки, основанием к признанию незаконным и отмене постановления мирового судьи служить не может.

Так, на момент выявления административного правонарушения – 24 октября 2013 г., указанные в приказе Рособрнадзора № 1023 от 14.10.2013 г.  о проведении плановой выездной поверки, указанные в нем Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-I и Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» действительно являлись утратившими силу с 01 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона  от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», также указанного в приказе о проведении проверки, положения которого, в частности ст. 91,  закрепляли особенности лицензирования образовательной деятельности исходя из Положения о лицензировании образовательной деятельности.

 Как указывалось выше, на момент проведения проверки и выявления нарушения, послужившим основанием к возбуждению в отношении ННОУ МЭИ «ВШСО» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, действовало положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174, которое утратило силу только 07 ноября 2013 г.  в связи с введением в действие порядка лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.

  Иные, перечисленные в приказе подзаконные акты, регулирующие условия и порядок осуществления образовательной деятельности  являлись действующими на момент выявления в действиях  ННОУ МЭИ «ВШСО» состава вмененного ему административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, основания считать проведение в отношении ННОУ МЭИ «ВШСО» проверки соблюдения лицензионных требований и условий в образовательной деятельности незаконной, а полученные по её результатам документы недопустимыми доказательствами, отсутствуют.  

Административное наказание ННОУ МЭИ «ВШСО» в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей является минимальным, назначено по правилам, установленным статьями 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учтен характер правонарушения.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ННОУ МЭИ «ВШСО» допущено не было.

       Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.

 Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения Московский экономический институт «Высшая школа Современное образование» оставить без изменения, жалобу защитника **** А.С. - без удовлетворения.

           Заместитель председателя

         Московского городского суда                                         Е.М. Базькова