ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-314/2017 от 03.07.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-314/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 июля 2017 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу защитника Развозжаева Г.П. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 16 декабря 2016 года № ***, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 марта 2017 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 28 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет»,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 16 декабря 2016 года № ***, оставленным без изменений решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 марта 2017 года и решением судьи Оренбургского областного суда от 28 апреля 2017 года, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» (далее - ФГБОУ ВО «ОГАУ», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Развозжаев Г.П. просит об отмене постановления должностного лица, судебных решений и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи и ст. 5.27.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела усматривается, что на основании обращения работника от 21 октября 2016 года по вопросу нарушения трудового законодательства руководителем Государственной инспекции труда в Оренбургской области 07 декабря 2016 года было издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФГБОУ ВО «ОГАУ», расположенного по адресу: ул. Челюскинцев, д. 18, г. Оренбург.

В ходе проверки установлено, что учреждением допущены нарушения трудового законодательства, а именно:

- в нарушение требований ст.ст. 129, 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работнику К.А.Н.. при начислении заработной платы в период с января 2016 года по ноябрь 2016 года районный коэффициент начислялся лишь на оклад, а не к заработной плате;

- в нарушение требований ст. 74 ТК РФ ФГБОУ ВО «ОГАУ» не уведомило К.А.Н.. не позднее чем за два месяца о внесении изменений в должностную инструкцию.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБОУ ВО «ОГАУ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ). Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эти нормы конкретизированы в ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года).

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районов Казахской ССР» в районах и городах Оренбургской области утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих - 1,15 (15%).

Из Разъяснений от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 49, Письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 169-13 следует, что районный коэффициент начисляется на фактический заработок.

Районный коэффициент выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, в связи с чем вопреки доводам жалобы судьи нижестоящих судов пришли к правильному выводу о том, что районный коэффициент подлежит начислению сверх размера заработной платы, включающей в себя как само вознаграждение за труд - фиксированный размер оплаты (оклад), так и компенсационные и стимулирующие выплаты.

Учитывая изложенное, судья областного суда верно указал, что районный коэффициент начисляется на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Как установлено судьями нижестоящих судов и подтверждается материалами дела, К.А.Н.. с 23 апреля 2015 года состоит в трудовых отношениях с ФГБОУ ВО «ОГАУ», работает в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий стройчасти. Ему установлены должностной оклад в размере 3080 рублей, районный коэффициент в сумме 462 рубля и персональная надбавка в размере 13 458 рублей (л.д. 34).

Проверкой установлено, что за период с января 2016 года по ноябрь 2016 года начисление заработной платы К.А.Н. производилось без учета положений ст.ст. 146, 148 ТК РФ, а именно начисление районного коэффициента к заработной плате К.А.Н. производилось только к окладу, а не к заработной плате. Районный коэффициент выплачивался в фиксированной сумме 462 рубля, начисление районного коэффициента на персональную надбавку и стимулирующие выплаты не производилось.

Кроме того, приказом по ФГБОУ ВО «ОГАУ» от 25 апреля 2016 года № ***К.А.Н. разрешена доплата за расширение зоны обслуживания в размере 50% от заработной платы рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий П.М.И.. на период его болезни с 24 марта 2016 года по 04 апреля 2016 года (л.д. 35).

Согласно расчетному листку за апрель 2016 года К.А.Н,. выплачено 8500 рублей, начисление районного коэффициента на доплату за расширение зоны обслуживания не произведено.

Таким образом, право К.А.Н. на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями нарушено.

Частями 1 и 2 ст. 74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, при приеме на работу *** года К.А.Н. был ознакомлен с должностной инструкцией рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (л.д. 88-90).

01 сентября 2016 года в должностные обязанности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий внесены изменения, в связи с чем утверждена должностная инструкция в новой редакции, которая была дополнена п.п. 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10. В частности, работник обязан: следить и содержать в исправном состоянии инструмент, приспособления, оборудование, механизмы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; выполнять отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя; своевременно информировать руководство ФГБОУ ВО «ОГАУ» о всех нарушениях санитарно-гигиенических нормативов и правил, требований охраны труда и пожарной безопасности; сохранять государственную тайну и иную охраняемую законом тайну, а также ставшие ему известные в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Внесенные в должностную инструкцию изменения повлекли увеличение объема обязанностей по конкретной должности, дополнение вида порученной работы (своевременно информировать работодателя о всех нарушениях санитарно-гигиенических нормативов и правил, требований охраны труда и пожарной безопасности), а потому о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, ФГБОУ ВО «ОГАУ» обязано было уведомить К.А.Н.. в письменной форме не позднее чем за два месяца, что в нарушение требований ст. 74 ТК РФ сделано не было.

Вместе с тем любые изменения, вносимые в должностные инструкции, могут носить лишь уточняющий применительно к условиям работы данного работника, его прав и обязанностей характер, при этом трудовая функция должна остаться неизменной (ст.ст. 15, 57 ТК РФ). Поскольку при поручении работнику дополнительной работы происходит изменение определенных сторонами условий (расширение круга должностных обязанностей работника, увеличение объема его работы), необходимо заключать дополнительное соглашение к трудовому договору.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судебных инстанций о нарушении ФГБОУ ВО «ОГАУ» ст.ст. 57, 74 ТК РФ является правильным. Из материалов дела не следует, что изменение указанных условий труда было вызвано изменением организационных условий труда и необходимостью скорректировать некоторые обязанности работника без изменения трудовой функции, детализировав его трудовые действия и необходимые знания и умения для выполнения трудовой функции.

Исходя из изложенного, ФГБОУ ВО «ОГАУ» правомерно привлечено за указанные нарушения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФГБОУ ВО «ОГАУ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 16 декабря 2016 года № ***, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 марта 2017 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 28 апреля 2017 года, вынесенные в отношении ФГБОУ ВО «ОГАУ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Развозжаева Г.П. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев