ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-389/2015 от 16.11.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Мировой судья – С.А.Чинский дело № 4а-389/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16ноября2015года городЮжно-Сахалинск

Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Сахалинской области Г.А.А. на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 16 Томаринского района от 24 августа 2015 года по делу о привлечении закрытого акционерного общества «Совхоз Заречное» к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 16 Томаринского района от 24 августа 2015 года закрытое акционерное общество «Совхоз Заречное» привлечено к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

16 октября 2015 года названное постановление, вступившее в силу, заместителем прокурора Сахалинской области принесен протест, в котором он просит его отменить и прекратить производство по делу. Считает, что требования предписания необоснованные, поскольку из буквального толкования норм Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» не следует, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения при пользовании такими участками должны проводить исследования почвы на предмет превышения допустимой концентрации химических веществ, в том числе в конкретном экспертном учреждении, и предоставлять результаты исследований контролирующему органу. Полагает, что Управление в ходе проведения контроля исполнения предписания, правомочно было повторно отобрать образцы почвы на исследование. Указывает, что требование предписания не преследует цели устранения фактов загрязнения почвы, поскольку позволяет нарушителям бесконтрольно отбирать образцы почв в любом месте.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании приказа исполняющего обязанности руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами управления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «Совхоз Заречное» проведена плановая выездная проверка соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований фитосанитарного, земельного законодательства, законодательства в сфере семеноводства.

В ходе проверки управлением были установлены нарушения статей 12, 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации ПДК химических веществ в почве», а именно превышение предельно допустимой концентрации нитратов в почве равной 130 мг/кг.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Совхоз Заречное» выдано предписание , согласно которому ЗАО «Совхоз Заречное» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести лабораторные испытания почвы на определение нитратов в ФГБУ «<данные изъяты>» в теплицах, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения, кад , по адресу: <адрес>; результаты лабораторных испытаний предоставить в управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.

Согласно приказу исполняющего обязанности руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «Совхоз Заречное» проведена внеплановая документарная проверка исполнения выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ года.

В процессе проверки установлено, что предписание не выполнено.

Указанное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении ЗАО «Совхоз Заречное» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая ЗАО «Совхоз Заречное» к административной ответственности, мировой судья пришел к выводу о законности вынесенного государственным инспектором управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем указанный вывод мировым судьей сделан без учета следующих обстоятельств.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, предписание об устранении нарушения законодательства должно содержать указание на конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, которому оно выдано, для устранения выявленного нарушения, и срок (сроки) на устранение выявленных нарушений.

Приказом Минсельхоза России от 30 января 2012 года № 96 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов».

Пунктом 1.1 Административного регламента установлено, что Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов (далее - Административный регламент, государственная функция) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Россельхознадзора и его территориальных органов (далее - территориальные органы) при осуществлении государственного земельного надзора (далее - госземнадзор) в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов.

Согласно пункту 1.4 предметом осуществления государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства требований охраны и использования земель.

Пунктом 3.1.4. установлена административная процедура - выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, согласно которой в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим и физическим лицами, индивидуальным предпринимателем, в отношении которого проводилась проверка, требований земельного законодательства должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с установлением обоснованных сроков их устранения.

Предписание об устранении выявленных нарушений должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения, с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частями 1 и 5 статьи 13 указанного кодекса установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, законом не предусмотрена обязанность юридических лиц, являющихся пользователями участками сельскохозяйственного назначения, проводить исследования почв на определение концентрации химических веществ, им предписано лишь содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения, что не равнозначно.

Кроме того, возложенное предписанием требование провести лабораторные испытания почвы на определение нитратов в ФГБУ «<данные изъяты>» в теплицах и предоставить результаты лабораторных испытаний в управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области не позволяют осуществить надлежащий контроль за соблюдением ЗАО «Совхоз Заречное» законодательства в сфере землепользования.

При таких обстоятельствах нельзя прийти к выводу о соответствии предписания от ДД.ММ.ГГГГ действующему законодательству, в связи с чем, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 16 Томаринского района от 24 августа 2015 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

п о с т а н о в и л а:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 16 Томаринского района от 24 августа 2015 года – отменить, производство по делу о привлечении закрытого акционерного общества «Совхоз Заречное» к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в действиях закрытого акционерного общества «Совхоз Заречное» состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Сахалинскогообластногосуда И.В.Усольцева