ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-444/2016 от 28.04.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-444/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 28 апреля 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Казакова А.В. – представителя директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №38 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 14.12.2015 года и решение Промышленного районного суда г. Самары от 29.01.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №38 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 14.12.2015 года директор ООО «Жилищные услуги» Павлов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 29.01.2016 года постановление мирового судьи от 14.12.2015 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Казаков А.В., указывая на невиновность директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. в данном административном правонарушении, поскольку нарушений лицензионных требований не допущено и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить и производство по административному делу прекратить.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п.п.23,13, абз.1 гл.1, п.20 абз.3 гл.2 которого в данный перечень включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме - сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин маршей, лестничных площадок, мытье окон, стен, поручней; проводить проверку целостности оконных дверей и деревянных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления и автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка оборудования.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст.7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Из административного материала следует, что 29.10.2015 года в рамках проверки поступившего обращения жильца <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу, главным специалистом государственной жилищной инспекции <адрес> на основании распоряжения заместителя руководителя – руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области от №СПр-2142915 от 07.10.2015 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Жилищные услуги», директором которого являлся Павлов А.В., лицензионных требований к предоставлению коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, по результатам которой установлено, что директором ООО «Жилищные услуги» Павловым А.В. допущены нарушения п.п.23,13, абз.1 гл.1, п.20 абз.3 гл.2 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. , выразившиеся в отсутствие влажной уборки, наличие мусора на лестничных площадках с 1 по 5 этаж подъезда, неисправность, отсутствие двойного остекления на лестничных площадках 2,3,4 этажа, неисправность и отсутствие освещения на лестничных площадках 3,4,5 этажа и в левом крыле общего коридора 5 этажа, захламленность входа в подвальное помещение, неисправность двери в подвал на 1 этаже подъезда <адрес>.

По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области 09.11.2015 года в отношении директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Судебными инстанциями в подтверждение, что директором ООО «Жилищные услуги» Павловым А.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № СПр-213901 от 09.11.2015 года (л.д.3); договор управления многоквартирным домом заключенный между ООО «Жилищные услуги» и собственниками многоквартирного <адрес> от 01.05.2014 года (л.д. 6); лицензия №73 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015 года выданная ООО «Жилищные услуги» (л.д.18); приказ от 09.01.2014 года о приеме Павлова А.В. на работу директором ООО «Жилищные услуги» (л.д.19); приказ №81 от 22.04.2015 года о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Самарской области (л.д.21); выписка из Единого государственного реестра юридических ООО «Жилищные услуги» от 13.03.2015 года (л.д.23); уведомление - вызов о составлении протокола об административном правонарушении № СПр-2142915 от 29.10.2015 года (л.д.25); акт проверки №СПр-2142915 от 29.10.2015 года (л.д.28); уведомление – вызов о проведении внеплановой проверки №СПр- 2142915 от 22.10.2015 года (л.д.31); распоряжение №СПр- 2142915 от 07.10.2015 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «Жилищные услуги» (л.д.33); обращение жильца <адрес> от 07.10.2015 года по факту ненадлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (л.д.36), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Утверждения о том, что нарушения, выразившиеся в ненадлежащем содержании помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, находящегося в управлении ООО "Жилищные услуги", не относится к нарушениям лицензионных требований, перечисленных в ст. 193 Жилищного кодекса РФ, является основанием для привлечения к административной ответственности директора ООО "Жилищные услуги" ФИО1 только по ст. 7.22 КоАП РФ, основаны на неверном толковании защитником норм права.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением установленных лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ.

В силу п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО "Жилищные услуги" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом 5 по <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2014 и имеет лицензию №73 от 22.04.2015 (л.д. 11,18).

Таким образом, в силу приведенных положений нормативно-правовых актов, часть 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ не является исключительной при применении перечня лицензионных требований, за нарушение которых при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрена административная ответственность.

Доводы надзорной жалобы представителя о невиновности директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. в данном административном правонарушении, являются несостоятельными.

Исходя из смысла указанных выше правовых норм допущенные нарушения по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме - отсутствие влажной уборки, наличие мусора на лестничных площадках с 1 по 5 этаж подъезда, неисправность, отсутствие двойного остекления на лестничных площадках 2,3,4 этажа, неисправность и отсутствие освещения на лестничных площадках 3,4,5 этажа и в левом крыле общего коридора 5 этажа, захламленность входа в подвальное помещение, неисправность двери в подвал на 1 этаже подъезда <адрес>, свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Поскольку должностным лицом – директором ООО «Жилищные услуги» Павловым А.В., не осуществлен должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени предприятия, в том числе за содержанием помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей бездействие должностного лица директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями обоснованно сделан вывод о виновности директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Павлову А.В. выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, дал надлежащую правовую оценку действиям директора ООО «Жилищные услуги» Павлову А.В. и пришел к обоснованному выводу о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Законность и обоснованность постановления, вынесенного 14.12.2015 года мировым судьей, были в полном объеме проверены районным судьей с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ и в решении судьи от 29.01.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.

Иные доводы аналогичные указанным в надзорной жалобе представителя, являлись предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных решениях, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность решений, состоявшихся по делу об административном правонарушении.

Нарушений норм материального и процессуального административного права судебными инстанциями не допущено, наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения и личности директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. в пределах санкции ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены состоявшихся судебных решений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 2, 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 38 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 14.12.2015 года и решение Промышленного районного суда г. Самары от 29.01.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Жилищные услуги» Павлова А.В. оставить без изменения, надзорную жалобу Казакова А.В. – представителя Павлова А.В. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.