ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1130/2021 от 13.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0004-01-2021-006134-72

Дело № 5-1130/2021

(вводная и резолютивная части оглашены 13.10.2021 года)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 октября 2021 года г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Рожкова И.П.,

при секретаре Долгих О.А.,

с участием защитника Катаевой С.В.,

представителя административного органа Томилова М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Управления Судебного департамента в Пермском крае (ИНН 5904155173; КПП 590201001), расположенного по адресу: 614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Екатерининская, д.33,

привлекаемого по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Управление Судебного департамента в Пермском крае (далее – Управление), будучи ранее привлеченным к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ постановлением мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, то есть повторно, не исполнило в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) предписание ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

1. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина коридора на 3 этаже менее 1,2 м;

2. в нарушение п.6.9*, п.6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», отсутствует второй эвакуационный выход на 2 и 3 этажах здания;

3. в нарушение п.6.18*, п.6.34 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.7 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в лестничной клетке отсутствуют поэтажные двери с приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах;

4. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина путей эвакуации в коридоре 3-го этажа при открывании двери кабинета 309 в коридор менее 1,2 м (перекрывает пути эвакуации);

5. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» дверь, установленная на запасном выходе 1 этажа на путях эвакуации выполнена шириной менее 1.2 м;

6. в нарушение п.6.16, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота путей эвакуации из подвального этажа на 1 этаж выполнена менее 1.9 м;

7. в нарушение п.6.9*, п.7.23* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» выход из подвального этажа не отделен в пределах 1-го этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с устройством тамбур шлюза с подпором воздуха при пожаре;

8. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина путей эвакуации в коридоре 1 этажа, при двустороннем открывании дверей кабинетов 101-109 менее 1,2 м (перекрывают пути эвакуации);

9. в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» отсутствует второй эвакуационный выход;

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>

10. в нарушение п.6.34 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» общие поэтажные коридоры не отделены от лестничной клетки здания перегородками с дверями;

11. в подвале в нарушение п.6.9*, п.7.23* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» выход из подвального этажа не отделен в пределах 1-го этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с устройством тамбур шлюза с подпором воздуха при пожаре;

12. на 3-м этаже здания в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» не соответствует ширина участка пути эвакуации в коридоре при дверях, открывающихся из помещения наружу (ширина коридора 1,3 метра, ширина дверного полотна 0,9 метра);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

на 3-м этаже

13. в нарушение п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в полу на путях эвакуации (в общем коридоре допущен перепад высот менее 45 см без устройства пандуса с уклоном 1:6 (перепад составляет 6 см);

14. в нарушение п.13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота эвакуационных выходов (левый и правый лестничные марши по направлению выхода из здания в свету) не соответствует требуемой, фактически высота составляет 187 см;

15. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного пути по коридору при двухстороннем расположении дверей, открывающихся из помещений кабинетов в коридор, не соответствует требуемой (ширина коридора 3-го этажа - 182 см.; ширина дверных полотен кабинетов , 33, 34, 38, 39 – 83 см);

16. в нарушение п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в полу на путях эвакуации (в общем коридоре у выхода в левый лестничный марш по направлению выхода из здания допущен перепад высот менее 45 см без устройства пандуса с уклоном 1:6 (перепад составляет 13 см);

17. в нарушение п.6.31* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина лестничных маршей в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, правый и левый лестничные марши 3-го этажа по направлению выхода из здания), фактически ширина составляет 97 см;

на 2-м этаже

18. в нарушение п.13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота эвакуационных выходов (правый и левый лестничные марши по направлению выхода из здания) в свету не соответствует требуемой, фактически высота составляет 187 см;

19. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного пути по коридору при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений кабинетов в коридор не соответствует требуемой (ширина коридора 2-го этажа – 158 см, ширина дверных полотен кабинетов – 83 см, , 24 – 82 см);

20. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного пути по коридору при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений кабинетов в коридор не соответствует требуемой (ширина коридора 2-го этажа - 152 см; ширина дверных полотен кабинетов №, 19, 20, 21, 25, 26, 27, 28, 29 - 83 см);

21. в нарушение п.6.31* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина лестничных маршей в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, правый и левый лестничные марши 2-го этажа по направлению выхода из здания, фактически ширина составляет 97 см;

на 1-м этаже:

22. в нарушение п.13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота эвакуационных выходов (правый и левый лестничные марши по направлению выхода из здания) в свету не соответствует требуемой, фактически высота составляет 187 см;

23. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного пути по коридору при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений кабинетов в коридор, не соответствует требуемой (ширина коридора 1-го этажа - 155 см; ширина дверных полотен кабинетов см; см; см; см; см; см; см; см; см; см; см;

в подвальном помещении:

24. в нарушение п.7.4, п.5.19 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» заполнение проемов в месте установки дверей (Венткамера) выполнено менее требуемого предела огнестойкости (не представлены сертификаты);

в помещении конвоя:

25. в нарушение п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота эвакуационного выхода (выход из помещения конвоя не соответствует требуемой, фактически высота составляет 185 см.);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>

на 2-м этаже:

26. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного пути по коридору при одностороннем расположении двери, открывающейся из кабинета в коридор, не соответствует требуемой (ширина коридора 2-го этажа - 146 см; ширина дверного полотна кабинета , 220, 224 - 80 см);

27. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного пути по коридору при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений кабинетов в коридор, не соответствует требуемой (ширина коридора 2-го этажа - 146 см; ширина дверных полотен кабинетов , 204, 205, 208 - 80 см.;

28. в нарушение п.6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» лестница 3-го типа из помещений 2-го этажа располагается на расстоянии менее 1 метра от оконного проема на уровне 2-го этажа;

на 1-м этаже:

29. в нарушение п.13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина эвакуационного выхода (из общего коридора 1 этажа не соответствует требуемой, фактически ширина составляет 77 см);

30. в нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного выхода (холл основного эвакуационного выхода не соответствует требуемой, фактически ширина составляет 72 см);

31. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного пути по коридору при одностороннем расположении двери открывающихся из кабинета в коридор не соответствует требуемой (ширина коридора 1-го этажа - 130 см; ширина дверного полотна кабинета см.);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

32. в нарушение п.36 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» запоры на дверях эвакуационных выходов, ведущие в лестничную клетку на 2-й этаж («левое крыло»), не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

33. в нарушение п.6.16* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина эвакуационных выходов из актового зала менее 1,2 м (фактически (0,88м) (рассчитанного на пребывание более 50 человек);

34. в нарушение п.6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на путях эвакуации (в коридоре) 1 этажа имеется перепад высоты, (выступ) который не оборудован лестницей с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6;

35. в нарушение п.6.26*, п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в коридоре подвала оборудованы потолочные выступы, в связи с чем высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету не менее 2 м (по факту 1,88 м);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

36. в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационного выхода из лестничной клетки первого этажа непосредственно наружу в свету составляет 1,6 м, вместо требуемой не менее 1,9 м;

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

37. в нарушение п.6.18*, п.6.34 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.7 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» отсутствуют двери на первом этаже, отделяющие коридор от лестничной клетки;

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

38. в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного выхода из зала совещания менее 0,8 м (фактически составляет 0,7 м);

39. в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного выхода из канцелярии менее 0,8 м (фактически составляет 0,7 м);

40. в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного выхода из коридора в проходную менее 0,8 м (фактически составляет 0,76 м);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

41. в нарушение п.27 табл. А.3. Приложение А, п.А.10 Свода Правил СП 5.13130-2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п.27 табл.3 Приложения, п.14 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», ст.91 ч.1 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» архивы с общим объемом хранения более 500 единиц на заблокированы автоматическими установками пожаротушения;

42. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина запасного эвакуационного выхода на 2 этаже менее 1,2 м (фактически 0,73 м);

43. в нарушение п.6.30 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» металлическая лестница запасного выхода со второго этажа проходит возле оконных проемов на расстоянии менее 1 м;

44. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.2 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ступеньки запасной лестничной клетки (лестница для конвоя) разной высоты (по факту 13, 14, 17 и 4 см);

45. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.31 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» площадка основной лестничной клетки шириной менее ширины лестничного марша (требуемая 1,2, по факту площадка 1,12 м);

46. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на 1 этаже основой лестничной клетки высота 2-х дверей в свету менее 1,9 м (по факту 1,83 м);

47. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на 1 этаже основой лестничной клетки высота прохода в свету менее 2 м (по факту менее 1,9 м);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота дверей в архив на 2 этаже в свету менее 1,9 м (фактически 1,69 м); ширина дверей в архив на 2 этаже в свету менее 0,8 м (фактически 0,72 м); высота дверей из совещательной комнаты зала на 2 этаже в свету менее 1,9 м (фактически 1,76 м); высота дверей из совещательной комнаты зала на 2 этаже в свету менее 1,9 м (фактически 1,78 м) (пункты 48, 49, 50, 51 предписания);

52. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.30 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» металлическая лестница запасного выхода со второго этажа проходит возле оконных проемов на расстоянии менее 1 м.;

53. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16, п.6.27, п.6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина дверей запасного выхода со 2 этажа в свету менее 0,9 м (фактически 0,66 м);

54. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.4.7 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Противопожарные нормы», п.6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на 2 этаже в зале на путях эвакуации из помещений помощников судьи и совещательной комнаты перепад высот 21 см.;

55. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ступеньки лестничной клетки разной ширины и менее 25 см (по факту 24 см);

56. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота дверей канцелярии на 1 этаже в свету менее 1,9 м (фактически 1,76 м);

57. в нарушение п.23, п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» проход к запасному выходу на 1 этаже высотой в свету менее 2 м (фактически 1,92 м);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационного выхода и канцелярии на первом этаже менее 0,8 метра (фактически 0,75 м.); ширина эвакуационного выхода и зала судебного заседания на первом этаже менее 0,8 метра (фактически 0,75 м.); ширина пути эвакуации на первом этаже менее 0,8 метра (фактически 0,75, установлен металлоискатель), ширина эвакуационного выхода из кабинета главного специалиста на втором этаже менее 0,8 метра (фактически 0,66м); ширина эвакуационного выхода из кабинета председателя суда на втором этаже менее 0,8 метра (фактически 0,66м); ширина эвакуационного выхода из кабинета секретаря на втором этаже менее 0,8 метра (фактически 0,66м); ширина эвакуационного выхода из зала судебного заседания на втором этаже менее 0,8 метра (фактически 0,74м) (пункты 58, 59, 60, 62, 63, 64, 65 предписания);

61. в нарушение п.6.30 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.4.2 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в пределах одного лестничного марша различная высота ступеней (от 0,23м до 0,28м);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес> (1, 2, 3 этажи):

66. в нарушение п.9 табл. 1 приложения, п.38 табл.3 Приложения Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п.9 табл.А1 прил.А, п.38 табл.А3 прил.А Свода Правил СП 5.13130-2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации;

67. в нарушение табл. 1, п.15 табл.2 НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», табл.1, п.16 табл.2 Свода Правил СП 3.13130-2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» в помещениях не произведен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина эвакуационных выходов из коридора в лестничные клетки, при нахождении на этаже более 50 человек, выполнена размерами менее 1,2 м; ширина эвакуационных выходов из помещений в коридор выполнены с размерами менее 0,8 м. (пункты 68, 69 предписания);

70. в нарушение пунктов 7.74, 7.76, 7.78 СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», п.7.105, 7.112, 7.113 СП 52.13330.2011 Свода правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, п.4.3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.37 «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в переходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей, в местах, опасных для прохода людей, расположенных в здании, отсутствует эвакуационное освещение;

71. в нарушение п.6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.7 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;

72. в нарушение п.6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.2 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» отделка стен, в коридорах на этажах, выполнена по деревянной обрешетке материалами с неустановленными характеристиками пожарной опасности, при этом, не представлены документы, подтверждающие их пожароопасные характеристики (стеновые панели);

73. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3, п.4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина пути эвакуации (коридора) на третьем этаже здания без учета открывания дверей составляет менее 1,2 м.;

74. в нарушение п.6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.3 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в общем коридоре 3 этажа установлен электрощит на высоте менее 2 м., выступающий из плоскости стены на 30 см.;

75. в нарушение п.6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.3.2 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на путях эвакуации в коридоре 1 и 2 этажа выполнено покрытие с применением материалов с неустановленными характеристиками пожарной опасности, при этом не представлены документы, подтверждающие их пожароопасные характеристики (линолеум);

76. в нарушение п.16 «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на 1 и 2 этаже отсутствуют двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток;

77. в нарушение п.16 «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п.6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.7 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на 3 этаже изменено объемно планировочное решение, лестничная площадка включена в состав общего коридора с установкой металлических дверей с проемами на лестничных маршах;

78. в нарушение п.16 «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.7 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в общем коридоре 1 этажа установлена перегородка из сгораемых материалов с дверью шириной менее 0,8 м (конвойное отделение);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

79. в нарушение п.6.28 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не обеспечена ширина проступи наружной металлической лестницы не менее 25 см, а высота ступени не более 22 см, по факту - ширина 7 см, высота 28 см;

80. в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационного выхода второго этажа в свету менее 1,9 м, по факту - 1,79 м;

81. в нарушение п.8.11 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» отсутствует ограждение на кровле в соответствии с ГОСТ 25772;

82. в нарушение п.13 «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом;

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

83. в нарушение п.6.13* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» отсутствует второй эвакуационный выход с третьего этажа здания класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3;

84. в нарушение п.7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» помещения архивов, имеющие класс функциональной пожарной опасности Ф 5.2, и помещения суда, имеющие класс функциональной пожарной опасности Ф 4.3, не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами на первом и третьем этаже;

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

85. в нарушение п.6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в лестничной клетке на площадке между 1-ым и 2-ым этажами допущено устройство ступени;

86. в нарушение п.6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота горизонтального участка пути эвакуации, ведущая из части подвального этажа, где расположены помещения судебных приставов и архивы, 186 см;

в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота дверного проема, ведущая из помещении подвального этажа в конвойное помещение, составляет 169 см; ширина дверного проема, ведущая из помещений подвального этажа в конвойное помещение, составляет 59 см; высота дверного проема, ведущая из конвойного помещения на лестницу, составляет 167 см; ширина дверного проема, ведущая из конвойного помещения на лестницу, составляет 78 см; высота дверного проема, ведущая в кабинет технического персонала, составляет 170 см; ширина дверного проема, ведущая в кабинет технического персонала, составляет 68 см; высота дверного проема, ведущая в архив хранения уголовных дел (ближайший от помещений судебных приставов), составляет 178 см; высота дверного проема, ведущая в архив хранения уголовных дел (ближайший от санузла), составляет 180 см; ширина дверного проема, ведущая в архив хранения уголовных дел (ближайший от санузла), составляет 58 см (пункты 87-95 предписания);

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

96. в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» размер дверного проема из зала судебных заседаний на 2-м этаже не соответствует требуемым размерам, ширина менее 0,8м, фактически 0,75м.;

97. в нарушение п.6.29, п.6.30, п.6.31 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» наружная лестница, ведущая со 2-го этажа, не соответствует требованиям СНиП 21-01-97. Уклон лестницы не соответствует требованию 1:1, ширина и высота проступей менее 25 см и 22 см. Ширина марша лестницы менее 0,9м, фактически 0,54м. Ширина лестничной площадки не обеспечивает полного открывания двери эвакуационного выхода;

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

98. в нарушение п.6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на путях эвакуации в лестничной клетке допущено устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки;

в здании, расположенном по адресу: <Адрес>:

99. в нарушение п.6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» уклон лестниц на путях эвакуации в лестничных клетках восточной и западной стороны здания более 1:1;

100. в нарушение п.6.29, п.6.30*, п.6.32* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на лестнице 2-го типа допущены конструктивные элементы, выступающие из плоскости стен на всю высоту, сужающие ширину марша лестницы (фактически ширина марша лестницы 1,3 метра, в местах выступающих конструктивных элементов - 1,1 метра),

что было установлено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения предписания.

Защитник Управления в судебном заседании указала, что юридическое лицо вину в совершении административного правонарушения не признает, указав, что с учетом норм бюджетного законодательства, обязанность по предъявлению постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по делу возложена на взыскателя, который длительное время не предъявлял его в орган Федерального казначейства, чем затягивал исполнение, в связи с чем правовые основания для привлечения Управления к административной ответственности, предусмотренной ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, отсутствуют. Также указала, что нарушения, вменяемые Управлению, касаются конструктивных элементов, объемно-планировочных и инженерно-технических характеристик в соответствии со СНиП 21-01-97*, который подлежит применению к зданиям только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Капитальный ремонт, как и реконструкция зданий проводятся в рамках целевых и ведомственных федеральных программ. В связи с недостаточным финансированием средств федерального бюджета, реализация предписанных нарушений норм пожарной безопасности в полном объеме и в указанные сроки не представляется возможной. Вместе с тем, Управлением проводились и проводятся мероприятия, направленные на приведение зданий в нормативное противопожарной состояние. Ежегодно в ходе проведения текущего ремонта зданий и помещений с учетом объема доведенных лимитов бюджетных ассигнований осуществляется замена горючей отделки стен, напольного покрытия, огнезащитная обработка деревянных элементов кровли, текущий ремонт систем охранной и пожарной сигнализации, перезарядка и доукомплектование средствами первичного пожаротушения. Так, в 2020-2021 г.г. Управлением в адрес Судебного департамента направлялись письма для включения в заявочный титульный список на выборочный капитальный ремонт зданий федеральных судов на ДД.ММ.ГГГГ г.г. По объектам: <Адрес>, 6 и <Адрес> завершена работа по вступлению в федеральную целевую программу для последующего строительства нового здания, которые планируются в период ДД.ММ.ГГГГ г.г. В текущем году Управлением в рамках государственного контракта №АЭФ 20-05-21 от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась разработка проектно-сметной документации на выборочный капитальный ремонт здания Пермского районного суда, расположенного по адресу: <Адрес>; по объекту <Адрес> на объект и передаче его в собственность муниципального образования. В рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ Управлением выполнены работы по корректировке проектно-сметной документации на выборочный капитальный ремонт помещений Краснокамского городского суда <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес>, определена стоимость работ по выборочному капитальному ремонту помещений, направлена заявка на выделение дополнительного финансирования. В рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ выполнялись работы по проведению комплексного обследования технического состоянии здания Лысьвенского городского суда <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес>, в целях последующего выполнения комплексного капитального ремонта (л.д. 166-171).

Представитель административного органа в судебном заседании настаивал на привлечении Управления к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав защитника и представителя административного органа, судья приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу части 4 статьи 4 вышеупомянутого Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС России от 16 марта 2007 года N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Из указанных норм следует, что сам по себе факт соответствия здания на момент его строительства требованиям законодательства того времени не освобождает Управление Судебного департамента в Пермском крае от соблюдения нормативных актов после введения здания в эксплуатацию и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, либо от обязанности проведения комплекса организационно-технических мероприятий с целью исключения угрозы жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 6.9 СНиП 21-01-97*, выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.

Допускается: эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей с помещениями категорий В, Г и Д предусматривать в помещения категорий В4, Г, Д и в вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5, при соблюдении требований 7.23; эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, ФЗ и Ф4, предусматривать в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа; эвакуационные выходы из помещений предусматривать непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условиях, оговоренных в нормативных документах; оборудовать тамбуром, в том числе двойным, выход непосредственно наружу из здания, из подвального и цокольного этажей.

Согласно п. 6.34* СНиП 21-01-97*, лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу.

Согласно п. 7.4 СНиП 21-01-97*, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

В соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану. Руководитель организации, а также дежурный персонал на объекте защиты, на котором возник пожар, обеспечивают подразделениям пожарной охраны доступ в любые помещения для целей эвакуации и спасения людей, ограничения распространения, локализации и тушения пожара.

Согласно п. 27 таблицы А.3 СП 5.13130.2009 помещения хранилищ и помещения хранения служебных каталогов и описей в библиотеках и архивах с общим фондом хранения 500 тыс. единиц и более оборудуются автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.

Согласно п. 6.2 СНиП 21-01-97*, эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

В силу п. 23 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

На основании п. 27 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств; б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов; в) устраивать в тамбурах выходов из зданий (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их; д) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования.

В силу п. 36 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения.

В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской. В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

В соответствии с п. 6.28 СНиП 21-01-97*, в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами. На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

Согласно п. 9 таблицы 1 приложения к приказу МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее – НПБ 110-03)» здания общественного и административно-бытового назначения (кроме указанных в п. п. 11, 13) независимо от площади и этажности оборудуются системами автоматической установкой пожарной сигнализации.

В силу п. 38 таблицы 3 приложения к НПБ 110-03 помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади оборудуются системами автоматической установкой пожарной сигнализации.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты. При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год. По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты. В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.

Согласно п. 6.30 СНиП 21-01-97*, уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см. Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1. Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел. - до 12 см. Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже RЕI 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов. Лестницы 2-го типа Должны соответствовать требованиям, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках.

В силу п. 6.29 СНиП 21-01-97*, ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее: а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1; б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.; в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам; г) 0,9 м - для всех остальных случаев.

В соответствии с п. 6.32 СНиП 21-01-97*, в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.

Под маршами первого, цокольного или подвального этажа допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств.

В незадымляемых лестничных клетках допускается предусматривать только приборы отопления.

Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на объектах защиты запрещается: а) хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы; б) использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; в) размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы; г) устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности; д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; е) проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода); ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; з) проводить уборку помещений и чистку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших коммуникаций, транспортирующих или содержащих в себе горючие вещества и материалы, с применением открытого огня (костры, газовые горелки, паяльные лампы, примусы, факелы, свечи); и) закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; к) устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы; л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) для организации рабочих мест антресоли, конторки и другие встроенные помещения с ограждающими конструкциями из горючих материалов; м) размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров; н) эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности; о) проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с п. 1.1 СП 1.13130.2009 настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания) и подлежит применению при рассмотрении настоящего дела, наряду со Сводом правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" ("СП 1.13130.2020 Свод правил..."), утвержденным Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194, поскольку его нормы актуализированы в СП 1.13130.2020.

В соответствии с положениями ст.38 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет привлечение к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, образуется при повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Повторное совершение административного правонарушения, в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Как усматривается из материалов дела, юридическое лицо – Управление Судебного департамента в Пермском крае в установленный срок, продленный решением заместителя главного государственного инспектора Пермского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-47) – до ДД.ММ.ГГГГ, не выполнило в полном объеме предписание должностного лица Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, что послужило основанием для составления в отношении Управления Судебного департамента в Пермском крае протокола об административном правонарушении.

Также из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Управление Судебного департамента в Пермском крае признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб. (л.д. 133-153).

Данный штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.162).

Вина Управления Судебного департамента в Пермском крае доказана и объективно подтверждается: протоколом об административном правонарушении, предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-42); решением заместителя главного государственного инспектора Пермского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-47); решением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица Управления Судебного департамента в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-54); актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-87); иными материалами дела.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Перечисленные доказательства в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, свидетельствуют о том, что у Управления имелась возможность исполнить предписание административного органа, однако достаточных мер для этого юридическим лицом не предпринято (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории и в помещениях, расположенных по указанным выше адресам.

С учетом изложенного действия Управления Судебного департамента в Пермском крае судья квалифицирует по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ как повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ и признания деяния Управления малозначительным судья не усматривает с учетом характера совершенного правонарушения, фактических обстоятельств его совершения, того, что создается угроза причинения вреда жизни и здоровью населения.

При назначении наказания судья учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, судья полагает в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.

При этом суд не находит оснований для применения более сурового наказания в виде административного приостановления деятельности Управления Судебного департамента в Пермском крае.

Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Управление Судебного департамента в Пермском крае виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, назначить ему наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Реквизиты для уплаты административного штрафа: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ по Пермскому краю) ИНН 5902293442, КПП 590201001, БИК 045773001, ОКТМО 57701000, Банк получателя: ГУ Банка России по Пермскому краю, г.Пермь, р/с 40101810700000010003, КБК 177 1 16 07000 01 6000 140.

В силу ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Копию документа свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо направить в Ленинский районный суд г.Перми (г. Пермь, ул. Пермская, 11 «а»).

Неуплата административного штрафа в срок 60 суток влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, в соответствии со ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ.

Постановление в течение 10 дней со дня получения или вручения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми.

Судья – И.П.Рожкова