Дело №5-140/2017
Изготовлено 11 ноября 2017 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 ноября 2017 года п. Никель, ул.2-линия, д. 10
Судья Печенгского районного суда Мурманской области Алимова Е.В.,
с участием:
защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФКУ «Упрдор «Кола» – Мюллера А.В.,
представителя административного органа – Жарова В.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кола»), ИНН:1001117010, ОГРН: 1021000531199, дата регистрации 26.11.2002, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Антикайнена, д.1-А,
УСТАНОВИЛ:
20.08.2017 с 10 часов 10 минут до 15 часов 40 минут ФКУ Упрдор «Кола», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Королевством Норвегия, в том числе на участке с км 1067+300 по км 1592+413, в безопасном для дорожного движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, допустило нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, которое выразилось в следующем:
- на участке км 1510+525 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003.
-на участке км1510+551 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, в нарушение п. 5.3.2 ГОСС 33062-2014, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на участках с км 1510+032 по км 1510+316, с км 1511+073 по км 1511+676 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» - отсутствует тротуар, либо пешеходная дорожка, в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007.
- на участке с 1510+529 по км 1511+676 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» - отсутствие пешеходных переходов, расположенных на расстоянии 200-300 м, в нарушение требований п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007.
- на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на участке с км 1519+074 по 1519+078 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» и подъездах к нему отсутствует стационарное электрическое освещение, в нарушение требований п. 4.5.2.4, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.2.14, п. 6.2.15 ГОСТ 32944-2014.
- на участке с км 1519+690 по км 1519+940, с км 1519+960 по км 1520+210 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» - отсутствует стационарное электрическое освещение на подходах к железнодорожному переезду, в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014.
-на участках с км 1520+311 по км 1520+710, с км 1521+350 по км 1521+526 автодороги федерального значения Р-21 «Кола отсутствие стационарного электрического освещения, предусмотренного на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014.
- на участке км 1520+782 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, освещением, тротуаром и пешеходной дорожкой, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1, п. 3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на участке км 1520+810 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, освещением, тротуаром и пешеходной дорожкой, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1, п. 3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на участке с км 1520+411 по км 1521+4266 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» отсутствует тротуар, либо пешеходная дорожка, в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007.
- на участке км 1526+125 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован павильоном для ожидания, разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, местами для сидения, мусоросборником, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1, п. 3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на участке с км 1526+153 по 1526+157 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» и подъездах к нему отсутствует стационарное электрическое освещение, в нарушение требований п. 4.5.2.4, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.2.14, п. 6.2.15 ГОСТ 32944-2014.
- на участке км 1526+178 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1, п. 3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003.
-на участке км 1531+401 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1, 3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на участке с км 1531+421 по 1531+425 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» и подъездах к нему отсутствует стационарное электрическое освещение, в нарушение требований п. 4.5.2.4, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.2.14, п. 6.2.15 ГОСТ 32944-2014.
- на участке км 1531+559 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1, 3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на участке км 1534+653 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован павильоном для ожидания, разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, местами для сидения, мусоросборником, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.2.1 ГОСТА Р-52766-2007, п. 3.1.1, п. 3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на участке с км 1534+689 по км 1534+693 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» и подъездах к нему, отсутствует стационарное электрическое освещение, в нарушение требований п. 4.5.2.4, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.2.14, п. 6.2.15 ГОСТ 32944-2014.
- на участке км 1534+726 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован павильоном для ожидания, разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, местами для сидения, мусоросборником, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1., п. 3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на участках с 1538 км 099 м по 1538 км 383 м, с 1538 км 523м по 1541 км 029 м автодороги федерального значения Р-21 «Кола» отсутствует тротуар, либо пешеходная дорожка, в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007.
- на участке км 1538+383 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, освещением, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на участке 1538+439 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» остановочный пункт маршрутных транспортных средств не оборудован разделительной полосой, в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003.
- на участке с км 1539+000 по км 1540+284 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» отсутствует горизонтальная дорожная разметка п. 1.5, п. 1.2.1, п. 1.19, п. 1.6, п. 1.11, п. 1.7, п. 1.1 прил.2 к ПДД РФ, в нарушение требований п. 6.2.1 ГОСТ 33220-2015.
- на участке км 1538+413 по км 1541+029 автодороги федерального значения Р-21 «Кола» отсутствуют пешеходные переходы, расположенные на расстоянии 200-300 м, в нарушение требований п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007.
- на участке км 1490+107 по км 1592+413 автодороги федерального значения Р-21 «Кола, отсутствуют площадки отдыха, в нарушение требований п. 5.1.5 ГОСТ 33062-2014, п. 5.1.2.1 ГОСТ Р-52766-2007.
- отсутствии информации для участников дорожного движения о вводимых ограничениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- непринятии своевременных мер к устранению допущенных вышеприведенных нарушений, что затруднило восприятие участниками дорожного движения дорожной обстановки и создало прямую угрозу безопасности дорожного движения.
В судебное заседание законный представитель юридического лица ФКУ Упрдор «Кола» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил защитника.
Защитник ФКУ Упрдор «Кола» Мюллер А.В. в судебном заседании факт имеющихся нарушений не оспаривал, однако указал, что учреждением предприняты все возможные меры по устранению недостатков. ФКУ Упрдор «Кола» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных средств.
Предметом деятельности учреждения является организация, выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления. Для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение исполняет функции государственного Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.
Реализуя свои функции, ФКУ Упрдор «Кола» заключило Государственный контракт от 04.06.2014 № 175/Пир/14 на разработку проектной документации: «Реконструкция автомобильной дороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Мурманск - Печенга – граница с королевством Норвегия на участке км 1519 – км 1547 Мурманская область», в рамках которого предусмотрено строительство тротуаров, электрического освещения, обустройство остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, а также площадок отдыха.
Проектная документация, разработанная ООО «Геолайн» направлена для проведения экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России» в соответствии с требованиями статьи 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ. 19.10.2017 заключены контракты с ФАУ «Главгосэкспертиза России» возмездного оказания услуг по проведению государственной экспертизы проектной и сметной документации. При получении положительного заключения экспертизы ФКУ Упрдор «Кола» обратится в Росавтодор с просьбой включить объект в Федеральную адресную инвестиционную программу, после включения объекта в ФАИП, главным распорядителем бюджетных средств будут доведены до ФКУ Упрдор «Кола» лимиты бюджетных обязательств для непосредственного выполнения работ. Указал, что отсутствует вина Учреждения во вменяемом правонарушении, следовательно, производство по делу подлежит прекращению.
Кроме того, указал, что за отсутствие дорожной разметки на участке дороги, Учреждение уже было привлечено к административной ответственности Постановлением судьи Печенгского районного суда Мурманской области в июле 2017 года.
Заявил ходатайство о передаче дела по подсудности судье по месту нахождения юридического лица, поскольку фактически административное расследование по данному делу не проводилось.
Кроме того, на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях просил признать административное правонарушение малозначительным, освободить от административной ответственности либо ограничиться устным замечанием.
В случае привлечения Учреждения к ответственности, ходатайствовал о снижении размера штрафа ниже низшего предела, поскольку Учреждение финансируется из бюджета, выполняет социально значимые функции.
Представитель административного органа Жаров В.А. в судебном заседании указал, что вина юридического лица во вменяемом административном правонарушении установлена в ходе административного расследования и подтверждается собранными по делу доказательствами.
Выслушав защитника и представителя административного органа, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Ходатайство защитника ФКУ Упрдор «Кола» о передаче дела на рассмотрение судье по месту нахождения юридического лица, не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом. В соответствии со статьями 23.1, 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования рассматриваются судьями районных судов, по месту по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении было возбуждено по факту выявленных нарушений, надлежащим должностным лицом немедленно после выявления факта административного правонарушения, и административное расследование по делу проводилось с целью установления субъекта административного правонарушения, в рамках расследования были направлены запросы, исполнение которых потребовало больших временных затрат, в виду отдаленности нахождения юридического лица.
Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФКУ Упрдор «Кола» подведомственно и подсудно судье Печенгского районного суда Мурманской области, оснований для удовлетворения ходатайства не имеется.
Часть 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное указанной статьёй, в том числе, непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Субъективная сторона правонарушений может выражаться в форме умысла или неосторожности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Автомобильные дороги являются одним из важнейших элементов транспортной инфраструктуры любого субъекта Российской Федерации, обеспечивая конституционные права граждан па свободу передвижения, а также свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», автомобильная дорога Р-21 «Кола» закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Кола», что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права от 19.02.2014.
Как следует из Устава ФКУ Упрдор «Кола», данное Учреждение является федеральным казенным учреждением, находится в ведомственной подчиненности Федерального дорожного агентства, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно пункту 3.1.2, 3.1.3 Устава, целью деятельности Учреждения является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфрастуктуры.
Пунктом 3.2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.
В силу пунктов 3.3.1, 3.3.7 Устава, для достижения целей и реализации предмета деятельности, учреждение выполняет функции государственного заказчика на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также осуществляет контроль за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010, Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 утвержден технический регламент Таможенного союза ГР ГС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям (далее - Технический регламент).
Согласно п. 5 ст. 1 Технического регламента, технические требования настоящего технического регламента при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации не распространяются на улицы населенных пунктов.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 и введен в действие с 01.12.2015 в качестве национального стандарта приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1122-ст, и устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с требованиями п. 6.2.1 ГОСТ 33220-2015 на дорогу должна быть нанесена дорожная разметка по ГОСТ 32953 и национальным стандартам государств участников Соглашения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования», утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 и введен в действие с 08.09.2016 в качестве национального стандарта приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 № 990-ст, и устанавливает классификацию и общие требования к пешеходным переходам.
В соответствии с требованиями п. 6.2.14 ГОСТ 32944-2014 обозначенные пешеходные переходы и подъезды к ним должны быть обустроены стационарным электрическим освещением.
П. 6.2.15 ГОСТ 32944-2014 определяет протяженность освещаемых подъездов к пешеходным переходам, в зависимости от установленной скорости движения.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса», утверждён Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 и введен в действие с 01.12.2015 в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Росстандарта от 14.08.2015 № 1163-ст, и распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования, с целью обслуживания участников дорожного движения по пути их следования.
В силу п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014 остановочные пункты оборудуют остановочными и посадочными площадками, площадками и павильонами для ожидания, местами для сидения, заездными «карманами» (при размещении остановочных пунктов в зоне переходно-скоростных полос у пересечений и примыканий автомобильных дорог), разделительными полосами, туалетами через каждые 10-15 км, указателями места остановки маршрутных транспортных средств по ГОСТ 25869 и мусоросборниками.
Согласно требованиям п. 5.1.5 ГОСТ 33062-2014, нормы обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного и придорожного сервиса, необходимые для качественного обслуживания участников дорожного движения, приведены в таблице 2, в соответствии с которой, расстояние между объектами дорожного и придорожного сервиса одного вида на автомобильных дорогах вне населенных пунктов для обслуживания участников дорожного движения (площадка для отдыха малая) составляет 40-50 км.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», утверждён Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 и введен в действие с 01.12.2015 в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2015 № 959-ст, и распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, устанавливает технические требования к ним и правила применения.
В соответствии с требованиями п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 стационарное электрическое освещение устраивают на участках дорог в населенных пунктах. Рекомендуется устраивать искусственное освещение на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержден приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 52766-2007 указанный Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
П.5.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 определено, что в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны. В населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8м (п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м, в населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150 - 200м.
П. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 определено, что пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей – стационарным наружным освещением.
П. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; на внеуличных пешеходных переходах.
В соответствии с п. 5.1.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, площадки отдыха устраивают через 15-20 км на дорогах I-II категорий, 25-30 км на дорогах III категории и 45-55 на дорогах IV категории.
Из п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания;, переходно-скоростные полосы; заездной «карман» (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог I- III категорий); тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон; скамьи; туалет (через 10-15 км для дорог I- III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, остановочные пункты на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Аналогичные технические требования к автобусным остановкам приведены в стандарте отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утвержденном распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 № ОС-460-р и введенным в действие с 01.06.2003.
20.08.2017 в период с 10 часов 10 минут по 15 часов 40 минут на участке автодороги федерального значения Р-21 «Кола» выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, которые отражены в акте о выявленных недостатках, и отражены в фототаблице, и установлено отсутствие информации для участников дорожного движения о вводимых ограничениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации.
20.08.2017 по факту, выявленных 20.08.2017 недостатков автомобильной дороги Р-21 «Кола», врио государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по Печенгскому району возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
10.10.2017 по данному факту в отношении юридического лица ФКУ Упрдор «Кола» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Таким образом, вина ФКУ Упрдор «Кола» в совершении правонарушения подтверждается: актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 20.08.2017 и фототаблицей к нему; выпиской из проекта организации дорожного движения на автодороге Р-21 «Кола» на участке с км 1509 +151 по км 1542+10; сообщением ФКУ Упрдор «Кола» от 14.09.2017; государственным контрактом №1 от 27.01.2017 и приложениями к нему; уставом ФКУ Упрдор «Кола», протоколом по делу об административном правонарушении от 10.10.2017.
Юридическим лицом ФКУ Упрдор «Кола» не принято своевременных мер к устранению вышеуказанных нарушений, что создает условия для совершения административных правонарушений в сфере дорожного движения и угрозу безопасности движения пешеходов, то есть пользование данными участками автодороги угрожает безопасности дорожного движения.
Довод защитника ФКУ Упрдор «Кола» о том, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры, в связи с заключением Государственного контракта от 04.06.2014 № 175/ПИР/14 на разработку проектной документации: «Реконструкция автомобильной дороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Мурманск – Печенга – граница с королевством Норвегия на участке км 1519 – км 1547 Мурманская область», и направлением проектной документации 19.10.2017 на государственную экспертизу, отсутствием финансирования по реконструкции данного участка дороги, не может свидетельствовать об отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, при изучении представленной проектной документации, установлено, что указанной проектной документацией предусмотрено устранение не всех выявленных 20.08.2017 недостатков. Не отражено приведение в соответствие с требованиями ГОСТ участка автодороги с км 1490 по км 1519.
Довод о том, что за отсутствие горизонтальной дорожной разметки Учреждение уже было привлечено к административной ответственности, не нашло подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, ФКУ Упрдор «Кола», являясь лицом, ответственным за состояние автодороги федерального значения Р-21 «Кола» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В действиях юридического лица ФКУ Упрдор «Кола», как лица, ответственного за содержание указанной дороги, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении не истек.
В данном случае также не имеется исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, и оснований для освобождения Учреждение от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке ст. 2.9 КоАП РФ).
Наказание за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При определении вида и размера административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение ФКУ Упрдор «Кола», а также тот факт, что финансирование организации производится за счет бюджетных средств,
отсутствие общественно опасных последствий, а также отягчающих обстоятельств и полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
ПОСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кола») признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумму штрафа необходимо перечислить по следующим реквизитам:
р/счет 40101810000000010005 ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г. Мурманск, БИК 044705001, ИНН 5109800318, КПП 510501001, ОКТМО 47615151, КБК 18811630030016000140, получатель - УФК по Мурманской области (ОМВД России по Печенгскому району), УИН 18810451170060002259.
Документ, подтверждающий оплату штрафа, должен быть представлен в Печенгский районный суд Мурманской области.
В соответствии со статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата штрафа в шестидесятидневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение десяти суток.
Судья Е.В.Алимова