ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-169/19 от 11.10.2019 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело № 5-169/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Краснокамск 11 октября 2019 года

Судья Краснокамского городского суда Пермского края Добрыднева Т.С., при секретаре Печерских О.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу Питиримова В.С., представителей надзорного органа – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю ФИО7, ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении в отношении ИП Питиримова В. С., <данные изъяты> привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении, по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ внеплановой проверки в отношении ИП Питиримов B.C. по соблюдению требований земельного законодательства установлено следующее:

- на земельном участке с кадастровым номером , в результате лабораторных испытаний почвенных образцов (проб) отобранных с земельного участка, выявлено снижение плодородия почвы на месте размещения карьера по добыче грунта. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности. Так же до перевода категории земель должна предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.

-на земельном участке с кадастровым номером плодородный слой почвы уничтожен путем перекрытия отходами целлюлозно-бумажного комбината, на земельном участке с кадастровым номером плодородный слой почвы уничтожен путем перекрытия отходами целлюлозно-бумажного комбината, инертными материалами (песок, ПГС), рулоны сена, лесоматериалами, железобетонными блоками, кирпичным ломом, бытовым и строительным мусором и т.д.) Так же в результате лабораторных испытаний почвенных образцов (проб) отобранных с земельного участка с кадастровым номером установлено превышение предельно допустимой концентрации меди и превышение предельно допустимой концентрации цинка.

Привлекаемое лицо ИП Питиримов В.С. в судебном заседании пояснил, что с протоколом согласен. Является собственником указанных земельных участков. На земельном участке с кадастровым номером им осуществляется деятельность по добыче глины, субглинки на основании Лицензии на пользование недрами, полученной в 2010 году, разработка карьера ведется вглубь до полной глубины выработки, ширина карьера не меняется. Перед добычей плодородный слой почты был снят и соскладирован в сторону. После полной разработки карьера планируются мероприятия по рекультивации. Указанный земельный участок после составления проекта рекультивации в ноябре 2019 года и получения разрешения будет переведен в земли промышленности. На земельном участке с кадастровым номером временно соскладирована кора, шкурки древесины (отходы целлюлозно-бумажного комбината), привезенные для последующей рекультивации земельных участков. На земельном участке с кадастровым номером готовится площадка для строительства ангара, забора для осуществления сельскохозяйственного производства, лежат плиты, кирпич. Материалы завозятся постепенно с 2014 года. Возражал против приостановления деятельности, поскольку деятельность по разработке карьера ведется только на одном земельном участке, границы карьера в сторону не расширяются, плодородный слой изначально был снят, дальнейшее его разрушение не происходит.

Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю ФИО7, ФИО10 в судебном заседании пояснили, что по результатам внеплановой выездной проверки проведенной по согласованию с прокуратурой Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в действиях ИП Питиримова В.С. содержится нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в уничтожении плодородного слоя почвы в результате совершении лицом действий связанных разработкой карьера и перекрытием инертными материалами и отходами целлюлозно-бумажного комбината на землях сельскохозяйственного назначения, земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (сенокосы). Просили назначить ИП Питиримову В.С. административное наказание в виде приостановления деятельности сроком на 90 суток, поскольку выявленные нарушения носят грубый характер, представляют угрозу нанесения вреда окружающей среде (деградация, уничтожение плодородного слоя почвы, истощение, утрата первоначального плодородия).

Заслушав участников производства по делу, исследовав материалы дела, судья пришел к выводу, что вина ИП Питиримова В.С. нашла свое подтверждение в совершении указанного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 8.6 КоАП Российской Федерации, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п.2 ч. 2 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

- соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

- информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Из положений ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» следует, что заявитель, имеющий лицензию на пользование недрами, является пользователем недр.

При этом согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ: собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным Кодексом, федеральными законами.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ч. 1 ст. 78 ЗК РФ).

В соответствии с под. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе, связанных с добычей полезных ископаемых, при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В соответствии с п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.

К воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения относится сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий (ст. 1 Закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ).

Из приведенных норм следует вывод, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории в иную категорию земель. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42,78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением, использование земель сельскохозяйственного назначения для разработки полезных ископаемых недопустимо.

Согласно межгосударственному стандарту «Земли. Термины и определения» ГОСТ 26640-85, определено, что «сельскохозяйственное угодье» это земельное угодье, систематически используемое для получения сельскохозяйственной продукции.

В статье 79 Земельного кодекса РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорными растениями.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.

Из указанного выше следует, что земли сельскохозяйственного назначения должны быть задействованы в сельском хозяйстве как средство производства и на которых должны проводиться обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв от негативного воздействия.

Из материалов дела следует, что по результатам внеплановой выездной проверки проведенной по согласованию с прокуратурой Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-15-746 и приказа от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-14-252 Руководителя Управления Россельхознадзора по пермскому краю A.M. Козюкова о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Питиримова В.С. ИНН 590500055880 установлено следующее.

Земельные участки с кадастровыми номерами , , , расположенные по адресу: Пермский край, Краснокамский муниципальный район, Оверятское городское поселение, в районе д. Новая Ивановка принадлежат на праве собственности Питиримову В. С. (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ-001/2019-17240472, КУВИ-001/2019-17241196, КУВИ-001/2019-17241803).

Земельные участки с кадастровыми номерами , , относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, производства.

На основании выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ № ИЭ гражданин Питиримов В. С. является индивидуальным предпринимателем, ИНН 590500055880, в том числе по разрешенной деятельности: выращивание овощей (01.13.1), выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина (01.13.3), выращивание прочих однолетних культур (01.19), выращивание однолетних кормовых культур (01.19.1), цветоводство (01.19.2), выращивание прочих плодовых и ягодных культур (01.25.1), выращивание семян плодовых и ягодных культур (01.25.2), выращивание прочих многолетних культур (01.25.2), выращивание прочих многолетних культур (01.29), выращивание рассады (01.30), предоставление услуг в области растениеводства (01.61); добыча камня, песка и глины (08.1), разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина (08.12).

В процессе проверки ИП Питиримов B.C. предоставил копию Лицензии на пользование недрами, зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов Пермского края. Документы указанные в приказе от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-15-746 в п. 13 перечень документов необходимый для достижения целей и задач проведения проверки, а именно приказы о назначении ответственных должностных лиц, должностные инструкции специалистов, проект рекультивации земель после проведения работ на земельном участке и договор подряда на выполнение работ на земельном участке предоставлены не были.

При визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 100 000кв.м. (10 га.), расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский муниципальный район, Оверятское городское поселение, в районе д. Новая Ивановка установлено размещение карьера с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча грунта (суглинки, песчаники) на участке недр вблизи д. Новая Ивановка в Краснокамском районе Пермского края. Проезд к участку обеспечен двумя заездами с асфальтированной дороги, выложенными из бетонных плит. Вышеуказанный земельный участок расположен единым массивом, ограждений по периметру, информационных аншлагов, опознавательных знаков не имеет, шлагбаумы, запрещающие проезд/проход на земельный участок отсутствуют. На участке имеются признаки снятия плодородного слоя почвы, имеются следы тяжелой техники, выемки нижележащего грунта, что привело к образованию карьера, глубиной более 10 метров. Площадь карьера составила 4,1 га. Расчет площади нарушения был определен геоинформационно-картографическим методом. Также на участке по периметру карьера имеются очаговые произрастания сорной древесно-кустарниковой растительности. Так же на участке размещена строительная техника, инертные материалы, отходы лесоматериалов, рулонов сена. На не нарушенной части земельного участка осуществляется выпас крупного рогатого скота, а так же есть признаки сенокошения. Географические координаты земельного участка с кадастровым номером - на котором расположен карьер -N 58.12090, Е 055.82285.

При визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 7 282 кв.м. (0,7282 га.), расположенном по адресу: <адрес>, Краснокамский муниципальный район, Оверятское городское поселение, в районе д. Новая Ивановка, установлены факты складирования отходов Краснокамского целлюлозно-бумажного комбината. На всей площади участка происходит зарастание сорной, древесно-кустарниковой растительностью. Указанный земельный участок расположен единым массивом, ограждения по периметру не имеет, информационных аншлагов, опознавательных знаков нет, шлагбаумы, запрещающие проезд/проход на земельный участок отсутствуют. Подъезд к участку обеспечен полевой дорогой. Площадь нарушения 0,78 га. Расчет площади нарушения был определен геоинформационно-картографическим методом. Признаков ведения сельскохозяйственного производства и (или) иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности на участке нет. Географические координаты земельного участка с кадастровым номером — на котором, складируются отходы неустановленного происхождения - N 58.12155, Е 055.82680.

При визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 27 800 кв.м. (2,78 га.), расположенном по адресу: <адрес>, Краснокамский муниципальный район, Оверятское городское поселение, в районе д. Новая Ивановка, размещены бетонные плиты, транспорт (легковая автомашшина и строительная техника), бытовые постройки, отходы Краснокамского целлюлозно-бумажного комбината, инертные материалы (песок, ПГС), рулоны сена, лесоматериалы, железобетонные блоки, кирпичный лом, бытовой и строительный мусор. В понижениях рельефа скапливается жидкость рыжего цвета. Площадь нарушения 1,0 га. Расчет площади нарушения был определен геоинформационно-картографическим методом. Вышеуказанный земельный участок расположен единым массивом, ограждения по периметру не имеет, информационных аншлагов, опознавательных знаков нет. Проезд к участку обеспечен полевой дорогой, выложенной из бетонных плит, имеется шлагбаум. Также на участке имеются очаговые произрастания древесно-кустарниковой растительности. Признаки ведения сельскохозяйственного производства и (или) иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности на участке отсутствуют. Географические координаты земельного участка с кадастровым номером - на котором расположены строения и отходы Краснокамского целлюлозно-бумажного комбината, размещение инертных материалов, лесоматериалов, железобетонных блоков и т.д. -N 58.12007 Е 055.82760.

Согласно представленной информации по запросу от ДД.ММ.ГГГГ Управления Россрестра по <адрес> по земельным угодьям, выяснилось, что земельные участки с кадастровыми номерами , расположены на землях сельскохозяйственных угодий - пашня. А земельный участок с кадастровым номером расположен на пашне, частично на сенокосах и лесных насаждениях.

В рамках выездной внеплановой проверки с целью установления фактов административного правонарушения отобраны образцы проб почвы по актам (протоколам) отбора образцов (проб) почвы №-А-ЛЗ, 03-А-ЛЗ, 04-А-ЛЗ от ДД.ММ.ГГГГ (сейф-пакеты 46458041, 46458042, 46458043, 46458044, 46458049, 46458047. 46458058, 46458052) для исследования на агрохимические показатели (содержание органического вещества (гумуса), подвижной формы калия, подвижной формы фосфора, рН солевой вытяжки), по актам (протоколам) отбора образцов (проб) почвы №-Т-ЛЗ, 02-Т-ЛЗ от ДД.ММ.ГГГГ (сейф-пакеты 46458050, 46458051, 46458045, 46458046, 46458056, 46458057, 46458053, 46458054) для исследования на химико-токсикологические показатели (содержания солей тяжелых металлов: свинца, кадмия, ртути, мышьяка, цинка, меди).

Почвенные образцы, отобранные по ГОСТу-17.ДД.ММ.ГГГГ-2017, направлены для лабораторных исследований в испытательную лабораторию ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора».

В результате отбора почвенных проб на основании приказа Руководителя Управления A.M. Козюкова от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-14-252 внеплановая выездная проверка по приказу Заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-15-746 приостановлена на 3 рабочих дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возобновлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в испытательной лаборатории ФГБУ «Свердловском референтном центре Россельхознадзора» проводились лабораторные исследования почвенных образцов по которым получены следующие результаты. Результаты исследования образцов (проб) по показателям плодородия почв оценивается путем их сравнения с результатами агрохимической характеристики почв в соответствии с критериями снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.2011 г. «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения).

Из заключения по результатам лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ-АГ/19 в соответствии с протоколами испытаний, полученных ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте от ДД.ММ.ГГГГ, 3376, 3377, 3378, по почвенным пробам отобранных на нарушенной части земельного участка с кадастровым номером , где размещен карьер по добыче грунта установлено следующее.

По результатам испытаний выявлено снижение плодородия:

- образец (проба) с данными образца (пробы) (фон) снижения содержания фосфора на 90,7 %;

- образец (проба) с данными образца (проба) (фон) снижение содержания фосфора на 93,3 %;

- образец (проба) с данными образца (пробы) (фон) снижение содержания органического вещества на 85,9 %.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством РФ требований рационального использования земли. Сравнительный анализ фактических значений показателей плодородия почв образец (проба) шифра , 3376, 3377 с образцом (пробы) шифр (фон) показал снижение плодородия земли на месте размещения карьера по добыче грунта.

Из заключения по результатам лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ-АГ/19 в соответствии с протоколами испытаний, полученных ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГП, 3368П, по почвенным пробам отобранных на нарушенной части земельного участка с кадастровым номером , где размещены отходы целлюлозно-бумажного комбината установлено следующее.

Содержание органического вещества в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината 2,97% считается средне обеспеченным, что на 70,7 % больше чем содержание в образце (пробы) П (фон) - 1,74%. Это свидетельствует о том, что в условиях рассматриваемого участка происходит накопление органического вещества в почве.

Содержание подвижных форм фосфора в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината 54,0 мг/кг - среднее, что на 72,2 % больше чем содержание в образце (пробе) П (фон)

- 15 мг/кг (очень низкое). Это свидетельствует о том, что в условиях рассматриваемого участка происходит накопление подвижных форм фосфора в почве.

Содержание подвижных форм калия в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината 384,0 мг/кг - очень высокое, что на 70,0 % больше, чем содержание в образце (пробе) П (фон) - 115,0 мг/кг (среднее). Это свидетельствует о том, что в условиях рассматриваемого участка происходит накопление подвижных форм калия в почве.

Градация кислотности (щелочности) почвы по величине рН водной и солевой вытяжек:

- в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината рН водной вытяжки - нейтральные; в образце (пробе) П (фон) - нейтральные.

- в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината рН солевой вытяжки 4,5 ед. рН - сильно-кислые, что на 7 % больше, чем в образце (пробе) П (фон) рН солевой вытяжки 4,2 ед. рН -сильно-кислые. Это свидетельствует о том, что в условиях рассматриваемого участка происходит снижение кислотности.

За период действия свалки (складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината )в условиях рассматриваемого участка (кадастровый номер ) допущено перекрытие плодородного слоя почвы.

Из заключения по результатам лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ-АГ/19 в соответствии с протоколами испытаний, полученных ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГП, 3374П, по почвенным пробам отобранных на нарушенной части земельного участка с кадастровым номером , где размещены отходы целлюлозно-бумажного комбината установлено следующее.

Содержание органического вещества в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината 7,02 % считается хорошо обеспеченным, что на 78,5 % больше чем содержание в образце (пробе) П (фон) - 1,51 %. (недостаточно обеспеченные). Это свидетельствует о том, что в условиях рассматриваемого участка происходит накопление органического вещества в почве.

Содержание подвижных форм фосфора в отобранном образце (пробе) на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината 48,0 мг/кг - низкая, что на 56,8 % меньше чем содержание в образце (пробе) П (фон) -111 мг/кг (повышенная). Это свидетельствует о том, что в условиях рассматриваемого участка происходит снижение подвижных форм фосфора в почве.

Содержание подвижных форм калия в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината 158,0 мг/кг - повышенная, что на 89,8 % больше, чем содержание в образце (пробе) П (фон) - 16,0 мг/кг (очень низкое). Это свидетельствует о том, что в условиях рассматриваемого участка происходит накопление подвижных форм калия в почве.

Градация кислотности (щелочности) почвы по величине рН водной и солевой вытяжек:

- в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината рН водной вытяжки - 6,8 ед. рН (нейтральные); в образце (пробе) П (фон) - слабощелочная.

- в отобранном образце (пробе) П на участке перекрытия складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината рН солевой вытяжки 4,5 ед. рН - сильно-кислые, что на 7 % больше, чем в образце (пробе) П (фон) рН солевой вытяжки 6,1 ед. рН ¬близкие к нейтральным, в образце (пробе) П рН солевой вытяжки 6,5 ед. рН -близкие к нейтральным.

За период действия свалки (складирования отходов целлюлозно-бумажного комбината )в условиях рассматриваемого участка (кадастровый номер ) допущено перекрытие плодородного слоя почвы.

В результате испытаний почвенных образцов (проб), отобранных с двух горизонтов (глубина отбора 0-5 см. 5-20 см.) на земельном участке с кадастровым номером установлено:

- по заявленным показателям меди (подвижная форма) пробы (образцы) № по 3366 соответствуют ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве»;

по заявленным показателям цинка (подвижная форма) пробы (образцы) № по 3366 соответствуют ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве»;

- по заявленным показателям мышьяк пробы (образцы) № по 3366 соответствуют ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве»;

- по заявленным показателям ртуть пробы (образцы) № по 3366 соответствуют ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве».

В результате испытаний почвенных образцов (проб), отобранных с двух горизонтов (глубина отбора 0-5 см. 5-20 см.) на земельном участке с кадастровым номером установлено:

- в пробах (образцах) и 3370 установлено превышение предельно допустимой концентрации меди (подвижная форма), что не соответствует ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» (не более 3,0 мг/кг). Класс опасности загрязняющим веществом - 2 (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»);

- в пробе (образце) установлено превышение предельно допустимой концентрации цинк (подвижная форма)* фактически полученный результат превышает установленное нормативное значение (более 23,0 мг/кг), что не соответствует ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» (не более 23,0 мг/кг). Класс опасности загрязняющим веществом - 1 (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»);

- по заявленным показателям мышьяк пробы (образцы) № по 3372 соответствуют ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве»;

- по заявленным показателям ртуть пробы (образцы) № по 3372 соответствуют ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве»

Плодородный слой почвы это - верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами;

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества;

Нарушение земель - это процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геолого-разведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель;

Нарушенные земли - это земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную хозяйственную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду;

Техногенный рельеф - это рельеф, созданный в результате промышленной деятельности человека.

На обследованных земельных участках выявлены признаки отрицательного воздействия на окружающую среду. Вышеуказанные земельные участки не пригодны для ведения сельскохозяйственной деятельности без проведения комплекса работ по его восстановлению.

Таким образом, по результатам проведенной внеплановой проверки в отношении ИП Питиримов B.C. по соблюдению требований земельного законодательства установлено следующее:

- на земельном участке с кадастровыми номерами , в результате лабораторных испытаний почвенных образцов (проб) отобранных с земельного участка, показал снижение плодородия почвы на месте размещения карьера по добыче грунта. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности. Так же до перевода категории земель должна предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением. Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается.

-на земельном участке с кадастровым номером плодородный слой почвы уничтожен путем перекрытия отходами целлюлозно-бумажного комбината, -на земельном участке с кадастровым номером плодородный слой почвы уничтожен путем перекрытия отходами целлюлозно-бумажного комбината, инертными материалами (песок, ПГС), рулоны сена, лесоматериалами, железобетонными блоками, кирпичным ломом, бытовым и строительным мусором и т.д.) Так же в результате лабораторных испытаний почвенных образцов (проб) отобранных с земельного участка с кадастровым номером установлено превышение предельно допустимой концентрации меди, класс опасности загрязняющим веществом - 2 и превышение предельно допустимой концентрации цинка, класс опасности загрязняющим веществом - 1.

Недопустимо размещение на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе, для целей складирования и хранения отходов производства без перевода земельного участка в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом АП от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки; решением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проведения внеплановой выездной проверки; заявлением о проведении проверки; фотографиями; представлением Отдела государственного земельного надзора от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки ИП ФИО9; письмом Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации по земельным угодьям; уведомлением; выписками из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков; актом полевого обследования от ДД.ММ.ГГГГ; актами (протоколами) обора образцов (проб) почвы от ДД.ММ.ГГГГ; копиями свидетельств о поверке геодезических приборов, приемников радионавигационных; лицензией на пользование недрами ПЕМ 8081 ТР от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; схемами расположения участков грунта; фототаблицей к акту полевого обследования; схемами расположения земельных участков; схемами отбора почвенных проб и контуром нарушенной части земельного участка; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении проведения внеплановой проверки; выпиской из ЕГРИП в отношении ИП Питиримова В.С.; протоколами испытаний; заключениями по результатам лабораторных испытаний; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ; иными собранными по делу доказательствами.

При наличии установленных обстоятельств, подтвержденных имеющимися доказательствами, судья приходит к выводу о наличии вины ИП Питиримова В.С. в совершении указанного правонарушения.

Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется. Указанными доказательствами подтверждается, что ИП Питиримов В.С., допустил порчу земель - плодородного слоя почвы, в том числе, в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, совершил административное правонарушение, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП Российской Федерации не пропущен.

Согласно ч.ч.,1,3 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Часть 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации предусматривает наказание на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области деятельности по возврату просроченной задолженности, в области применения контрольно-кассовой техники, в области реализации входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания, судья, исходя из положений ст. 4.1 КоАП Российской Федерации, из целей административного наказания, учитывает, что обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность индивидуального предпринимателя, не установлено, ранее к административной ответственности ИП Питиримов В.С. не привлекался, в том числе за нарушение требований природоохранного законодательства, судье доказательства обратного не представлены, а также то обстоятельство, что деятельность индивидуального предпринимателя по добыче полезных ископаемых, которую просит приостановить надзорный орган, ведется лишь на одном земельном участке.

В связи с чем, на основании изложенного, судья полагает, что наказание за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации, может быть избрано в виде штрафа, однако, учитывая характер допущенного правонарушения, его длительность, непринятие ИП Питиримовым В.С. мер по соблюдению требований земельного законодательства, судья считает необходимым назначение административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.8.6 КоАП для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Индивидуального предпринимателя Питиримова В. С. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, оно вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Разъяснить Питиримову В.С., что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в вышеуказанный срок судья, вынесший постановление направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. В соответствии с ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ, в случае несвоевременной уплаты им штрафа, в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, он может быть подвергнут административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, наказание по которой предусматривается в виде штрафа, в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административного ареста на срок до 15 суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Штраф подлежит уплате по реквизитам: получатель УФК по Пермскому краю (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю), КПП 594801001, ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю по г. Пермь ИНН 5905234244, расчетный счет 40101 810 7 0000 0010003, БИК 045773001, наименование платежа «Штраф отдел государственного земельного надзора», КБК 08111625060016000140, код ОКТМО 57646000 (Пермский муниципальный район), УИН 08100000000100429103.

Судья Добрыднева Т.С.