ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-183/19 от 25.04.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 апреля 2019 года <адрес>

Судья Магаданского городского суда Черкасова И.В., с участием представителей юридического лица – Селезнева Е.С., Галеевой О.А., действующих на основании доверенностей, которым судьей разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, лица, составившего протокол об административным правонарушении Смирнова В.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении,

юридического лица – публичного акционерного общества «Магаданский морской торговый порт», располагающегося по адресу: <адрес>, морской торговый порт, административное здание, ОГРН 1024900958565, ИНН 4909047613, КПП 490901001, БИК 044442607, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

заявления, ходатайства отсутствовали, отводов не заявлено,

У С Т А Н О В И Л :

Юридическим лицом – публичным акционерным обществом «Магаданский морской торговый порт» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.14 КоАП, РФ при следующих обстоятельствах.

Тихоокеанским морским управлением Управления Росприроднадзора согласно дорожной карте по работе с предприятиями, осуществляющими сброс сточных вод в морскую акваторию без очистки, а также загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод, по зоне ответственности Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора были истребованы сведения из отдела водных ресурсов по <адрес> Ленского бассейнового водного управления о количестве сброшенных сточных вод в водные объекты за 2018 года на основании 2-ТП (водхоз), а также о наличии утвержденных НДС, сведений в УРПН по МО о наличии разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, декларации НВОС, анализов сбрасываемых сточных вод в водные объекты.

Из предоставленной ДД.ММ.ГГГГ из Ленского бассейнового водного управления информации установлено, что юридическим лицом – ПАО «Магаданский морской торговый порт» в нарушение ч.4 ст. 35, ч.1 ст. 44, ч.2 ст. 55, ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ, ст. 22, ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении в 1 и 2 квартале 2018 года сброса хозяйственно-бытовых сточных вод, очищенных на установке биологической очистки «Бмос-10» по выпуску допущено нарушение правил водопользования, выразившееся в том, что в первом квартале 2018 года допущено превышение количества сброшенных загрязняющих веществ по аммоний-ион на 0,00033 т., а также превышением концентраций загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых сточных вод по: - аммоний-ион на 1,022 мг/дм.куб; - нитрат-анион на 0,0277 мг/дм.куб; - фенолы на 0,0025 мг/дм.куб. При сбросе хозяйственно-бытовых сточных вод, очищенных на установке биологической очистки «Бмос-10» по выпуску во втором квартале 2018 года допущено превышение концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых сточных вод по: - железо общее на 0,0376 мг/дм.куб; - нитрат-анион на 0,0037 мг/дм.куб; - нефтепродукты на 0,012 мг/дм.куб.

В судебном заседании представители юридического лица вину в правонарушении не признали. Не отрицая факт превышения концентрации и сброса сточных вод по аммоний-ион в 1 квартале указали, что годовой лимит разрешенного сброса загрязняющих веществ превышен не был, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения. Кроме того указали, что по остальным показателям сброса сточных вод не зафиксировано, соответственно, данные эпизоды подлежат исключению из объема вменяемого правонарушения. Также сообщили суду, что в сентябре-октябре 2018 года Управлением Росприроднадзора была проведена комплексная проверка, в ходе которой запрашивались сведения, послужившие основанием для составления настоящего протокола, однако нарушений допущено не было, что подтверждается актом проверки. Просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол, в судебном заседании протокол поддержал, считает, что в данном случае неважно, что сброса не было, поскольку установлено превышение допустимой концентрации вредных веществ. На вопросы суда пояснил, что о факте совершения правонарушения узнал из поступившей ДД.ММ.ГГГГ в Управление информации из Ленского бассейнового водного управления. Данная информация была истребована на основании пункта 5.2 Положения о Тихоокеанском морском управлении. Представленные сведения являются официальной статистической информацией. Протокол составлен в связи с поступлением из государственных органов материалы, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Выслушав представителей юридического лица, должностное лицо, составившее протокол, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив их в совокупности, судья пришел к выводу о виновности ПАО «Морской торговый порт» во вменяемом правонарушении.

Так, несмотря на непризнание вины, факт совершения и вина ПАО «Магаданский морской торговый порт» подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

-копией письма Отдела водных ресурсов по <адрес> Ленского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ №ЛМ/74 о предоставлении информации по запросу Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ;

- копией сведений, полученных в результате учета качества сточных вод и дренажных вод на 1 квартал 2018 года;

- копией приказа Ленского бассейнового водного управления Росводресурсы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты» с приложением нормативов допустимого сброса в Бухту Нагаева Охотского моря, ДД.ММ.ГГГГ.002;

- копией письма Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «информация о наличии разрешительных документов»;

- копией Разрешения с/17 от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем и количеством загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В силу ч.4 ст. 35 Водного кодекса РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Частями 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

В силу частей 1 и 4 статьи 23 Закона №7-ФЗ, технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Таким образом, для установления факта наличия признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ необходимо установление, в том числе, факта сброса сточных вод.

Между тем, административным органом Обществу вменяется нарушение правил водопользования: - в первом квартале 2018 года превышение концентрации по – нитрат – анион (концентрация 0,044 мг./дм.куб. при допустимой концентрации 0,0163 мг/дм.куб), фенолы (концентрация 0,003 мг/дм.куб. при допустимой концентрации 0,0005 мг/дм.куб.); во втором квартале 2018 года превышение по – железо общее (концентрация 0,05 мг/дм.куб. при допустимой 0,0124 мг/дм.куб.), нитрат-анион (концентрация 0,02 мг/дм..куб. при допустимой концентрации 0,0163 мг/дм.куб.), нефтепродукты (концентрация 0,037 при допустимой концентрации 0,025 мг/дм.куб.). При этом в представленных сведениях и в протоколе не зафиксирован факт сброса сточных вод с указанными загрязняющими веществами.

В этой связи указанные факты подлежат исключению из объема вменяемого правонарушения, поскольку доказательств сброса сточных вод административным органом не представлено.

Оценив совокупность собранных по делу доказательств, с учетом требований действующего законодательства, судья приходит к выводу, что представленные по делу доказательства о нарушении ПАО «Магаданский морской торговый порт» правил водопользования при сбросе в первом квартале 2018 года загрязняющих веществ по аммоний-ион в концентрации 1,74 мг/дм.куб. (при допустимой 0,718 мг/дм.куб) и 0,001 тонны сточных вод (при допустимых 0,00067 тонн) законны, последовательны, непротиворечивы, в своей совокупности представляют единую картину административного правонарушения. Данные доказательства соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочным должностным лицом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора. Существенных нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении, влекущих его недействительность, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Полномочия по истребованию должностным лицом Управления сведений предусмотренных пунктом 5.2 Положения о Тихоокеанском морском управлении Росприроднадзора.

Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод за 1-4 квартал 2018 года, которые послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, регламентированы Приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», то есть являются официальными. Сомнений в их достоверности у судьи не вызывают.

Таким образом, деяние, совершенное юридическим лицом – ПАО «Магаданский морской торговый порт» суд квалифицирует по ч.1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях – как нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Доводы представителей о том, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения в связи с непревышением лимитов сброса загрязняющих веществ по аммоний- ион годовому лимиту основанием к освобождению от ответственности являться не может, поскольку Приложением к Разрешению с/17 от ДД.ММ.ГГГГ установлены перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу с разбивкой по кварталам, что свидетельствует об обязанности Общества соблюдать разрешенные лимиты поквартально.

Иные доводы представителей на квалификацию действий Общества не влияют и не могут повлечь освобождение Общества от ответственности.

Согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, судьей не установлено.

Согласно ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судьей не установлено.

Сроки давности привлечения юридического лица к ответственности не нарушены.

При назначении ПАО «Магаданский морской торговый порт» административного наказания, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающего и отсутствие отягчающего административную ответственность обстоятельств, в связи с чем приходит к выводу, что для достижения целей и задач административного наказания. Профилактике совершения Обществом новых правонарушений, наказание юридическому лицу должно быть назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.10. и 30.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо – публичное акционерное общество «Магаданский морской торговый порт» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) руб. 00 коп.

Перечислить штраф по следующим реквизитам: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Сведения (квитанцию) об уплате штрафа следует направить (представить) в Магаданский городской суд.

Предупредить юридическое лицо о том, что в случае неуплаты штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, оно может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса об административных правонарушениях, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы, но не менее одной тысячи рублей неуплаченного штрафа.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направить (вручить) копию настоящего постановления ПАО «Магаданский морской торговый порт», Тихоокеанское морское Управление Росприроднадзора.

Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административным правонарушении, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы через Магаданский городской суд или непосредственно в Магаданский областной суд.

Судья И.В. Черкасова