ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-193/18 от 06.07.2018 Таштагольского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 5-193/18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Таштагол «06» июля 2018 года

Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Маслова И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Тепло»,

ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, регистрации 15.11.2010 г.

юридический адрес: 652992, <данные изъяты>

место фактического осуществления деятельности:

<данные изъяты>

привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальник территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Таштаголе Куренков П.А. составил в отношении ООО «Тепло» протокол <данные изъяты> по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ за то, что, ООО «Тепло» при осуществлении хозяйственной деятельности по адресу фактического осуществления деятельности: <адрес>, <данные изъяты>, допустило нарушения требований Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов, гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», а именно:

В ходе проведения обследования ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что

Технологический процесс очистки сточных канализационных вод на ОС ХБС Бахаревка не соответствует принципиальной схеме технологии очистки сточных канализационных вод - в технологическом цикле отсутствуют капельные биофильтры, биофильтры высоконагружаемые, станция доочистки сточных вод, что не позволяет обеспечить эффективную очистку сточных канализационных вод (что подтверждается материалами ООО «Тепло» по эффективности очистки сточных канализационных вод за период январь-апрель 2018г., - предусматривается (нормируется) эффективность очистки сточных канализационных вод, при соблюдении технологического процесса до 68-95%, фактически эффективность очистки канализационных стоков по химическим веществам составляет 5,41-63,94%) и обеспечить выпуск сточных вод в соответствии с требованиями приложением 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5, что является нарушением требований п. 4.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требован охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы".

Качество выпускаемых сточных вод с ОС ХБС Бахаревка в р. Кондома по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5, - согласно протокола лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, вода сточная ОС ХБС Бахаревка в месте выпуска в р. Кондома по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5: общие колиформные бактерии - 24000 КОЕ в 100 мл., при допустимом значении не более 500 КОЕ в 100 мл.; термотолерантные колиформные бактерии - 24000 КОЕ в 100 мл., при допустимом значении не более 100 КОЕ в 100 мл., что является нарушением требований п. 4.1 (пп. 4.1.1) СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы".

Качество воды открытого водоема р. Кондома ниже 100 метров от выпуска сточных по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5, - согласно протокола лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, вода открытого водоема р. Кондома ниже места выпуска сточных вод с ОС ХБС Бахаревка не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- 00.2.1.5: общие колиформные бактерии - 7000 КОЕ в 100 мл., при допустимом значении не более 100 КОЕ в 100 мл.; термотолерантные колиформные бактерии - 7000 КОЕ в 100 мл., при допустимом значении не более 100 КОЕ в 100 мл.; по санитарно-химическому показателю аммиак - 1,93 мг/дм3, при допустимом значении не более 1,5 мг/дм3, вода открытого водоема р. Кондома ниже места выпуска сточных вод с ОС ХБС Бахаревка не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5, что является нарушением требований п. 5.1 (пп. 5.1.2), п. 5.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы".

ООО «Тепло» при осуществлении хозяйственной деятельности по водоотведению и очистке сточных канализационных стоков на ОС ХБС Бахаревка, при выпуске стоков в р. Кондома производит загрязнение воды открытого водоема, так при сравнении результатов лабораторных испытаний воды открытого водоема р. Кондома выше и ниже 100 метров от выпуска сточных вод, установлено, что в пробе воды ниже 100 метров от выпуска сточных вод концентрация аммиака 1,93 мг/дм" (выше сброса - 0,2 мг/дм3); нитриты - 0,142 мг/дм3 (выше сброса - 0,03 мг/дм3); нитраты - 21,6 мг/дм3(выше сброса - 0,89 мг/дм3); растворенный кислород - 14.0 мгО/дм3(выше сброса - 16.1 мгО/дм3); содержание термотолерантных колиформных бактерий - 7000 КОЕ в 100мл (выше сброса -2400 КОЕ в 100 мл), что является нарушением требований пп. 3.1, 4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы".

Место выпуска сточных вод с ОС ХБС Бахаревка находится на правом берегу р. Кондома в черте г. Таштагола, что является нарушением требований п. 4.1.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы".

В ООО «Тепло» отсутствуют документы и материалы о разрешении на выпуск сточных канализационных вод в р. Кондома, нормативы предельно-допустимого сброса (ПДС) веществ в водный объект р. Кондома, условия сброса сточных вод в поверхностный водоем р. Кондома, перечень водоохранных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, что является нарушением требований пп. 3.4, 6.7, 6.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы";

В ООО «Тепло» отсутствуют документы (журнал) аварийных ситуаций и информирования учреждений Госсанэпиднадзора (Роспотребнадзора), что является нарушением требований абзаца 4 п. 6.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы".

В ООО «Тепло» отсутствуют документы и материалы о перечне (согласованном) мероприятий, направленных на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов, что является нарушением требований абзаца 1 п. 6.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы".

Действия юридического лица ООО «Тепло» квалифицированы начальником территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Таштаголе по ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Суд считает, что должностным лицом неверно квалифицированы действия ООО «Тепло» по ст. 8.2 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Организация является субъектом административного правонарушения, и ее деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется с нарушениями требований природоохранного законодательства, в данном случае Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

ООО «Тепло» осуществляет эксплуатацию канализационного коллектора и очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации «Бахаревка» г. Таштагола (л.д. 21).

В ходе проверки Роспотребнадзором установлено, что технологический процесс очистки сточных канализационных вод на ОС ХБС Бахаревка не соответствует принципиальной схеме технологии очистки сточных канализационных вод, качество выпускаемых сточных вод с ОС ХСБ Бахаревка в реку Кондома по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.2.1.5.

В судебном заседании представитель ООО «Тепло» Попова О.А. пояснила, что с протоколом лабораторных исследований она согласна, вину признает, но просит переквалифицировать действия юридического лица по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Суд соглашается с доводами представителя ООО «Тепло» и полагает, что действия ООО «Тепло» следует квалифицировать по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ наступает в случае нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Предметом данного правонарушения является порядок охраны водных объектов.

Объективную сторону данного административного правонарушения, образуют действия или бездействие, выразившееся в нарушении или несоблюдении мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, которые могут повлечь за собой загрязнение, засорение или истощение водного объекта.

В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 55 названного кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Из материалов дела, изложенных выше доказательств, ясно видно, что ООО «Тепло» нарушило требования к охране водных объектов, повлекшее их загрязнение, что подтверждено результатами лабораторных исследований.

В то же время, суд считает, что протокол об административных правонарушения по ч. ч. 1 и 3 - 5 ст. 8.13 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а именно должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (Росприроднадзор).

Должностные лица органов Роспотребнадзора не значатся в перечне органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.13 КоАП РФ, установленном ч. 2 ст. 28.3 названного Кодекса.

Также не включены указанные выше должностные лица в перечень органов, должностные лица которых вправе, в соответствии с главой 23 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.13 КоАП РФ, и возбуждать производства об административных правонарушения по данной категории дел.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов не осуществляют, поэтому начальник территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Таштаголе не имеет полномочий на составление протокола о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Суд считает, что в действиях ООО «Тепло» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ, а потому, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Тепло» подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании ст. 8.2, 29.9 Кодекса РФ “Об административных правонарушениях”

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепло» по статье 8.2 КоАП РФ прекратить, за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента получения или вручения копии.

Судья И.И.Маслова