ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 ноября 2018 года г.Ефремов Тульская область
Судья Ефремовского районного суда Тульской области Пересекина И.А., рассмотрев в судебном заседании дело № об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Коммерческий центр «РИЧ»,
установил:
ООО «Коммерческий центр «РИЧ» совершило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: 23.08.2018г. ООО «Коммерческий центр «РИЧ» осуществляло деятельность по размещению отходов послеспиртовой барды на объекте размещения отходов – полях фильтрации, принадлежащих ООО «Коммерческий центр «РИЧ» на праве собственности, в том числе осуществляло перекачку барды спиртового производства с карты № 41 полей фильтрации, расположенной на земельном участке с кадастровым № на карту № 11 полей фильтрации, расположенную на земельном участке с кадастровым №, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, способом не урегулированным законодательством Российской Федерации.
Также 23.08.2018г. ООО «Коммерческий центр «РИЧ» осуществляло деятельность по рекультивации объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности (карты № 9 полей фильтрации) в отсутствие проекта рекультивации земель, получившего заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В судебном заседании главный государственный инспектор отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Петров Н.И. сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал. По существу дела пояснил, что между ООО «Коммерческий центр «РИЧ» и администрацией муниципального образования город Ефремов заключены договоры аренды земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами №, № для размещения полей фильтрации – отстоя барды от спиртового производства. Указанные поля фильтрации состоят из карт полей – это емкости в земле, огороженные земляными валами. Поля фильтрации должны быть внесены в Единый государственный реестр размещения отходов. ООО «Коммерческий центр «РИЧ» не внес указанные поля фильтрации в Единый государственный реестр размещения отходов, однако размещает на них отходы производства. Указанное обстоятельство подтверждается формой № 2ТП, сданной ООО «Коммерческий центр «РИЧ» в Роскомстат по Тульской области в январе 2018г. за 2017г. и установлено в результате осмотра полей фильтрации, в ходе которого он видел как проводятся работы по перекачиванию из одного поля фильтрации на другое поле – карты № 11. Указанное обстоятельство представитель ООО «Коммерческий центр «РИЧ» не оспаривал. Кроме того он лично видел в ходе осмотра полей фильтрации, что на картах № 9 осуществляется рекультивация, то есть восстановление поверхностного слоя земли в отсутствие проекта, получившего заключение государственной экологической экспертизы, которое дает Управление Росприроднадзора по Тульской области.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Коммерческий центр «РИЧ» по доверенности Адианова Ю.В. в судебном заседании вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КОАП РФ не признала. По существу дела пояснила, что в 2007г. ООО «Коммерческий центр «РИЧ» приобрело у ООО «Тулапромторг» технологический комплекс, включающий, в том числе, и поля фильтрации. На момент приобретения полей фильтрации в них находилась послеспиртовая барда, накопленная предыдущим собственником. ООО «Коммерческий центр «РИЧ» не осуществляет деятельность, связанную с размещением отходов в виде барды. Были ли включены поля фильтрации в Единый государственный реестр размещения отходов предыдущим собственником ей неизвестно, ООО «Коммерческий центр «РИЧ» эти поля в реестр не включил, почему пояснить не может. Не оспаривает, что у ООО «Коммерческий центр «РИЧ» отсутствует проект рекультивации земель полей фильтрации, получивший заключение государственной экологической экспертизы, которое дает Управление Росприроднадзора по Тульской области. Указанный проект направлялся для дачи заключения в Управление Росприроднадзора Тульской области, однако был возвращен на доработку. В настоящее время проект дорабатывается. Работы по рекультивации земель ООО «Коммерческий центр «РИЧ» в отсутствие проекта не проводит. Общество проводит укрепление обваловок, то есть укрепление земляных валов на полях фильтрации на основании договора, заключенного с ООО «Прометей» ДД.ММ.ГГГГ. Именно это видел государственный инспектор Петров Н.И. Жидкость из одного поля фильтрации на другое они перекачивали в связи с проведением работ по укреплению обваловки.
Заслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч.6 ст.12 указанного Федерального закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.7 ст.12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат использованию, условия и способы которого должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5,6 ст.13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»" под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 23 указанного Постановления предусмотрено, что в случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.
В соответствии с п.4 приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Согласно ст.11 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологический экспертизе» проектная документация реконструкции объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности, а также проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I – V классов опасности, относятся к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017г. № 242, барда послеспиртовая относится к отходам V класса опасности.
Судом установлено, что ООО «Коммерческий центр «РИЧ» на основании договоров аренды № и № от ДД.ММ.ГГГГ, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами №, №№№, №.
На указанных земельных участках расположены поля фильтрации площадью 698400 кв.м.
В соответствии с формой статистического наблюдения ООО «Коммерческий центр «РИЧ» № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017, 2016, 2015 годы на указанных полях фильтрации размещено 22800 тонн отходов - послеспиртовой барды.
При этом указанные поля фильтрации не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Указанное обстоятельство подтверждается договорами аренды земельных участков № и № от ДД.ММ.ГГГГ, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ выданным Управлением государственной регистрационной службы по Тульской области; сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015-2017 годы, и не оспаривалось представителем ООО «Коммерческий центр «РИЧ» Адиановой Ю.В. в судебном заседании. (л.д.14-25, 29, 41-80)
Осуществление ООО «Коммерческий центр «РИЧ» деятельности по рекультивации объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности (карты № 9 полей фильтрации) в отсутствие проекта рекультивации земель, получившего заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого усматривается, что ООО «Коммерческий центр «РИЧ» отказано в согласовании проекта рекультивации земель в связи с несоответствием экологическим требованиям; договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Прометей» как подрядчиком и ООО «Коммерческий центр «РИЧ» как заказчиком на проведение работ по укреплению обвалок и рекультивации карт полей фильтрации № 9, 23, 24, 26, 34, 35, 36, принадлежащих ООО «Коммерческий центр «РИЧ» на праве собственности, протоколом осмотра принадлежащих ООО «Коммерческий центр «РИЧ» полей фильтрации от ДД.ММ.ГГГГ., в ходе которого установлено, что с карты № 41 полей фильтрации ведется перекачка жидкости желто-коричневого цвета со специфическим запахом барды на карту № 11 полей фильтрации, расположенную на земельном участке с кадастровым №. (л.д.30-40)
Доводы представителя ООО «Коммерческий центр «РИЧ» по доверенности Адиановой Ю.В. о том, что Обществом не проводились работы по рекультивации земель, а проводились работы по укреплению обвалок суд признает несостоятельными, поскольку согласно п.4 приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995г. формирование откосов представляет собой одно из мероприятий, составляющих технический этап рекультивации земель.
Кроме того, в судебном заседании представитель ООО «Коммерческий центр «РИЧ» не объяснила суду какое значение имеет перекачка барды с одной карты поля фильтрации на другое для укрепления обвалок.
Оценивая все изложенные доказательства в совокупности, суд признает вину ООО «Коммерческий центр «РИЧ» доказанной и квалифицирует его действия по ст.8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства.
При назначении наказания суд учитывает характер правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, которых суд по данному делу не усматривает, и считает необходимым назначить наказание в виде штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9-29.11, 4.1-4.3, 8.2 КоАП РФ,
постановил:
признать ООО «Коммерческий центр «РИЧ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, за которое назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренного ст. 31.5 КоАП РФ. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд Тульской области в течении 10 дней со дня вручения, получения копии постановления.
Судья Пересекина И.А.