Дело №5-246/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
07 июня 2019 года <адрес>
Судья Магаданского городского суда Черкасова И.В., с участием представителя юридического лица – ФИО2, действующего на основании доверенностей, которому судьей разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, должностного лица административного органа - ФИО3, действующего на основании доверенности, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении,
юридического лица – муниципального образования «Ольский городской округ», располагающегося по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ОКПО 04033634, ИНН 4901006735, КПП 490901001, ОГРН 1034900245478, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом – муниципальным образованием «Ольский городской округ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП, РФ при следующих обстоятельствах.
Муниципальным образованием «Ольский городской округ» в нарушение - п. 2 ч. 2 ст. 13, п.п. 1, 3, 6, 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 51, п.2 ч.2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, ч.7 ст. 12, ч.1 ст. 13, ч.1 ст. 13.4, ч.2 ст. 21, ч.1 ст. 22 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, ст.7.8. «ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (дата введения 2002-07-01), допустило бездействие и размещение нефтесодержащих отходов, отходов производства, загрязненных нефтепродуктами металлических бочек на земельном участке острова Спафарьева Охотского моря в координатах: - 59 градусов 9 минут 26 секунд - 59 градусов 9 минут 29 секунд с.ш. и 149 градусов 0 минут 13 секунд и 149 градусов 0 минут 19 секунд в.д.; - 59 градусов 9 минут 13 секунд с.ш. и 149 градусов 0 минут 13 секунд в.д.; - 59 градусов 9 минут 14 секунд с.ш. и 149 градусов 1 минута 2 секунды в.д.; - 59 градусов 9 минут 14 секунд с.ш. и 149 градусов 1 минута 10 секунд в.д.; - 59 градусов 9 минут 14 секунд с.ш. и 149 градусов 1 минута 11 секунд в.д.; - 59 градусов 9 минут 14 секунд с.ш. и 149 градусов 1 минута 27 секунд в.д.; - 59 градусов 9 минут 16 секунд с.ш. и 149 градусов 1 минута 41 секунда в.д.; - 59 градусов 9 минут 22 секунды с.ш. и 149 градусов 1 минута 53 секунд в.д.; - 59 градусов 9 минут 19 секунд с.ш. и 149 градусов 1 минута 49 секунд в.д.
Территория острова «Спафарьев» муниципальным образованием «Ольский городской округ» содержится с нарушением экологическим норм. Металлические бочки складированы на грунте без поддонов и обваловки, многие бочки из под ГСМ перевернуты и открыты, присутствует устойчивый едкий запах нефтепродуктов. Не проводятся мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Территория находится в не удовлетворительном санитарном и экологическом состоянии. Образовалась несанкционированная свалка которая не убирается и не ликвидируется.
В судебном заседании представитель юридического лица вину в правонарушении не признал, считает, что отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку муниципальное образование не осуществляет размещение отходов. Сообщил, что во исполнение п.27 ст. 7 Устава МО «Ольский городской округ» Администрацией учреждено ООО «Спецтранс-Ола», основным видом деятельности которого является обращение с отходами. Доля МО «Ольский городской округ» в уставе данного Общества составляет 47%. В настоящее время указанно Общество избрано Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Просил прекратить производство по делу, обосновав свою позицию доводами письменного ходатайства.
Должностное лицо, составившее протокол, в судебном заседании протокол поддержал, считает его законным и обоснованным. Полагает, что в соответствии с законодательством Администрация обязана нести ответственность за несоблюдение требований по обращению с отходами.
Выслушав представителя юридического лица, должностное лицо, административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив их в совокупности, судья пришел к следующему.
В качестве доказательств, подтверждающих виновность в совершении правонарушения, должностным лицом в материалы дела представлены: - протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; - договором безвозмездного пользования земельным участком № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; - договор безвозмездного пользования земельным участком № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; - договор безвозмездного пользования земельным участком № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; - договор безвозмездного пользования земельным участком № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; - договор безвозмездного пользования земельным участком № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; - договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд №-а от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; - договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд №-а от января 2015 года с приложениями; - выписками из ЕГРН на земельные участки от ДД.ММ.ГГГГ; - скриншоты Интернет сайта публичной кадастровой карты с изображением острова «Спафарьево»; - выписка из ЕГРЮЛ на Администрацию муниципального образования «Ольский городской округ»; - Устав МО «Ольский городской округ»; - решение о принятии устава от ДД.ММ.ГГГГ; - решение об избрании главы МО «Ольский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ; - распоряжение о вступлении в должность главы МО «Ольский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№р/н; - определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; - акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами; - выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; - копия свидетельства о регистрации права государственной собственности РФ от ДД.ММ.ГГГГ; - копия свидетельства о регистрации права постоянного бессрочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ; - запрос информации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив представленные доказательства и обстоятельства дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Приходя в протоколе об административном правонарушении к выводу о наличии в бездействии администрации МО «Ольский городской округ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, должностное лицо Управления Росприроднадзора исходило из того, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований территория острова «Спафарьев» муниципальным образованием «Ольский городской округ» содержится с нарушением экологическим норм, металлические бочки из под ГСМ складированы на грунте без поддонов и обваловки, многие бочки перевернуты и открыты, присутствует устойчивый едкий запах нефтепродуктов, не проводятся мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Между тем, согласно статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления», отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В силу пункта 2 статьи 8 Закона «Об отходах производства и потребления», пункта 2 статьи 7 Закона «Об охране окружающей среды» и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. При этом тот факт, что согласно пункту 27 статьи 7 Устава МО «Ольский городской округ» к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, не свидетельствует о ведении именно Администрацией МО «Ольский городской округ» хозяйственной деятельности в области обращения с отходами.
Данные полномочия администрации по участию в организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территориях соответствующего муниципального округа являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, Администрация МО «Ольский городской округ» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
Наряду с указанным, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрацией принимаются необходимые меры к организации возложенных на нее властно-распорядительных функций в области обращения с отходами путем учреждения ООО «Спецтранс-Ола», основным видом деятельности которого является обращение с твердыми коммунальными отходами, при этом в силу соглашения с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецтранс-Ола» избрано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.1 ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, 30.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Муниципального образования «Ольский городской округ» – прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направить (вручить) копию настоящего постановления в МО «Ольский городской округ», Тихоокеанское морское Управление Росприроднадзора.
Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административным правонарушении, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы через Магаданский городской суд или непосредственно в Магаданский областной суд.
Судья И.В. Черкасова