ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-247/19 от 14.05.2019 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 5-247/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О назначении административного наказания

г. Хабаровск 14 мая 2019 года

Индустриальный районный суд г. Хабаровска.

Судья Индустриального районного суда г. Хабаровска С.В. Александров,

с участием защитника Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» - ФИО2, действующего на основании доверенности,

должностного лица - ведущего специалиста-эксперта отдела организации контроля за качеством и безопасностью медицинской помощи населению Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> и <адрес>ФИО3,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» (далее по тексту КГБУ «ХПНИ»), юридический адрес: <данные изъяты>

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ КГБУ «ХПНИ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.10 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

В связи с поступившим поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ТГ-П12-1425, на основании приказа руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГВП «О проведении внеплановой выездной проверки» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении КГБУ «ХПНИ» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут по месту фактического нахождения КГБУ «ХПНИ» в <адрес>, пер. Высотный 1, выявлено осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований, а именно:

В нарушение требований ч.4, ч.7 ст.46, п.4 ч.2 ст.73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; п.5 Приказа Минздрав России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», пунктов 4-5, пунктов 8-10, пунктов 13-14, пунктов 17-21, приложения Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн, приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн «Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению», пп.«а» п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 291 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» - не соблюдались требования к порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов:

В медицинской карте пациента (истории болезни), а также листах назначения не указываются способ и кратность приема или ведения, длительность курса применения лекарственных препаратов:

- история болезни , в листе назначений ДД.ММ.ГГГГ назначен «Галоперидол 5-5-0», ДД.ММ.ГГГГ назначен «Циклодол 2-2-0»;

- история болезни , в листе назначений ДД.ММ.ГГГГ назначен «Клопиксол 2-2-0», «Циклодол 2-0-2»;

- история болезни , в листе назначений ДД.ММ.ГГГГ назначен «Галоперидол 10-10-0», «Циклодол 2-2-2»;

- история болезни , в листе назначений ДД.ММ.ГГГГ назначен «Карбамазепин 200-0-200»;

1.1. В первичной медицинской документации не зафиксирован факт проведения в 2018 году и истекший период 2019 года диспансеризации взрослого населения и диспансерного наблюдения. Календарный план проведения диспансеризации граждан на 2019 год и предыдущие годы не составлен. Сроки проведения диспансеризации (первого, второго этапа) не соблюдены. Объем медицинских исследований и осмотров врачей не выполнен. Результаты диспансеризации отсутствуют. Медицинская документация при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения, в том числе учетная форма /у, утвержденная приказом Минздрава России н от ДД.ММ.ГГГГ не ведется.

Не осуществляется предметно-количественный учет лекарственного препарата «Этиловый спирт», чем нарушены требования п.1,3,4 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операции, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (утв. Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн), пп. «в (1))» п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») регламентирующие соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.

3. В нарушение требований п.п.16, 19, 20 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн, пп.«б» <адрес> РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 291 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» - графики заседания врачебной комиссии, протоколы решений врачебной комиссии КГБУ «Хабаровский ПНИ», ежеквартальные, ежегодные письменные отчеты о работе врачебной комиссии не представлены, что не позволяет установить качество работы врачебной комиссии в КГБУ «Хабаровский ПНИ». Должный внутренний контроль качества и безопасность медицинской помощи не осуществляется, что является грубым нарушением действующего законодательства.

Защитник КГБУ «ХПНИ» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, однако не явился, в своем ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, вину юридического лица в совершении административного правонарушения признал в полном объеме. Дополнительно сообщил, что КГБУ «ХПНИ» не осуществляет коммерческой деятельности, является получателем субсидий из бюджета <адрес>, совершение правонарушения не повлекло за собой причинение вреда, нарушения прав и интересов третьих лиц, носит формальный характер, совершено впервые, в связи с чем возможно применение положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, а именно возможно заменить наказание предупреждением или назначение наказания в размере менее минимального размера штрафа в порядке ст.4.1 КоАП РФ. При рассмотрении дела ранее вину юридического лица в совершении административного правонарушения также признал.

Должностное лицо - ведущий специалист-эксперт отдела организации контроля за качеством и безопасностью медицинской помощи населению Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> и <адрес>ФИО3 полагала обоснованным составление в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении и привлечение к административной ответственности.

Исходя из пояснений защитника, должностного лица административного органа и исследованных доказательств в совокупности, в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства и получены следующие выводы.

Административная ответственность, предусмотренная ч.3 ст.19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 291) осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в (1)» пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пп. «а, б, в(1)» п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.

Согласно ч.4, ч.7 ст.46, п.4 ч.2 ст.73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента. Медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4н, Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» признан утратившим силу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушение иного нормативно-правового акта должностным лицом административного органа в действиях КГБУ «ХПНИ» не выявлено, из объема выявленных нарушений подлежит исключению указание на отсутствие в медицинской карте пациента (истории болезни), а также листах назначения способа и кратности приема или ведения, длительности курса применения лекарственных препаратов: в истории болезни (в листе назначений ДД.ММ.ГГГГ назначен «Галоперидол 5-5-0», ДД.ММ.ГГГГ назначен «Циклодол 2-2-0»); в истории болезни (в листе назначений ДД.ММ.ГГГГ назначен «Клопиксол 2-2-0», «Циклодол 2-0-2»); в истории болезни (в листе назначений ДД.ММ.ГГГГ назначен «Галоперидол 10-10-0», «Циклодол 2-2-2»); в истории болезни (в листе назначений ДД.ММ.ГГГГ назначен «Карбамазепин 200-0-200»).

Пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» также признан утратившим силу.

При таких обстоятельствах из объема выявленных нарушений подлежит исключению указание на нарушение требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

Вместе с тем, в нарушение требований ч.4, ч.7 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в первичной медицинской документации не зафиксирован факт проведения в 2018 году и истекший период 2019 года диспансеризации взрослого населения и диспансерного наблюдения. Календарный план проведения диспансеризации граждан на 2019 год и предыдущие годы не составлен. Сроки проведения диспансеризации (первого, второго этапа) не соблюдены. Объем медицинских исследований и осмотров врачей не выполнен. Результаты диспансеризации отсутствуют. Медицинская документация при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения, в том числе учетная форма /у, утвержденная приказом Минздрава России н от ДД.ММ.ГГГГ не ведется.

Согласно п.1,3,4 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операции, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (утв. Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн) настоящие Правила устанавливают требования по регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (далее - лекарственные средства), в результате которых изменяется их количество и (или) состояние. Регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств (далее - журналы учета):

1) производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам;

2) аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;

3) медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.

Регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, ведется по каждому торговому наименованию лекарственного средства (для каждой отдельной дозировки и лекарственной формы) на отдельном развернутом листе журнала учета или в отдельном журнале учета на бумажном носителе или в электронном виде.

В нарушение данных требований в КГБУ «ХПНИ» не осуществляется предметно-количественный учет лекарственного препарата «Этиловый спирт».

Согласно п.п.16, 19, 20 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн, решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании; перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет. Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Вместе с тем, графики заседания врачебной комиссии, протоколы решений врачебной комиссии КГБУ «ХПНИ», ежеквартальные, ежегодные письменные отчеты о работе врачебной комиссии не представлены, что не позволяет установить качество работы врачебной комиссии в КГБУ «ХПНИ». Должный внутренний контроль качества и безопасность медицинской помощи не осуществляется.

Таким образом, КГБУ «ХПНИ» осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Установленные в ходе рассмотрения дела вышеуказанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении; объяснением защитника, из которых следует, что он признает вину юридического лица в совершении административного правонарушения, КГБУ «ХПНИ» не осуществляет деятельность по извлечению прибыли; фотоснимками, положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в КГБУ «ХПНИ»; картой внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; журналом для записи заключения врачебной комиссии; положением о деятельности врачебной комиссии; актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и приложениями к нему, в которых зафиксированы вышеуказанные нарушения; приказом о проведении проверки в отношении КГБУ «ХПНИ»; сведениями из АИС и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которым КГБУ «ХПНИ» выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность у КГБУ «ХПНИ» имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При назначении наказания юридическому лицу в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, которым признается признание вины в совершении административного правонарушения.

Учитывая, что в результате совершения административного правонарушения имелась угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований для применения положений ч.1 ст.4.1.1, ч.2 ст.3.4 КоАП РФ и замены наказания в виде штрафа предупреждением не имеется.

Вместе с тем, совокупность обстоятельств, смягчающих административную ответственность признается исключительными обстоятельствами, в связи с чем, учитывая цели, задачи, основные виды деятельности, финансовое положение юридического лица, характер совершенного административного правонарушения, имеются основания для применения положений ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья,

постановил:

Краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский психоневрологический интернат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить наказание с применением положений ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья С.В. Александров

Штраф должен быть оплачен в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в Индустриальный районный суд г. Хабаровска, по адресу г. Хабаровск ул. Союзная 23, кабинет 204.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечению 60 дней, настоящее постановление направляется судебному приставу исполнителю для взыскания. Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

<данные изъяты>