ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-7/17 от 10.04.2017 Солонешенского районного суда (Алтайский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

с. Солонешное 10 апреля 2017г.

Судья Солонешенского районного суда Алтайского края Т.П.Сухарева,

рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении Молодежной Общественной Организации Солонешенского района « ПРО- Движение» по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю ФИО3 Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Молодежная Общественная Организация Солонешенского района «Про-Движение», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, заявленным уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что МОО « Про-Движение» осуществляя деятельность некоммерческой организации, выполняла функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, чем нарушили ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю не явился извещен надлежащим образом.

Представитель МОО Солонешенского района «Про-Движение» Дергунова О.А. в судебном заседании пояснила, что она не согласна с протоколом поскольку общество действительно получала иностранное финансирование, но никогда не занималось политикой, они занимались только охраной природы.

Заслушав Дергунову О.А., исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. осуществлена государственная регистрация Молодежной Общественной Организации Солонешенского района « ПРО-Движение», выдано свидетельство, сведения включены в Единый государственный реестр юридических лиц ( л.д. 24-30).

Цели и задачи организации закреплены в статье 2 Устава: формирование гражданского общества, патриотическое воспитание молодежи, пропаганда здорового образа жизни, активизация участия молодежи в общественной жизни, экологическое воспитание и просвещение и т.д. ( л.д.14-23).

ДД.ММ.ГГГГ Молодежная Общественная Организация Солонешенского района « ПРО-Движение» включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента на основании распоряжения Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 112-113).

Частью 1 ст. 19.34 КоАП РФ установлено, что осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как вытекает из содержания взаимосвязанных положений п. 6 ст. 2, абз. 2 п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и ч. 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:

быть российской некоммерческой организацией; получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ); участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Осуществление же некоммерческой организацией деятельности в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, защита растительного и животного мира, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество, не относится к политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента, - даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, но при условии, что эти цели не выходят за пределы (рамки) соответствующей области деятельности. Само по себе получение некоммерческой организацией финансирования от иностранных источников и наличие у нее потенциальной возможности заниматься политической деятельностью на территории Российской Федерации не являются основанием для признания ее выполняющей функции иностранного агента.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Молодежной Общественной Организации Солонешенского района « ПРО-Движение» была проведена плановая документарная проверка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 31-34).

В ходе проверки установлено Общественная организация получила в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ финансирование из иностранных источников:

- благотворительное пожертвование от <данные изъяты>, страна регистрации: США (адрес: <адрес>) на сумму <данные изъяты>) для поддержки целевого благотворительного проекта «Чистота земли моей» (договор о благотворительном пожертвовании - Россия ДД.ММ.ГГГГ);

- благотворительное пожертвование от <данные изъяты>, страна регистрации: США (адрес: <адрес>) на сумму <данные изъяты> для поддержки целевого благотворительного проекта «Чистота земли моей - 2» (договор о благотворительном пожертвовании - Россия ДД.ММ.ГГГГ).

За указанный период МОО « ПРО-Движение» реализованы 2 проекта «Чистота земли моей» и «Чистота земли моей - 2». Финансирование указанных проектов осуществлялось в том числе за счет грантов указанной американской некоммерческой организации <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Данный факт сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Проект «Чистота земли моей» реализован в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Перечня и описания осуществленных пунктов рабочего плана были проведены мероприятия: выпущены « Эко-листы» в районной газете « <данные изъяты>» тираж 2300 экз. ДД.ММ.ГГГГ- « Золото или природа», ДД.ММ.ГГГГ- « О тебе радуюсь», ДД.ММ.ГГГГ- « Лес животворящий». Опубликованы статьи: ДД.ММ.ГГГГ –« Реки гибнут за металл», «Природоохрана от продвижения», ДД.ММ.ГГГГ- « Экологическая экспедиция. Предварительная оценка сделана». Краевой журнал « <данные изъяты>» тираж 2500 экз., опубликована статья-« Чистота земли моей». В ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. создана группа участников экологической экспедиции- 11 человек, привлечены 32 добровольца из местного населения для подготовки и участия в экспедиции на территорию заказника <адрес>, сбора подписей, работы над информационными материалами; фотовыставки, изготовление баннера и указателей для расстановки на тропе, на подходах к заказнику, ремонт таежной избушки, уборка мусора на стоянках и территории вокруг озера <адрес>. Организовано проведение биологических и гидробиологических работ в зоне озера и самого озера и подготовка предварительное научное обоснование к расширению заказника. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.произведеныи исследовательские работы на территории золотодобычи на реке <адрес>, с подготовкой научного обоснования о вреде, нанесенному биосистеме реки и прилегающей территории. Организованы фотовыставки, публикации в районной газете и журнале « <данные изъяты>». Собрано более 100 подписей жителей <данные изъяты> района за продолжение деятельности по расширению границ заказника и включению в него озеро <адрес> и прилегающей к нему территории и против добычи золота ( л.д. 44-50).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МОО « ПРО-Движение»,реализован проект «Чистота земли моей - 2», по данному проекту проведены мероприятия: мониторинг экологического состояния заказника на территории озер, состояние рек <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и прилегающих к ним территорий в связи с разработкой россыпного золота по их устью и берегам о вреде наносимом природе при добыче золота. Выявлены факты несанкционированного сброса воды с отстойников в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ были организованы экологические бригады, для научных разработок, сбору подписей жителей, уборке мусора на территории заказника, на стоянках и территории вокруг озер. Произведен инспекционный контроль проведения рекультивации территории золотодобычи по рекам <данные изъяты> и <данные изъяты> с привлечением Государственного инспектора по охране природы Главного управления при родных ресурсов и экологии, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. По результатам проверки золотодобывающие артели проводили дополнительные мероприятия по рекультивации земельных участков. Сотрудничество с Управлением природных ресурсов и экологии по расширению заказника ( л.д.58-63).

Суд не может согласиться с доводами административного органа, что МОО « ПРО-Движение» отвечает признакам некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента, поскольку организация получает финансирование из иностранных источников и занимается политической деятельностью. Материалы не содержат призывы повлиять на решения органов местного самоуправления и краевой администрации и проводимую ими государственную политику то есть не имеет политической направленности.

При изучении указанных проектах суд приходит к выводу, что информация изложенная в проектах «Чистота земли моей» и «Чистота земли моей - 2» соответствует целям и задачам некоммерческой организации. Из смысла и текстов опубликованных материалов следует, что их деятельность направлена на защиту окружающей среды, растительного и животного мира, расширение территории заказника. Действительно, проекты в том числе направлены на формирование мнения общества о вреде, наносимом добычей россыпного золота, однако конечной целью данных проектов является не изменение декларируемых в законах или иных нормативных и ненормативных актах задач ресурсодобывающей отрасли, как указано в протоколе, а сохранение окружающего мира, уникальных природных объектов.

На основании изложенного, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении МОО Солонешенского района « ПРО-Движение» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении МОО Солонешенского района « ПРО-Движение» прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Солонешенский районный суд в течение 10 суток.

Судья Т.П.Сухарева