материал № 5-8/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 сентября 2013 года п. Пено
Судья Пеновского районного суда Тверской области Спесивцева Н.А., с участием государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Тимурзиева Х.И., директора МУП «Пено-Сервис» О.Ю.,
рассмотрев материалы дела, представленного Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тверской области об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административном правонарушении в отношении МУП «Пено-Сервис»,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям представило в суд материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица МУП «Пено-Сервис» по ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении № 08-09/475 (01) от 23.08.2013 года следует, что в результате административного расследования, по факту захламления твёрдыми бытовыми отходами земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в 100 м. от д. <адрес>, установлено, что на указанном участке расположен карьер, в который МУП «Пено-Сервис» вывозятся твёрдые бытовые отходы. Площадь захламления составляет 1,125 га. 04.06.2013 года с места складирования твёрдых бытовых отходов, произведён отбор и формирование объединённых почвенных проб. Согласно заключению экспертной комиссии ФГБУ «Тверская МВЛ» от 02.07.2013 года в образцах, отобранных с места размещения свалки обнаружено превышение ПДК цинка в 5,6 раза. Степень загрязнения почвы по содержанию цинка согласно СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» - «очень сильная».
Таким образом, в действиях МУП «Пено-Сервис», выявлено нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в загрязнении указанного земельного участка цинком, в результате складирования твёрдых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Тимурзиев Х.И., поддержал доводы, изложенные в протоколах об административном правонарушении в отношении юридического лица МУП «Пено-Сервис».
Директор МУП «Пено-Сервис» О.Ю. выразила несогласие с доводами протокола № 08-09/475 (01) от 23.08.2013 года об административном правонарушении Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям в отношении МУП «Пено-Сервис», и полагает, что за указанное правонарушение должна отвечать администрация Пеновского района. Кроме того, представителем Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Тимурзиевым Х.И, был произведен отбор проб почвы в отсутствие представителя МУП «Пено-Сервис», и результаты исследования отобранных проб не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица МУП «Пено-Сервис» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правовые основы охраны окружающей среды и природопользования установлены Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012 года) "Об охране окружающей среды", нормы которого направлены на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В пп. 2 п. 1 ст. 13 ЗК РФ указано, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от различных негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Частью второй ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Следовательно, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных как с уничтожением, так и с порчей плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с опасными для окружающей среды веществами.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям № 1111-А от 17.05.2013 года (л.д.33), государственным инспектором отдела земельного надзора Тимурзиевым Х.И. проведено обследование земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в 100 м. от д. <адрес>, было установлено, что на указанном участке расположен карьер, в который вывозятся твёрдые бытовые отходы. Площадь захламления составляет 1,125 га.
04.06.2013 года государственным инспектором отдела земельного надзора Тимурзиевым Х.И. был произведен отбор почвы с указанного участка (л.д.33), а также произведен их анализ, показавший превышение ПДК цинка в 5,6 раза (л.д.23-27). В результате чего 05.06.2013 года было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (л.д.31).
По результатам административного расследования, Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям составило протокол об административном правонарушении в отношении: МУП «Пено-Сервис» № 08-09/475 (01) от 23.08.2013 года, (л.д.5-6).
Как следует из копии договора на оказании услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов № 17–тбо от 01.01.2013 года, заключённого между МУП «Пено-Сервис» и администрации Пеновского района, МУП «Пено-Сервис» берёт на себя обязанность по представлению услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов от объекта (ов) Заказчика (л.д.9).
Как следует из п. 3.3 Устава одним из видов деятельности МУП «Пено-Сервис» является вывоз бытовых отходов от жилых зданий и прочих потребителей (л.д.52-59).
Факт совершения административного правонарушения МУП «Пено-Сервис» подтверждается протоколом отбора проб и образцов, заключением экспертизы от 02.07.2013 года, согласно которому содержание валового цинка в отобранном с места размещения свалки образце грунта значительно, почти в 6 раз превышает допустимый уровень (ПДК), протоколом об административном правонарушении; пояснениями помощника юриста ООО «ЮК-Одиссей» М.В. и другими материалами дела. Также факт складирования твёрдых бытовых отходов на указанном земельном участке подтверждается и признанием директора МУП «Пено-Сервис» О.Ю., что бытовые отходы вывозятся МУП «Пено-Сервис» в указанный карьер.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения согласно с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что в действиях юридического лица МУП «Пено-Сервис» выявлено нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в загрязнении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> цинком, в результате складирования твёрдых бытовых отходов.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности виновности юридического лица МУП «Пено-Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Доводы представителя МУП «Пено-Сервис» О.Ю. о нарушении административным органом при проведении административного расследования, процедуры отбора проб почвы, которая произведена в отсутствие представителя МУП «Пено-Сервис» и, результаты исследования отобранных проб не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства, судом не могут быть приняты во внимание.
Статьей 26.5 КоАП РФ установлено, что должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Из материалов дела видно, что отбор проб почв произведен в строгом соответствии с положениями статей 26.4, 26.5, 27.10 КоАП РФ, имеется протокол отбора проб и образцов № 08-09/27 (01) от 04.06.2013 года, подписи понятых. В связи с этим данное доказательство является допустимым и достоверным.
Согласно части 1 статье 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Суд приходит к выводу, что должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Тимурзиевым Х.И., при рассмотрении дела об административном правонарушении заключению эксперта от 02.07.2013 года дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями части 6 статьи 26.4 КоАП РФ в совокупности с другими материалами дела.
Как подтверждают материалы дела, на момент проведения проверки О.Ю. не отрицала факт выявленных нарушений, о чём свидетельствуют её подпись в протоколе об административном правонарушении в отношении МУП «Пено-Сервис».
При назначении административного наказания в отношении МУП «Пено-Сервис» подлежат учёту характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность МУП «Пено-Сервис», по делу не установлено.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается нарушение МУП «Пено-Сервис» требований земельного законодательства в результате складирования твёрдых бытовых отходов, угрозы причинения вреда состоянию и качеству окружающей среды в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, суд приходит к выводу о виновности юридического лица МУП «Пено-Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, подвергнув административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.7, п.1 ч.1 ст.29.9, ст. 3.12 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать МУП «Пено-Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А. Спесивцева