ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 04.04.2011 Дудинского районного суда (Красноярский край)

                                                                                    Дудинский районный суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Дудинский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2011 года г.Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Улановой О.К.,

при секретаре Герасименко Н.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Дудинского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Таймыр» о признании незаконным бездействие в части неисполнения обязанностей по проведению предусмотренных законом мероприятий при осуществлении сброса хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов, и возложении обязанности в срок до 01 февраля 2012 года оформить документы на право пользования поверхностным водным объектом р.Норильская для сброса сточных вод; разработать и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ (НДС) со сточными водами в водный объект р.Норильская; получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - водный объект р.Норильская,

У С Т А Н О В И Л:

Дудинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «»Авиакомпания «Таймыр» о признании незаконным бездействие в части неисполнения обязанностей по проведению предусмотренных законом мероприятий при осуществлении сброса хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов, и возложении обязанности в срок до 01 февраля 2012 года оформить документы на право пользования поверхностным водным объектом р.Норильская для сброса сточных вод; разработать и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ (НДС) со сточными водами в водный объект р.Норильская; получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - водный объект р.Норильская, мотивируя свои требования следующим.

В ходе плановой, документарной, выездной проверки исполнения законодательства о безопасности окружающей среды, проведенной Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю в ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в период с 15 сентября 2010 года по 12 октября 2010 года установлено грубое нарушение законодательства о безопасности окружающей среды, а именно: в результате хозяйственной деятельности предприятия образуются сточные воды. Сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов ОАО «Авиакомпания «Таймыр», расположенных по адресу: Красноярский край, г. Норильск (аэропорт «Валек»), осуществляется после очистных сооружений (септик-отстойник) одним выпуском в водный объект р. Норильская (Норило-Пясинская водная система). Категория сточных вод - загрязненные, недостаточно-очищенные. При этом, документов, на право пользование данным водным объектом, ОАО «Авиакомпания «Таймыр» не имеет. До 10 сентября 2009 года пользование водным объектом р. Норильская для сброса сточных вод осуществлялось на основании лицензии на водопользование, выданной Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по ТАО, и Договора пользования водным объектом, зарегистрированного 25 апреля 2005 года. С момента окончания лицензии на водопользование и до настоящего времени право пользования водным объектом р. Норильская для сброса сточных вод предприятием не оформлено.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74- ФЗ (далее по тексту ВК РФ) на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Согласно ч. 2 ст.21, ч.4 ст.11 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В нарушение указанных требований федерального законодательства, пользование поверхностным водным объектом р. Норильская в целях сброса хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов аэропорта «Валек» в период с 10 сентября 2009 года и по настоящее время осуществляется без указанных выше документов.

Кроме того, с 01 января 2008 г. и по настоящее время сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов аэропорта «Валек» в р. Норильская осуществляется без разрешения на сброс веществ со сточными водами. Действие ранее выданного разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 11/06 от 22.02.2007 г., со сроком действия до 31.12.2008 года прекращено Енисейским межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора в связи с невыполнением плана водоохранных мероприятий (отсутствие положительного заключения ГЭЭ на проектную документацию по реконструкции ОС).

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно частям 1,2 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В нарушение указанных требований федерального законодательства ОАО «Авиакомпания «Таймыр», сбрасывая сточные воды в водный объект р. Норильская без разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, нарушает требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, и причинить неизгладимый ущерб животному миру указанного водоёма, а, следовательно, ущерб государству, и как следствие, вред жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

В связи с чем, Дудинский транспортный прокурор просит признать незаконным бездействие ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в части неисполнения обязанностей по проведению предусмотренных законом мероприятий при осуществлении сброса хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов, и обязать ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в срок до 01 февраля 2012 года оформить документы на право пользования поверхностным водным объектом р.Норильская для сброса сточных вод; разработать и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ (НДС) со сточными водами в водный объект р.Норильская; получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - водный объект р.Норильская.

В судебном заседании представитель истца помощник Дудинского транспортного прокурора Шимохин Д.А., выступающий на основании поручения Дудинского транспортного прокурора, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, и дополнил, что представленные ответчиком документы свидетельствуют о том, что ОАО «Авиакомпания «Таймыр» не приняло своевременно все необходимые меры для получения разрешения на сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика, нарушающем требования охраны водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и причинить ущерб жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика - ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ОАО «Авиакомпания «Таймыр» и письменные возражения, в которых иск не признал и пояснил, что постановление о привлечении к административной ответственности ОАО «Авиакомпания «Таймыр», которое явилось основанием для подачи иска в суд, обжаловано, в законную силу не вступило, поэтому у истца отсутствуют основания ссылаться на данный документ. Кроме этого, ОАО «Авиакомпания «Таймыр» предпринимало и предпринимает все зависящие от него меры и действия для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами аэропорта «Валек», а именно, разработан и согласован в установленном порядке проект ПДС и получено разрешение на сброс в 2007 и 2008 годах. Однако, из-за изменений законодательства Российской Федерации в части проведения Государственной экологической экспертизы, и как следствие не выполнения плана водоохранных мероприятий на 2006-2010 годы ОАО «Авиакомпания «Таймыр» было отказано в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами на 2009-2010 годы. Для получения решения пользования водным объектом р.Норильская были направлены запросы в соответствующие органы для получения данных, необходимых для подготовки регламентированной документации; разработаны и направлены на согласование «Программа контроля качества сточных вод», «Характеристика водопользования с индивидуальными нормами водопотребления и водоотведения для а/п «Валек», «Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной», схема систем водопотребления и водоотведения; получено заключение о невозможности установки приборов учета объема сбрасываемых сточных вод; подготовлен проект установки узла учета поступающей воды из сетей ОАО «Норильско-Таймырская Энергетическая Компания», в настоящее время узел учета введен в эксплуатацию. Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной и схема систем водопотребления и водоотведения не согласована в связи с тем, что существует порядок согласования регламентированной документации, необходимой для формирования пакета документов, необходимых для оформления права пользования водным объектом. А также в связи с необоснованностью выдвигаемых требований. Для решения вопроса о правильности трактовки положений водоохранного законодательства РФ специалистами территориального органа Росводресурсов и обоснованности выдвигаемых ими требований, были направлены запросы в вышестоящие органы. Не обоснованным представитель ответчика считает и утверждение истца о нарушении ОАО «Аваикомпания «Таймыр» частей 1,2 ст.35 Водного кодекса РФ. Статья 35 ВК РФ устанавливает требования к нормативам допустимого воздействия на водный объект и порядок их утверждения. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №881, выполнение требований данной статьи не может быть возложена на хозяйствующий субъект, осуществляющий сброс сточных вод. Разработка НДВ на водные объекты возложена на Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Для выбора методической основы расчета нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами в р.Норильская, ОАО «Авиакомпания «Таймыр» направило запрос в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов -Енисейское бассейновое водное управление, о наличии утвержденных НДВ для р.Норильская, на что получен ответ, что в настоящее время НДВ для р.Норильская не установлены, их разработка и утверждение планируется на 2013-2014 годы. С целью наблюдения за изменением состояния используемого водного объекта, ответчиком ежегодно в соответствии с утвержденным «Стандартом предприятия. Производственный экоаналитический контроль» осуществляется мониторинг изменения качества воды водного объекта до сброса сточных вод и после сброса, по результатом которого, сброс сточных вод аэропорта «Валек» не приводит к значимому загрязнению водного объекта. С целью внесения платы за негативное воздействие на водный объект ОАО «Авиакомпания «Таймыр» проводит наблюдение за составом и качеством сточных вод, а также ведет учет объема сбрасываемых сточных вод. На основании данных наблюдений и учета производится расчет платы за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурор, согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на бла_гоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддер_жанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Согласно ч.1 ст.39 и ч.4 ст.23 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Допускается производить выбросы и сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов, лимитов выбросов и сбросов на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При этом, в соответствии с частями 2 и 4 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, предоставляются для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, принятого исполнительными органами государственной власти.

Как установлено, в ходе проверки, проведенной с 15 сентября по 12 октября 2010 года специалистами Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю в ОАО «Авиакомпания «Таймыр», соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выявлены нарушения водного законодательства, а именно: сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов ОАО «Авиакомпания «Таймыр», расположенных в аэропорту «Валек» г.Норильска осуществляется с 10 сентября 2009 года и по настоящее время в водный объект р.Норильская - Норило-Пясинской водной системы без решения уполномоченных органов о предоставлении данного водного объекта в пользование; и с 01 января 2008 года без разрешения на сброс в водный объект различных загрязняющих веществ, и согласованного норматива допустимого сброса. Сбрасываемые сточные воды пропускаются через очистные сооружения (септик-отстойник) одним выпуском, и попадают в водный объект. Категория сточных вод - загрязненные, недостаточно очищенные. Ранее пользование водным объектом р. Норильская для сброса сточных вод осуществлялось ОАО «Авиакомпания «Таймыр» на основании лицензии на водопользование, выданной 10 сентября 2004 года Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу и договора пользования водным объектом, срок которых истек 10 сентября 2009 года. Действие ранее выданного разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от 22 февраля 2007 года сроком до 31 декабря 2008 года было прекращено Енисейским межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора в связи с невыполнением ОАО «Авиакомпания «Таймыр» плана водоохранных мероприятий.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю №ВЗТА-343 от 12 октября 2010 года и справкой о деятельности ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в части соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 12 октября 2010 года (л.д.10-29), предписаниями №ВЗТА-343/2 и №ВЗТА-343/3 от 12 октября 2010 года (л.д.6-9), из которых следует, что в нарушение федерального законодательства ОАО «Авиакомпания «Таймыр» осуществляет сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов, расположенных в аэропорту «Валек» г.Норильска в водный объект р.Норильская - Норило-Пясинской водной системы с 10 сентября 2009 года без решения уполномоченных органов о предоставлении данного водного объекта в пользование; и с 1 января 2008 года без разрешения на сброс в водный объект различных загрязняющих веществ, и согласованного норматива допустимого сброса.

Не оспариваются данные факты и представителем ответчика.

Таким образом, установлено, что в нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в течение длительного времени ОАО «Авиакомпания «Таймыр» производится сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов в водный объект без решения уполномоченного органа о предоставлении данного водного объекта в пользование, без разрешения на сброс различных загрязняющих веществ в данный водный объект, и согласованного норматива допустимого сброса, что может причинить ущерб животному миру указанного водоёма, и как следствие вред жизни и здоровью неопределённого круга лиц, и нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что ОАО «Авиакомпания «Таймыр» предпринимало и предпринимает все зависящие от него меры и действия для получения разрешения на сброс сточных вод и решения на право пользования водным объектом, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Водный кодекс Российской Федерации, согласно которому было регламентировано (статья 11) предоставление водных объектов, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, принятого исполнительными органами государственной власти, был введен в действие с 01 января 2007 года. Ранее выданная лицензия, в силу Федерального закона от 03.06.2006 года №73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» действовала до истечения срока, который истек 10 сентября 2009 года. Действие ранее выданного разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от 22 февраля 2007 года сроком до 31 декабря 2008 года было прекращено Енисейским межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора с 01 января 2008 года в связи с невыполнением ОАО «Авиакомпания «Таймыр» плана водоохранных мероприятий.

Как следует из представленных ответчиком документов, 24 февраля 2009 года заместителем руководителя ТОВР по Красноярскому краю на запрос ОАО «Авиакомпания «Таймыр» о порядке получения документов на право пользования водным объектом, были даны исчерпывающие разъяснения, указаны нормативные правовые акты, регламентирующие данный вопрос (л.д.157). Несмотря на это, до конца июня 2009 года ОАО «Авиакомпания «Таймыр» никаких мер для получения решения на право пользования водным объектом для сброса сточных вод не предпринимало.

23 июня 2009 года от имени ответчика (договор, подтверждающий договорные отношения, ответчиком не представлен) ООО «ЭкоГео» был направлен запрос в Министерство природных ресурсов и лесного хозяйства Красноярского края о предоставлении списка документов, необходимых для получения разрешительных документов на право пользования водным объектом (л.д.165), при том, что перечень необходимых документов установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». В это же время ОАО «Авиакомпания «Таймыр» были направлены запросы в Территориальный центр по мониторингу загрязнения окружающей среды ГУ «Красноярский ЦГМС-Р», Енисейской бассейновое водное управление (л.д.160, 162-163), ответы по которым получены в июле 2009 года (л.д.159, 161,164). 20 июля 2009 года Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края были даны разъяснения какие документы необходимо представить для получения решения на право пользования водном объектом для осуществления сброса сточных вод (л.д.166-167). Последующий запрос в связи с несогласием с требованиями территориальных органов Росводресурсов был направлен 08 октября 2009 года (л.д.169), спустя более двух месяцев после получения оспариваемой информации.

04 февраля 2010 года руководителю Енисейского бассейнового водного управления для согласования были направлены Программа регулярных наблюдений за водным объектом р.Норильская и ее водоохраной зоны и Программа контроля качества сточных вод, сбрасываемых в р.Норильская, в согласовании которых 01 июня 2010 года было отказано в связи с несоответствием ряда положений действующим нормативным правовым актам (л.д.173-175). Исправленные Программы были повторно направлены для согласования 03 сентября 2010 года (л.д.176).

Документы подтверждающие, согласование данных Программ, либо оспаривание ответчиком, в установленном законом порядке, решения органа, отказавшего в согласовании, ответчиком суду не представлены.

Необходимые для получения решения о пользовании водного объекта р.Норильская Программа проведения измерений качества сточных вод направлена на согласование в ТОВР по Красноярскому краю только 17 февраля 2011 года. Проект «Характеристики водопользования и индивидуальные нормы водопотребления и водоотведения аэропорта «Валек», разработаны в рамках договора, который был заключен только 11 января 2011 года, и направлен на рассмотрение в ТОВР по Красноярскому краю только 23 марта 2011 года.

Таким образом, длительное непринятие всех необходимых мер для получения в установленные сроки разрешительных документов на право пользование водным объектом и сброс в данный объект сточных вод, затянувшаяся переписка по вопросам, которые урегулированы действующими нормативными правовыми актами, свидетельствует о фактическом бездействии ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в решении вопроса по получению разрешительных документов на право пользование водным объектом и сброс в данный водный объект сточных вод.

Представленная переписка ООО «ЭкоГео» с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральным агентством водных ресурсов (л.д.177-183) не являются доказательствами, опровергающими бездействие ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в решении выше указанных вопросов.

Отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водный объект (НДВ) не препятствовало ответчику в своевременном получении решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс сточных вод по следующим основаниям.

В силу ст. 6.2 ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Согласно пункту 22 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 года №333, на период до 01.01.2015 года предусмотрено, что в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты производится на основании предельно допустимых концентраций химических веществ для каждого водопользователя.

Аналогичное разъяснение дано в письме от 05.02.2009 N ВК-02-25/325 "О предоставлении водных объектов в пользование", Федеральным агентством водных ресурсов, из которого следует, что в случае отсутствия у водопользователя разработанных и утвержденных в установленном порядке НДС установление нормативов качества сброса сточных вод в водный объект возможно на уровне предельно допустимых концентраций (ПДК), что не противоречит условию не превышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах показателей, определяемых исходя из нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Не являются основанием для отказа в иске и факты осуществления ответчиком производственного контроля химического состава сбрасываемых сточных вод, мониторинга состояния поверхностных вод р.Норильская, и платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате сброса загрязняющих веществ со сточными водами с учетом сверхлимитного сброса, поскольку в нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в течение длительного времени ОАО «Авиакомпания «Таймыр» производится сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов в водный объект без решения уполномоченного органа о предоставлении данного водного объекта в пользование, без разрешения на сброс различных загрязняющих веществ в данный водный объект, и согласованного норматива допустимого сброса, что может причинить ущерб животному миру указанного водоёма, и как следствие вред жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Дудинского транспортного прокурора в защиту и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Таймыр» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в части неисполнения обязанностей по проведению предусмотренных законом мероприятий при осуществлении сброса хозяйственно-бытовых сточных вод с производственных объектов.

Обязать ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в срок до 01 февраля 2012 года:

оформить решение на право пользования поверхностным водным объектом - р.Норильская для сброса сточных вод;

разработать и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ (НДС) со сточными водами в водный объект р.Норильская;

получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - водный объект р.Норильская.

Взыскать с ОАО «Авиакомпания «Таймыр» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8000 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Дудинский районный суд.

Председательствующий О.К.Уланова

Решение принято судом в окончательной форме 11 апреля 2011 года.