ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 10.02.2012 Волжского районного суда (Самарская область)

                                                                                    Волжский районный суд Самарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Волжский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 10 февраля 2012 года

Волжский районный суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Панарина С.В.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора Волжского района Самарской области Алексеева С.Ю.

представителя ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области Нестеровой С.В.

представителя ответчика Государственное учреждение Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» Антоновой Л.Ю.

представителя третьего лица Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России Аверьянова С.А.

при секретаре Эльберг Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности

УСТАНОВИЛ

Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что в ходе проведения проверки соблюдения противопожарного законодательства ГУ Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» были выявлены нарушения требований законодательства РФ, а именно, нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313.

Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании пансионата по адресу:

- декларация пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № не переработана с учетом изменений внесенных в приказ МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» приказом МЧС России от 26.03.2010 г. № 135 (III раздел не соответствует установленной форме, указан не полный перечень пунктов нормативных документов по пожарной безопасности и т.д.) (нарушение ст.64- «1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара). 2. В случае, если собственник объекта защит или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным, законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты. 3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. 4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на прав пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут, ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.6. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменений в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности. 7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности представляется не позднее одного года после дня его вступления в силу. 8.Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 22.07.2008 г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; приказ МЧС России от 24.02.2009 г. №91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности». приказ МЧС России от 26.03.2010 г. №135 ; п.3 –«наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

- организация (учреждение) не обеспечена(о) прямой телефонной связью с ближайшим подразделение пожарной охраны (нарушение п. 39 – «организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки. деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечить прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

- имеющаяся (смонтированная) в здании автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) не соответствует не соответствует нормативным требованием пожарной безопасности (см. заключение системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления людей при пожаре. инструментальными методами контроля от ДД.ММ.ГГГГ № выданное ГУ СЭУ ФПС ИПЛ по Самарской области) (нарушение п. 3 – «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке», п. 98 – «установки пожарной автоматики должны находится в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 7.28 – « в процессе эксплуатации должна быть обеспечена работоспособность всех инженерных средств противопожарной защиты», п.7.29 – «автоматическое пожаротушение и пожарную сигнализацию следует предусматривать в соответствии с НПБ 110» СНиП 21-01-97* « Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 3.52* - «в общественных зданиях следует предусматривать электрооборудование, электроосвещение, устройства городской телефонной связи, проводного вещания и телевидения. При технико- экономическом обосновании, а также в соответствии со специальными требованиями ведомственных строительных норм и задания на проектирование комплексы зданий, отдельные здания или помещения оборудуются устройствами местной (внутренней) телефонной связи, местными установками проводного вещания и телевидения, звукофикации, усиления и синхронного перевода речи, установками сигнализации времени, пожарной и охранной сигнализации, системами оповещения о пожаре, устройствами сигнализации загазованности, задымления и затопления, системами автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования зданий и другими видами устройств, а также комплексной электрослаботочной сетью. Перечень общественных зданий и помещений, для которых должна быть предусмотрена автоматическая сигнализация или автоматическая установка пожаротушения, следует принимать в соответствии с НПБ 110-99» СНиП 2.08.02-89*»Общественные здания и сооружения»; п.3 – «тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определятся организацией – проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно- планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3,6.1,7,9,10,13 таблицы 3 при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещениями», п. 14 – «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении», п. 9 табл. 1, п. 38 табл. 3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений. помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);

- имеющаяся (смонтированная) в здании система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности (см. заключение системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, инструментальными методами контроля от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное ГУ СЭУ ФПС ИПЛ по Самарской области) (нарушение п. 3 - «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке», п. 98 – «установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;п. 6.7* - «Система оповещения о пожаре должна выполняться в соответствии с НПБ 104», п. 7.28 – «в процессе эксплуатации должна быть обеспечена работоспособность всех инженерных средств противопожарной защиты» СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;п. 3.52*- «в общественных зданиях следует предусматривать электрооборудование, электроосвещение, устройства городской телефонной связи, проводного вещания и телевидения. При технико-экономическом обосновании, а также в соответствии со специальными требованиями ведомственных строительных норм и задания на проектирование комплексы зданий, отдельные здания или помещения оборудуются устройствами местной (внутренней) телефонной связи, местными установками проводного вещания и телевидения, звукофикации, усиления и синхронного перевода речи, установками сигнализации времени, пожарной и охранной сигнализации, системами оповещения о пожаре, устройствами сигнализации загазованности, задымления и затопления, системами автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования зданий и другими видами устройств, а также комплексной электрослаботочной сетью» СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;п. 5.1 – «тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей», табл. 2, п. 4.1 – «нормами предусмотрено пять типов СОУЭ в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1», табл. 1 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

- противопожарное расстояние между зданием пансионата и зданием жилого дома с встроенными (вставленными) помещениями общественного назначения не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности (фактически оба здания примыкают (стоят вплотную) друг к другу, требуемое минимальное расстояние – 6 м – 15 м, в зависимости от степени огнестойкости зданий) (нарушение п. 3 – «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;п. 2.12* «расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п. 9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1», прил. 1 п. 1* - «противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл. 1*, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по СНиП II-89-80 и СНиП II-97-76. Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий 1 и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкость следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов,- 15 м», табл. 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»);

- приказом по организации не определены сроки очистки воздуховодов системы вентиляции (не произведена очистка воздуховодов системы вентиляции) (помещение кухни) (нарушение п. 78 – «Вентиляционные камеры, циклоны, фильтры, воздуховоды должны очищаться от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

- в помещении ванной комнаты установлены штепсельная розетка (нарушение п. 57 – «проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;п. 7.1.48 – «установка штепсельных розеток в ванных комнатах, душевых, мыльных помещениях бань, помещениях, содержащих нагреватели для саун (далее по тексту «саунах»), а также в стиральных помещениях прачечных не допускается, за исключением ванных комнат квартир и номеров гостиниц» главы 7.1 раздела 7 седьмого издания ПУЭ «Привила устройства электроустановок»);

- ширина эвакуационных выходов не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности («основной» (общий) эвакуационный выход из кабинета завхоза и главного бухгалтера – фактическая ширина 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кухни – 0,78 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационные выходы из комнат (спальных помещений) 0,75 м. – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из комнаты (помещения) дежурной смены – 0,75 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения мед. блока – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения аптеки – 0,73 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кладовой (складского помещения) – 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кассы – 0,72 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения раздевалки – 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из кабинета юриста – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м)) (нарушение п. 3 – «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке», п. 51 – «при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;п. 6.16 – «высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком», п. 6.29 – «ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе, расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее: а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1; б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.; в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам; г) 0,9 м - для всех остальных случаев» СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- помещение столовой не обеспечено в соответствии с требованиями пожарной безопасности вторым эвакуационным выходом (один выход через кухню, другой через варочный цех) (нарушение п. 3 – «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке», п. 51 – «при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.12* - «не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел., помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20, г; помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.; помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - более 25 чел. или площадью более 1000 м2; открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м2- для помещений категорий А и Б и более 400 м2 - для помещений других категорий. Помещения класса Ф1.3 (квартиры), расположенные на двух этажах (уровнях), при высоте расположения верхнего этажа более 18 м должны иметь эвакуационные выходы с каждого этажа» СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (двери из помещения столовой) (нарушение п. 3 – «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке», п. 51 – «при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.17 – «двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Не нормируется направление открывания дверей для: а) помещений классов Ф1.3 и Ф1.4; б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел., кроме помещений категорий А и Б; в) кладовых площадью не более 200 м2 без постоянных рабочих мест;г) санитарных узлов; д) выхода на площадки лестниц 3-го типа; е) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне» СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на двери данного помещении (овощехранилище) (нарушение п. 33 – «для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

- в здании (помещениях) отсутствует (не предусмотрена) система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1-го типа (звуковым способом оповещения) (овощехранилище) (нарушение п. 3 – «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;п. 5.1 – «тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей», п. 4.1 – «нормами предусмотрено пять типов СОУЭ в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1», п. 20 табл. 2 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

- не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на двери данного помещения (склад над овощехранилищем) (нарушение п. 33 – «для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

- в здании (помещениях) отсутствует (не предусмотрена) система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1-го типа (звуковым способом оповещения) (склад над овощехранилищем) (нарушение п. 3 – «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;п. 5.1 – «тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей», п. 4.1 – «нормами предусмотрено пять типов СОУЭ в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1», п. 20 табл. 2 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

- не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на двери данного помещения (гараж) (нарушение п. 33 – «для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

- в здании (помещениях) отсутствует (не предусмотрена) система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1-го типа (звуковым способом оповещения) (гараж) (нарушение п. 3 – «наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;п. 5.1 – «тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей», п. 4.1 – «нормами предусмотрено пять типов СОУЭ в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1», п. 20 табл. 2 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»).

Согласно статье 38 ФЗ РФ №69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Выявленные нарушения свидетельствует об отсутствии в ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей, что создает их угрозу, при этом для их устранения не требуется значительных материальных затрат. Кроме того, выявленные нарушения при пожаре могут привести к гибели или травмированию как жителей пансионата, так и сотрудников ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда». Причиной выявленных нарушений послужило несоблюдение норм Закона, халатное отношение к обязанностям по обеспечению пожарной безопасности руководства организации.

В связи с изложенным истец просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Государственное учреждение Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания государственного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- переработать декларацию пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом изменений внесенных в приказ МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» приказом МЧС России от 26.03.2010 г. № 135 (III раздел не соответствует установленной форме, указан не полный перечень пунктов нормативных документов по пожарной безопасности и т.д.);

- обеспечить организацию (учреждение) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности имеющуюся (смонтированную) в здании автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности имеющуюся (смонтированную) в здании систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности противопожарное расстояние между зданием пансионата и зданием жилого дома с встроенными (вставленными) помещениями общественного назначения (фактически оба здания примыкают (стоят вплотную) друг к другу, требуемое минимальное расстояние – 6 м – 15 м, в зависимости от степени огнестойкости зданий);

- определить приказом по организации сроки очистки воздуховодов системы вентиляции и провести очистку воздуховодов системы вентиляции (помещение кухни);

- устранить нарушение п. 7.1.48 главы 7.1 раздела 7 седьмого издания ПУЭ «Привила устройства электроустановок» а именно в помещении ванной комнаты установлены штепсельная розетка;

- привести в соответствие с нормативными требованиями пожарной безопасности ширину эвакуационных выходов («основной» (общий) эвакуационный выход из кабинета завхоза и главного бухгалтера – фактическая ширина 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кухни – 0,78 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационные выходы из комнат (спальных помещений) 0,75 м. – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из комнаты (помещения) дежурной смены – 0,75 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения мед. блока – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения аптеки – 0,73 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кладовой (складского помещения) – 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кассы – 0,72 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения раздевалки – 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из кабинета юриста – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м));

- обеспечить помещение столовой в соответствии с требованиями пожарной безопасности вторым эвакуационным выходом (один выход через кухню, другой через варочный цех);

- установить на путях эвакуации двери, которые открываются по направлению выхода из здания (двери из помещения столовой);

- определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на двери данного помещении (овощехранилище);

- установить в здании (помещениях) систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1-го типа (звуковым способом оповещения) (овощехранилище);

- определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на двери данного помещения (склад над овощехранилищем);

- установить в здании (помещениях) систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1-го типа (звуковым способом оповещения) (склад над овощехранилищем);

- определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на двери данного помещения (гараж);

- установить в здании (помещениях) систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1-го типа (звуковым способом оповещения) (гараж).

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Волжского района Самарской области Алексеев С.Ю. иск уточнил, в связи с тем, что некоторые требования ответчиком выполнены добровольно, просил провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания государственного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: обязать ответчиков привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности противопожарное расстояние между зданием пансионата и зданием жилого дома с встроенными (вставленными) помещениями общественного назначения (фактически оба здания примыкают (стоят вплотную) друг к другу, требуемое минимальное расстояние – 6 м – 15 м, в зависимости от степени огнестойкости зданий);

привести в соответствие с нормативными требованиями пожарной безопасности ширину эвакуационных выходов («основной» (общий) эвакуационный выход из кабинета завхоза и главного бухгалтера – фактическая ширина 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кухни – 0,78 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационные выходы из комнат (спальных помещений) 0,75 м. – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из комнаты (помещения) дежурной смены – 0,75 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения мед. блока – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения аптеки – 0,73 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кладовой (складского помещения) – 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения кассы – 0,72 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из помещения раздевалки – 0,76 м (требуется не менее 0,8 м), эвакуационный выход из кабинета юриста – 0,77 м (требуется не менее 0,8 м).

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о дате и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать, поскольку ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Большая часть нарушений требований пожарной безопасности учреждением, отмеченных в предписании Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, выполнена. Нарушения, требующие финансовых затрат, планируется устранить в установленный предписанием срок до ДД.ММ.ГГГГ Требование по соблюдению противопожарного расстояния между зданием пансионата и зданием жилого дома с встроенными (вставленными) помещениями общественного назначения выполнить не представляется возможным в соответствии с Заключением по независимой оценке пожарного риска объекта. Учреждению выделены средства областного бюджета в объеме 1,08 млн. рублей на выполнение работ по утеплению фасада здания пансионата негорючим материалом с последующей облицовкой металлическим сайдингом. ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, обособленное имущество на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой им самостоятельно, в рамках выделяемых Министерством управления финансов Самарской области лимитов бюджетных обязательств. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выступает в качестве главного распорядителя средств областного бюджета, выделение денежных средств осуществляется непосредственно на основании заявок учреждения. На основании изложенного ответственность за выполнение учреждением организационно-хозяйственных мероприятий министерство не несет.

Представители ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области Нестерова С.В., Ужакова О.А. исковые требования не признали, просили в иске отказать, так как требования истца, связанные с устранением нарушений капитального характера, в частности, увеличение ширины дверных проемов, дверей эвакуационных выходов, лестничных проемов здания пансионата, соблюдения противопожарного расстояния между зданием пансионата и зданием жилого дома с встроенными (вставленными) помещениями общественного назначения не подлежат удовлетворению, поскольку не представлено доказательств наличия угрозы жизни и здоровью людей дальнейшей эксплуатацией объекта недвижимости. Истцом не представлено технического заключения, подтверждающего, что устранение приведенных нарушений технически возможно и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции элементы) – конструкции, воспринимающие постоянную и временную нагрузку, что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению. Здание пансионата построено и введено в эксплуатацию более пятнадцати лет назад, в соответствии с действующими на тот период времени нормативными актами. Истец ссылается на требования СНиП 21-07-97, которые были приняты и введены в действие с 01.01.1998г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997г. № 18-7 взамен СНиП 2.01.02-85*. Так как закон не имеет обратной силы, то требования СНиП 2101-97 в сфере пожарной безопасности не могут применяться к объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до 01.01.1998 года. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, доказательств существования такой угрозы не представлено. Кроме того, истцом в одном исковом заявлении объединены требования искового производства и требования, вытекающие из публичных правоотношений, что является нарушением ст. 151 пп. 1,2 ГПК РФ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ для обязания в судебном порядке органа государственной власти совершить определенное действие должны быть одновременно представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и свободы заявителя, создает препятствия к их осуществлению. Таких доказательств истцом не представлено. Истец не разграничил требования, предъявляемые к ответчикам, действия (бездействия) министерства имущественных отношений Самарской области им не обжалуются, требования прокурора в части обязания министерства провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в здании учреждения являются незаконными и необоснованными. Согласно уставу учреждения его учредителями являются Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство здравоохранения Самарской области, организующее финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Представитель ответчика Государственное учреждение Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» Антонова Л.Ю. исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснила, что практически все нарушения требований пожарной безопасности устранены, кроме того, срок исполнения предписания Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений истекает лишь ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» за нарушение правил пожарной безопасности привлечено к административной ответственности, наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Здание передано в ведение пансионата в 1995 году, построено более пятнадцати лет назад, задолго до введения в действие СНиП 2.07.01-89*, СНиП 21-07-97 и Правил пожарной безопасности. В части требований по приведению в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности противопожарного расстояния между зданием пансионата и зданием жилого дома с встроенными (вставленными) помещениями общественного назначения просила отказать, поскольку согласно заключению о независимой оценке пожарного риска на объект ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда», расположенный по адресу: , на объекте защиты выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Представитель третьего лица Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России Аверьянов С.А. исковые требования поддержал частично, пояснил, что одним из требований истца является приведение в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности противопожарного расстояния между зданием пансионата и зданием жилого дома с встроенными (вставленными) помещениями общественного назначения, которое не соответствует требованиям пожарной безопасности (фактически оба здания примыкают (стоят вплотную) друг к другу, требуемое минимальное расстояние – 6 м – 15 м, в зависимости от степени огнестойкости зданий). Выполнение этого требования сводится к разбору части одного из строений, примыкающих друг к другу, до требуемого расстояния между ними (6-15 м), что может привести к потере целостности, устойчивости одного из зданий. Для устранения нарушения правил пожарной безопасности в данной ситуации достаточно выполнить противопожарную преграду (стену) между зданиями с заполнением проемов в противопожарной преграде противопожарными дверями в зависимости от пределов огнестойкости их ограждающей части. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ о независимой оценке пожарного риска на объект недвижимости ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» на объекте защиты выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Федеральным законом РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которому обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства Статьей 1 указанного Федерального закона определено, что пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Судом установлено, что Прокуратурой Волжского района Самарской области проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства ГУ Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда», в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства РФ, а именно, нарушение требований, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313. Отделом НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.

До рассмотрения дела по существу ответчиком ГУ Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» устранено большинство допущенных нарушений правил пожарной безопасности.

Ответчиком не удовлетворены требования истца в части приведения в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности противопожарного расстояния между зданием пансионата и зданием жилого дома с встроенными (вставленными) помещениями общественного назначения (минимальное расстояние от 6 до 15 м), фактически же здания стоят вплотную друг к другу.

Истцом не представлено технического заключения, подтверждающего, что устранение приведенных нарушений технически возможно и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элемент), что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению.

Здание Государственного учреждения Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда», расположенное по адресу: , построено и введено в эксплуатацию более пятнадцати лет назад, в соответствии с действующим на тот период законодательством, до принятия нормативно-правовых актов, на нарушение которых ссылается истец, в том числе СНиП 21-07-97 и Правил пожарной безопасности.

Требования законодательства в сфере пожарной безопасности не могут применяться к объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до принятия соответствующих нормативно-правовых актов, так как закон не имеет обратной силы.

Кроме того, в соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями ФЗ.

Как следует из заключения о независимой оценке пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «Аудит-Безопасность», в здании ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда», расположенный по адресу: , выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, доказательств существования какой-либо угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда» не установлено.

Рассматривая требования истца об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ от21.12.1994г. осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Постановлением Правительства Самарской области от 28.11.2005г. № 140 "Об утверждении перечня главных распорядителей средств областного бюджета предусмотрено, что Министерство образования и науки является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении Учреждения.

Согласно Устава ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда», его учредителями являются Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007г. № 79 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Здание пансионата является собственностью Самарской области. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

На основании Постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009г. №59 Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, социальной защиты населения и демографического развития региона, а также выступает в качестве главного распорядителя средств областного бюджета, выделение денежных средств осуществляется непосредственно на основании заявок учреждения.

Из смысла указанных правовых норм следует, что Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство здравоохранения Самарской области не обязаны проводить мероприятия по противопожарной безопасности.

Министерствами в соответствии с их полномочиями осуществляются возложенные на них обязанности по финансированию ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда», финансирование учреждения осуществляется в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета на основании заявок учреждения.

Таким образом, со стороны ответчиков - министерств отсутствовало бездействие по выполнению требований пожарной безопасности в ГУ СО «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда».

На основании вышеизложенного, иск прокурора Волжского района Самарской области не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Самарской области «Дубово-Уметский пансионат для ветеранов войны и труда», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья С.В. Панарин