ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 21.07.2011 Красногвардейского районного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Красногвардейский районный суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Красногвардейский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Плешаново 21 июля 2011 года

Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Образцовой Н.К.,

с участием заместителя прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Красного Н.В.,

представителей ответчиков:

администрации муниципального образования Дмитриевский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Волосяновой С.В.,

администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Горчева С.В., администрации муниципального образования Нижнекристальский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Петерс А.И.,

администрации муниципального образования Плешановский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Алябъева К.А.,

администрации муниципального образования Свердловский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Забродиной В.А.,

администрации муниципального образования Токский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Лошманова А.П.,

при секретаре Тукташевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Дмитриевский, Ивановский, Нижнекристальский, Плешановский, Свердловский, Токский, Пушкинский сельсоветов Красногвардейского района Оренбургской области о постановке на учёт объектов бесхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Плешановский, Свердловский, Нижнекристальский, Токский, Дмитриевсикй, Ивановский, Пушкинский сельсоветов Красногвардейского района Оренбургской области о постановке на учёт объектов бесхозяйного недвижимого имущества.

Определением Красногвардейского районного суда от 19 июля 2011 года производство гражданские дела по искам прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц были объединены в одно производство с присвоением гражданскому делу

№ 2- 336/2011.

В исках указано, что в состав территорий указанных сельсоветов Красногвардейского района входят бесхозяйные кладбища.

В соответствии со ст. 5 Устава муниципальных образований сельсоветов Красногвардейского района Оренбургской области к вопросам местного значения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Отсутствие собственников кладбищ влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению контроля за размещением, устройством и состоянием общественных кладбищ.

Прокурор просит обязать ответчиков по делу в срок до 01 октября 2011 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлениями о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – общественных кладбищ.

По муниципальному образованию Дмитриевский сельсовет просит обязать администрацию обратиться с заявлением о постановке на учёт следующих объектов бесхозяйного недвижимого имущества:

кладбище без названия, расположенное в 625 метрах на запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Кристалка, улица Южная, дом № 27;

кладбище без названия, расположенное в 325 метрах на северо-запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Кристалка, улица Московская, дом № 55;

кладбище без названия, расположенное в 125 метрах на запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Петровское, улица 50-летия Победы, дом № 45;

кладбище без названия, расположенное в 375 метрах на восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Петровское, улица 50-летия Победы, дом № 12;

кладбище без названия, расположенное в 100 метрах на северо-запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Кристалка, улица Московская, дом № 52;

кладбище без названия, расположенное в 3425 метрах на север от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Кристалка, улица Московская, дом № 52;

кладбище без названия, расположенное в 5575 метрах на север от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Кристалка, улица Заречная, дом № 22.

По муниципальному образованию Ивановский сельсовет обратиться с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества:

кладбище без названия, расположенное в 30 метрах на запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Ивановка, переулок Центральный, дом № 19.

По муниципальному образованию Нижнекристальский сельсовет обратиться с заявлением о постановке на учёт следующих объектов бесхозяйного недвижимого имущества:

православное кладбище без названия, расположенное в 100 метрах на запад от поселка Нижнекристалка Красногвардейского района Оренбургской области;

мусульманское кладбище без названия, расположенное в 400 метрах на юго-запад от поселка Нижнекристалка Красногвардейского района Оренбургской области;

кладбище без названия, расположенное в 300 метрах на северо-восток от поселка Учкаин Красногвардейского района Оренбургской области.

По муниципальному образованию Плешановский сельсовет обратиться с заявлением о постановке на учёт следующих объектов недвижимого имущества:

христианское кладбище, расположенное в 1000 метрах по направлению на юг от села Плешаново Красногвардейского района Оренбургской области;

мусульманское кладбище, расположенное в 1000 метрах по направлению на юг от села Плешаново Красногвардейского района Оренбургской области;

кладбище без названия, расположенное в 100 метрах на юго-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Донское, улица Советская, дом № 70 «А»;

кладбище без названия, расположенное в 200 метрах на северо-запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, деревня Верхнеильясово, улица М. Бурангулова, дом № 12;

кладбище без названия, расположенное в 200 метрах на запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, деревня Малоюлдашево, улица Центральная, дом № 12;

кладбище без названия, расположенное в 200 метрах на северо-запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, деревня Новоюлдашево, улица Центральная, дом № 39;

кладбище без названия, расположенное в 300 метрах на восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Юговка, улица Центральная, дом № 36;

кладбище без названия, расположенное в 200 метрах на юго-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Клинок, улица Центральная, дом № 28;

кладбище без названия, расположенное в 200 метрах на юг от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Плешаново, улица Победы, дом № 1.

По муниципальному образованию Свердловский сельсовет обратиться с заявлением о постановке на учёт следующих объектов недвижимого имущества:

кладбище без названия, расположенное в 300 метрах на юг от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Свердловский, улица А. Лавкова, дом № 10;

кладбище без названия, расположенное в 1000 метрах на запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Новопетровка, улица Молодежная, дом № 24;

кладбище без названия, расположенное в 200 метрах на юг от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Новопетровка, улица Майская, дом № 29;

кладбище без названия, расположенное в 300 метрах на север от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Отделение № 5, улица Центральная, дом № 6;

кладбище без названия, расположенное в 250 метрах на юг от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Ермаково, улица Орская, дом № 2;

кладбище без названия, расположенное в 350 метрах на запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Степной, улица Запрудная, дом № 12;

кладбище без названия, расположенное в 300 метрах на восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Степной, улица Степная, дом № 1.

По муниципальному образованию Токский сельсовет обратиться с заявлением о постановке на учёт следующих объектов недвижимого имущества:

кладбище без названия, расположенное в 600 метрах на юго-запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Токское, улица Советская, дом № 1;

кладбище без названия, расположенное в 500 метрах на юго-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Долинск, улица Советская, дом № 123;

кладбище без названия, расположенное в 500 метрах на восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, деревня Среднеильясово, улица Дружбы, дом № 53;

кладбище без названия, расположенное в 100 метрах на северо-запад от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, деревня Нижнеильясово, улица Мира, дом № 4;

кладбище без названия, расположенное в 200 метрах на восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Комсомолец, улица Центральная, дом № 24.

По муниципальному образованию Пушкинский сельсовет обратиться с заявлением о постановке на учёт следующих объектов недвижимого имущества: кладбище без названия, расположенное в 70 метрах на юг от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Пушкинский, улица Парковая, дом № 21;

кладбище без названия, расположенное в 70 метрах на северо-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Пушкинский, улица Новая, дом № 1;

кладбище без названия, расположенное в 3000 метрах на север от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Пушкинский, улица Новая, дом № 1;

кладбище без названия, расположенное в 5000 метрах на северо-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Пушкинский, улица Новая, дом № 1;

кладбище без названия, расположенное в 200 метрах на восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Старобогдановка, улица Центральная, дом № 58;

кладбище без названия, расположенное в 1100 метрах на юго-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Юринский, улица Южная, дом № 14;

кладбище без названия, расположенное в 16000 метрах на юг от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Юринский, улица Южная, дом № 14;

кладбище без названия, расположенное в 250 метрах на юго-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Юлты, улица Шоссейная, дом № 11;

кладбище без названия, расположенное в 4500 метрах на юго-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Юлты, улица Шоссейная, дом № 16;

кладбище без названия, расположенное в 400 метрах на северо-восток от дома по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, село Юлты, улица Молодежная, дом № 4.

В судебном заседании заместитель прокурора Красногвардейского района Красный Н.В. иски поддержал по изложенным в них основаниях, ссылаясь на ст. 130, 225 ГК РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 5 Уставов муниципальных образований Дмитриевский, Ивановский, Нижнекристальский, Плешановский, Свердловский, Токский, Пушкинский сельсоветов Красногвардейского района.

Не постановка на учёт кладбищ, как объектов бесхозяйного недвижимого имущества может привести к нарушению санитарных и экологических требований, тем самым может вызвать неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Так же считает, что администрации муниципальных образований не могут выполнять требования закона по содержанию кладбищ, пока они не оформлены.

Представитель ответчика администрации МО Плешановский сельсовет Алябъев К.А., действующий на основании доверенности от 31 марта 2011 года, иск не признал и пояснил, что вопрос содержания мест захоронения не значит оформления права собственности на это место захоронения. В настоящее время законодательством Российской Федерации вопрос об обязательной регистрации права собственности за муниципальным образованием-поселением, мест захоронения (кладбищ) не оговорен. В целях реализации Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, решением Совета депутатов МО Плешановский сельсовет от 10.12.2011 года № 3/1 «О бюджете муниципального образования Плешановский сельсовет Красногвардейского района на 2011 год» на содержание мест захоронения заложено 60 000 рублей.

Земельные участки, на которых расположены кладбища, находятся в государственной собственности, так как земли не разграничены. Отвода земли под места захоронения как такового нет. На территориях кладбищ МО Плешановский сельсовет здания строения и сооружения отсутствуют, соответственно и признавать бесхозяйным нечего.

Считает, что по смыслу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, могилы нельзя признать объектом недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 9 статьи 20 Закон Оренбургской области от 6 сентября 2004 года N 1421/223-III-ОЗ «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области» мемориальные объекты, в том числе надмогильные сооружения, саркофаги и склепы, являются собственностью лиц, на которых оформлено место погребения, то есть родственники похороненного.

Так же считает, что ст. 225 ГК РФ, предоставляет органу местного самоуправления лишь право обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, но никоим образом не обязывает орган местного самоуправления предъявлять соответствующее требование. Кроме того, принуждение кого-либо к приобретению права собственности противоречит основным принципам действующего гражданского законодательства, соответственно и обязание администрации МО Плешановский сельсовет на обращение в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о постановки на учет объекта недвижимого имущества противоречит основным принципам действующего гражданского законодательства и конституционным принципам, определенным в статьях 12, 132 Конституции РФ в которых говорится, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Представитель ответчика администрации МО Дмитриевский сельсовет Волосянова С.В., в иске просила отказать, по тем же основаниям, добавив, что площадь каждого кладбища замеряли сами, по поручению прокуратуры. От того, что будут поданы заявления о постановке кладбищ на учёт, ничего не изменится. Просит в иске отказать, ссылаясь на ст. 225 ГК РФ.

Представитель ответчика администрации МО Ивановский сельсовет Горчев С.В., пояснил, что кладбища, расположенные на территории Ивановского сельсовета существуют более 300 лет, как и сёла. Ничего за эти годы не случилось. Никакой угрозы от кладбищ нет, так как все кладбища ухожены, огорожены, на их содержание выделяются из местного бюджета средства. Постановка на учёт объектов недвижимого имущества повлечет дополнительные затраты денежных средств, которых и так в бюджете ответчиков мало.

Представитель ответчика администрации МО Нижнекристальский сельсовет Петерс А.И., просил в иске отказать, пояснив что организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения администрация занимается в силу закона, статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и п. 23 ст. 5 Устава МО. Кроме этого, у каждого погребённого на кладбище есть родственники, которые ухаживают за могилами, и каким образом признавать кладбище бесхозяйным, он не знает.

Представитель ответчика администрации МО Токский сельсовет Лошманов А.П., пояснил, что в каждом селе есть кладбище, которые, как и сёла, были созданы более 100 лет назад. Кладбища ответчиком обслуживаются и облагораживаются в силу закона, и он считает, что для этого нет необходимости оформлять их в собственность. Если администрация обратиться с заявлением о постановке всех кладбищ на учет как бесхозяйных, то конечно как следствие их придется и оформлять в собственность ответчику. Как это всё будет на практике выглядеть, он не представляет. Более того, средств в совете, для дальнейшего оформления кладбищ, просто нет. Считает, что речь может идти только о земельном участке, но не о кладбище. Документов на земельные участки, на которых расположены кладбища, в сельсовете нет никаких.

Представитель ответчика администрации МО Свердловский сельсовет Забродина В.А., в иске просила отказать, ссылаясь на ст. 225 ГК РФ. Кладбищами ответчик занимается, заброшенных кладбищ на территории совета нет. Так же считает, что от подачи заявления а в дальнейшем и оформления кладбищ в собственность ничего не измениться, потому что ответчик так же будет заниматься обустройством кладбищ, но только значительные затраты понесёт по их оформлению.

Представитель ответчика администрации МО Пушкинский сельсовет участия в судебном заседании не принимал. В адресованном суду заявлении глава администрации Тарнаева В.В. просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск признаёт.

В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика администрации МО Пушкинский сельсовет, согласно поступившему заявлению.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьёй 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 23 ст. 5 Устава МО Свердловский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статьёй 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - ФЗ «О погребении и похоронном деле») закреплено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» определено, что решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные.

Согласно статьи 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании, все ответчики по делу данные требования закона выполняют, места захоронения содержатся надлежащим образом, на их содержание выделяются средства из местного бюджета.

При рассмотрении данного спора суд руководствуется следующим.

Как установлено ст. 130 Гражданского кодекса Российской федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень недвижимых вещей по природе - здания, сооружения и т.д., и по закону - воздушные и морские суда, космические объекты и т.д., а также дает общее определение совокупных критериев, по которым иные, не указанные в статье вещи могут быть отнесены к недвижимым. Это прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению.

Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 3).

Статьёй 4 ФедеральногоЗакона «О погребении и похоронном деле» установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Согласно ст. 21 Закона Оренбургской области от 6 сентября 2004 года

N 1421/223-III-ОЗ "О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области", общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированных служб по вопросам похоронного дела органов местного самоуправления. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 3 статьи 20 настоящего Закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Закона, могут создаваться воинские участки, а по представлению религиозных объединений - вероисповедальные участки для погребения умерших одной веры.

Из пункта 9 ст. 20 этого же закона следует, что мемориальные объекты, в том числе надмогильные сооружения, саркофаги и склепы, являются собственностью лиц, на которых оформлено место погребения. Установка таких объектов допускается лицами, на которых оформлено место погребения, при условии согласования со специализированной службой по вопросам похоронного дела органа местного самоуправления.

Срок нахождения таких объектов на местах захоронения не ограничивается, за исключением случаев признания объекта в установленном порядке ветхим, представляющим угрозу здоровью людей, сохранности соседних объектов или признания объекта в установленном порядке бесхозным.

Пунктом 7 ст. 20 этого же закона установлено, что в случае необходимости переноса места погребения использование его территории разрешается по истечении двадцати лет. Бывшая территория места погребения может быть использована только под зеленые насаждения. Восстановление зданий и сооружений культового и мемориального назначения разрешается только на участках, ранее использовавшихся в тех же целях.


Таким образом, суд приходит к выводу, что общественные кладбища, как места погребения, могут быть перенесены, и поэтому не могут быть признаны по смыслу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами недвижимого имущества, как и не могут принадлежать органам местного самоуправления.

На основании изложенного в исках прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Дмитриевский, Ивановский, Нижнекристальский, Плешановский, Свердловский, Токский, Пушкинский сельсоветов Красногвардейского района Оренбургской области о постановке на учёт объектов бесхозяйного недвижимого имущества следует отказать, в виду необоснованности.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

в иске прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Дмитриевский, Ивановский, Нижнекристальский, Плешановский, Свердловский, Токский, Пушкинский сельсоветов Красногвардейского района Оренбургской области о постановке на учёт объектов бесхозяйного

недвижимого имущества - отказать в виду необоснованности.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Красногвардейский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.К. Образцова