Солецкий районный суд Новгородской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Солецкий районный суд Новгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
24 января 2012 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего - судьи Зуйковой В.М.,
с участием прокурора Солецкого района Новгородской области Володина А.В.,
представителей ответчика Администрации Солецкого городского поселения Новгородской области - П.В.С.., Г.И.П.., Г.В.Г.
представителя ответчика Муниципального бюджетного учреждения «» - А.Ю.А.
представителя третьего лица ОГИБДД МО МВД РФ «» - И.А.В.
представителя третьего лица Старорусский филиал ОАО «»- Л.В.Н.
при секретаре Кветалиевой Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого городского поселения, Муниципальному бюджетному учреждению «» о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время незаконными и обязании совершить определённые действия,
установил:
Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчикам.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района в ходе проведения в ноябре 2011 года надзорных мероприятий по соблюдению на территории Солецкого городского поселения требований Федерального закона от 10 декабря1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) установлено, что Администрацией Солецкого городского поселения не выполняются требования названного Закона в части организации уличного освещения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности. А также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» принят Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее - ППБ 01-03). ППБ 01-03 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1 ППБ 01-03).
Пунктом 11 ППБ 01-03 установлено, что в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Согласно п. 27 ППБ 01-03 территории населённых пунктов и организации должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.
Однако проверкой установлено, что на территории Солецкого городского поселения, в целях экономии бюджетных средств организация уличного освещения осуществляется в соответствии с графиками, утверждёнными соответствующими распоряжениями администрации Солецкого городского поселения. Согласно вышеуказанным графикам работы уличного освещения на протяжении осенне-зимнего периода 2011-2012 годов на территории Солецкого городского поселения в ночное время суток осуществляется отключение освещения.
Закрепление должностными лицами администрации Солецкого городского поселения, МБУ «» в графике включения и отключения уличного освещения на 2011 год ночного перерыва является незаконным по следующим основаниям.
Согласно ст.4 Закона, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 утверждён Государственный стандарт Российской Федерации, в соответствии с которым установлены требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспеченности безопасности дорожного движения (далее - ГОСТ 50597-93).
Так, пунктами 4.6.1., 4.6.3., 4.6.4., 4.6.5. ГОСТ 50597-93 определено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещённости до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещённости до 10 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом, не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Согласно требованиям, содержащимся в названных пунктах ГОСТ 50597 - 93, допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждение опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
В соответствии с п. 2.8 СНиП 2.05.02-85 включение освещения участков автомобильных дорог следует производить при снижении уровня естественной освещённости до 15-20 лк, а отключение - при его повышении до 10 лк.
В ночное время следует предусматривать снижение уровня наружного освещения протяжённых участков автомобильных дорог (длиной свыше 300 метров) и подъездов к мостам, тоннелям и пересечениям автомобильных дорог с автомобильными и железнодорожными дорогами путём включения не более половины светильников. При этом не допускается отключения подряд двух светильников.
По смыслу вышеуказанных норм законодательства, отключение уличного освещения в ночное время суток, допускается только при выходе из строя электроосветительных установок, либо повреждений электропроводов. Отключение уличного освещения в ночное время суток, в связи с недостаточностью финансовых средств, не допускается.
В нарушение названных требований законодательства уличное освещение на территории Солецкого городского поселения, начиная с 01 сентября 2011 года ежесуточно, с целью экономии денежных средств, по рабочим и выходным дням отключается в ночное время суток на определённый промежуток времени, в зависимости от продолжительности светового дня, при этом, указанное отключение уличного освещения не связано с выходом из строя каких-либо электроустановок, обеспечивающих подачу электричества, либо с выходом из строя электроосветительных приборов, осуществляющих освещение проезжих дорог в различных частях города.
Действия администрации Солецкого городского поселения в части утверждения графиков отключения в ночное время на территории Солецкого городского поселения уличного освещения, а также фактического отключения уличного освещения в ночное время суток в целях экономической выгоды являются незаконными, поскольку такое отключение влечёт за собой снижение уровня безопасности движения.
Отсутствие (отключение) наружного освещения на улично-дорожной сети Солецкого городского поселения является одним из условий, сопутствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и в свою очередь, фактором, отрицательно сказывающимся на общей криминогенной обстановке. Отсутствие наружного освещения значительно осложняет несение службы нарядами полиции по охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, существенным образом создаёт предпосылки для совершения правонарушений.
Ненадлежащее освещение автомобильных дорог г. Сольцы не обеспечивает необходимую безопасность дорожного движения, ставя под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц, то есть неопределённого круга лиц.
Просит признать действия администрации Солецкого городского поселения в части отключения уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения в ночное время суток незаконными и обязать администрацию Солецкого городского поселения в согласованный срок обеспечить надлежащее освещение в ночное время суток всех автомобильных дорог, находящихся в ведении Солецкого городского поселения, за исключением автомобильных дорог от автопавильона г. Сольцы Новгородской области до железнодорожного вокзала г. Сольцы по улицам Луначарского, Володарского, А. Матросова, Железнодорожная.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным.
Представители ответчика Администрации Солецкого городского поселения - исковые требования не признали и дополнительно суду пояснили, П.В.С. что не оспаривает необходимость проведения требуемых мероприятий, однако в бюджете поселения необходимых для этих целей денежных средств не предусмотрено. Также полагает, что учитывая незначительную интенсивность движения автомобилей и пешеходов в темное время суток, полагает достаточность освещения улиц г. Сольцы в ночное время суток, согласно графиков включения и отключения электроэнергии. В 2013 году планируется ремонт федеральной трассы, которая проходит через г. Сольцы, в тои числе с заменой световых опор, которую в настоящее время городская администрация вынуждена освещать за счет городского бюджета, также планируется переход на энергосберегающие светильники. Представитель ответчика Г.И.П. в судебном заседании показала, что в 2011 году на уличное освещение в ночное время было выделено 2 190 000 рублей, в 2012 году выделено 2485 000 рубле, при необходимости денежных средств 6000000 - 7000000 рублей. Представитель ответчика Г.В.Г. в судебном заседании показала, что также в настоящее время готовятся исковые заявления в арбитражный суд о взыскании затрат понесенных по освещению федеральной трассы.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения «» - А.Ю.А. исковые требования прокурора не признала, суду пояснив, что их организация не является по данному делу надлежащими ответчиком, поскольку не является собственником имущества осветительных опор подающих электроэнергию в ночное время суток, в их деятельность входит выполнение поручений администрации города связанных с содержанием городского имущества.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Солецкому району УВД по Новгородской области- И.А.В. исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что в ночное время отсутствие освещения на улицах города создает угрозу жизни, здоровья и имущества граждан, юридических лиц, связанных с безопасностью движения, а также ограничение подачи уличного освещения возможно только в исключительных случаях, к каковым график включения и отключения уличного освещения не относится.
Представитель третьего лица ФГУ «» Федерального дорожного агентства- в судебное заседание не явился, представил письменное за явление о рассмотрении дела без их участия.
Согласно представленных возражений усматривается, что в настоящее время Администрация Солецкого городского поселения как собственник сетей наружного электроосвещения обязана нести бремя содержания своего имущества, а также в выполнении норм права, в том числе касающихся и закона «О безопасности дорожного движения», поскольку федеральная трасса Новгород-Псков через Сольцы, Порхов) государственная собственность которой не разграничена и право собственности ни за кем не зарегистрировано.
Представитель третьего лица ГУ «»- в судебное заседание не явился о рассмотрении дела извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Представитель третьего лица Старорусский филиал ОАО «» Солецкий РЭС- Л.В.Н. заявление прокурора поддержал, суду пояснив, что, отключение уличного освещения в ночное время недопустимо, так как нарушает права граждан и юридических лиц.
Представитель третьего лица ОАО «» Филиала ОАО «» «» Производственное Отделение «Ильменские электрические сети» Филиала ОАО «» «» Солецкий РЭС в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Суд, выслушав пояснение представителя истца, представителей ответчика, третьих лиц, изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
Обязанность по обеспечению уличного освещения возложена на органы местного самоуправления по следующим основаниям.
Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Часть 3 ст. 130 ГК РФ, устанавливает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. Аналогичное положение содержится и в п.20 ст.4 Устава муниципального образования Солецкое городское поселение, из которого следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация освещения улиц.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимализации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, также относится к вопросам местного значения.
В силу п. З ч.1 и ч. З ст.5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги, расположенные на территории Солецкого городского поселения, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения (за исключением автомобильной дороги, расположенной по ул.Новгородская, ул.Комсомола, Советский пр.,
которая в силу решения Арбитражного суда Новгородской области от
25 декабря 2009 года признана автомобильной дорогой общего пользования
федерального значения, автомобильных дорог, расположенных по
ул.Заречная, ул.Пригородная,ул.Псковская,являющимися автомобильными дорогами общего пользования регионального значения.
Согласно требованиям ч.8 ст.6 Федерального закона № 257 - ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления, в соответствии с п.6 ст. 13 и ч.З ст. 15 Федерального закона РФ № 257-ФЗ, в области использования автомобильных дорог и осуществления относится, среди прочего, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п.6 ст.З этого же Закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из ст. 17 того же Закона следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Во исполнение ч. З этой нормы Министерством транспорта РФ приказом № 160 от 12 ноября 2007 года утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
Из п. 12 указанной Классификации следует, что в состав работ по содержанию входит плата за расход электроэнергии на освещение.
Исходя из вышеназванных положений законодательства следует, что обязанность по освещению автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящегося в границах Солецкого юродского поселения возложена на Администрацию Солецкого городского поселения, за исключением ул.Новгородская, ул.Комсомола. Советский пр., ул.Заречная, ул.Пригородная, ул.Псковская, обязанность по освещению которых возложена на соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти.
При указанных обстоятельствах суд находит, что требования прокурора обоснованно предъявлены к ответчику Администрации Солецкого городского поселения, на которого законом возложено обеспечение надлежащего освещения автомобильных дорог, находящихся в ведении Солецкого городского поселения.
Поскольку в судебном заседании установлено неисполнение ответчиками указанных требований, заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что отсутствие необходимых материальных средств не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей.
Но суд полагает, исключить из числа ответчиков муниципальное бюджетное учреждение «Солецкое городское хозяйство», поскольку к их полномочиям не относится обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправлении, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьям, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, а потому на администрацию Солецкого городского поселения как на орган исполнительной власти в полной мере распространяется положения подп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого городского поселения удовлетворить.
Признать действия Администрации Солецкого городского поселения в части отключения уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения в ночное время суток незаконным.
Обязать Администрацию Солецкого городского поселения в срок в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу обеспечить надлежащее освещение автомобильных дорог, находящихся в ведении Солецкого городского поселения, за исключением автомобильных дорог от автопавильона г. Сольцы Новгородской области до железнодорожного вокзала г. Сольцы по улицам Луначарского, Володарского, А.Матросова, Железнодорожная..
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в апелляционном порядке через Солецкий районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с 30 января 2012 года.
Председательствующий В.М. Зуйкова
Мотивированное решение вынесено 30 января 2012 года.
Судья Солецкого районного суда: В.М. Зуйкова