ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 26.01.2011 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Приморско-Ахтарск 26 января 2011 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края

в составе судьи: Кучуковой Н.В.,

при секретаре: Ткаченко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску  прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

У С Т А Н О В И Л:

 прокурор обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к ФГУП «» в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, обосновывая свои требования тем, что на территории ФГУП «» в границах  и ов расположено 3 гидротехнических сооружения принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения: Верховая дамба № 19 (Водоснабжающий шлюз-регулятор Верхнего водоема № 15), контурный водооградительный вал (паводковый шлюз-регулятор Нижнего водоема), Бриньковская разделительная дамба № 18 (Водоснабжающий шлюз-регулятор Нижнего водоема, паводковый шлюз-регулятор Верхнего водоема, рыбопропускные камеры шлюзования).

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ст. 9 Федерального Закона №117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; производить систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнических сооружений, осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварий гидротехнического сооружения; обеспечить финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий гидротехнического сооружения; осуществлять взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Проверкой проведенной 09.12.2010 установлено, что требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Предприятием не соблюдаются. В частности, не произведен расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, не разработана программа контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, не разработаны мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнических сооружений, не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников, обслуживающих гидротехнические сооружения, не проводится регулярное обследование гидротехнических сооружений, техническое освидетельствование и своевременная разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений, отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях, отсутствуют критерии безопасности гидротехнических сооружений.

При таких обстоятельствах, непринятие ФГУП «» мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Верховая дамба № 19 (Водоснабжающий шлюз-регулятор Верхнего водоема № 15), контурный водооградительный вал (паводковый шлюз-регулятор Нижнего водоема), Бриньковская разделительная дамба № 18 (Водоснабжающий шлюз-регулятор Нижнего водоема, паводковый шлюз-регулятор Верхнего водоема, рыбопропускные камеры шлюзования), вследствие аварии гидротехнического сооружения, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье как лиц, работающих на предприятии, так и жителей близлежащих территорий.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федераций» от 17.01.1992 года № прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В связи с чем прокурор просит обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «

- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений;

- разработать программу контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнических сооружений, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнических сооружений и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнических сооружений в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнических сооружений;

- разработать мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнических сооружений и согласовать с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;

- провести предаттестационную подготовку руководителей и специалистов предприятия в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, организовать прохождение проверки знаний требований безопасности гидротехнических сооружений;

- разработать график проведения регулярных обследований гидротехнических сооружений с привлечением специализированных организаций;

- разработать график проведения технического освидетельствования гидротехнических сооружений;

- провести обследования гидротехнических сооружений с привлечением специализированных организаций, с целью определения и назначения первоочередных и дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;

- обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечению их безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

- определить, с привлечением специализированных организаций, необходимость оснащения гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием и обеспечить выполнение этих мероприятий;

- разработать и представить утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений критерии безопасности.

В суд поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которого  природоохранный прокурор уточнил исковые требования и просит обязать ФГУП «» выполнить следующие мероприятия в сроки, указанные в предписании  межрегионального управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2010 года №, то есть до 01.08.2011 года, а именно:

-произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений;

-разработать программу контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий;

-разработать и представить утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений критерии безопасности гидротехнических сооружений;

-разработать и представить в  управление  правила эксплуатации гидротехнических сооружений;

- обеспечить предаттестационную подготовку с последующей аттестацией руководителей и специалистов предприятия в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

-обеспечить минимальные фильтрационные и технологические потери воды;

-завести журнал наблюдения за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения;

-оснастить каналы и сооружения знаками инженерной обстановки: километровыми столбами, указателями пикетажа сооружений, постоянными реперами и марками и др.;

-гидротехнические сооружения оформить надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора  прокуратуры Коновалов А.К. уточненные исковые требования поддержал и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика – ФГУП «» - Джеус И.В. исковые требования призхнал и не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований  межрайонного природоохранного прокурора.

Представитель 3-го лица –  межрегионального управления по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен, потому суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования  прокурора, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ст. 9 Федерального Закона №117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; производить систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнических сооружений, осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварий гидротехнического сооружения; обеспечить финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий гидротехнического сооружения; осуществлять взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Проверкой проведенной 09.12.2010 установлено, что требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Предприятием не соблюдаются. В частности, не произведен расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, не разработана программа контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, не разработаны мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнических сооружений, не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников, обслуживающих гидротехнические сооружения, не проводится регулярное обследование гидротехнических сооружений, техническое освидетельствование и своевременная разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений, отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях, отсутствуют критерии безопасности гидротехнических сооружений.

При таких обстоятельствах, непринятие ФГУП «» мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Верховая дамба № 19 (Водоснабжающий шлюз-регулятор Верхнего водоема № 15), контурный водооградительный вал (паводковый шлюз-регулятор Нижнего водоема), Бриньковская разделительная дамба № 18 (Водоснабжающий шлюз-регулятор Нижнего водоема, паводковый шлюз-регулятор Верхнего водоема, рыбопропускные камеры шлюзования), вследствие аварии гидротехнического сооружения, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье как лиц, работающих на предприятии, так и жителей близлежащих территорий.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федераций» от 17.01.1992 года № прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования  прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,- удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «» в срок до 01.08.2011 года выполнить следующие мероприятия:

-произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений;

-разработать программу контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий;

-разработать и представить утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений критерии безопасности гидротехнических сооружений;

-разработать и представить в  правила эксплуатации гидротехнических сооружений;

- обеспечить предаттестационную подготовку с последующей аттестацией руководителей и специалистов предприятия в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

-обеспечить минимальные фильтрационные и технологические потери воды;

-завести журнал наблюдения за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения;

-оснастить каналы и сооружения знаками инженерной обстановки: километровыми столбами, указателями пикетажа сооружений, постоянными реперами и марками и др.;

-гидротехнические сооружения оформить надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд 10-ти дневный срок со дня его вынесения.

Судья: Н.В. Кучукова