ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Сунженского районного суда (Республика Ингушетия)

                                                                                    Сунженский районный суд Республики Ингушетия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сунженский районный суд Республики Ингушетия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №/

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с.

Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Бекботовой Т.А.,

с участием помощника прокурора ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению

прокурора  в интересах Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Мужичи Сунженского муниципального района, выразившегося в отсутствии утвержденного перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, не включении автомобильных дорог общего пользования местного значения в реестр имущества,

УСТАНОВИЛ:

 обратился в суд с заявлением в интересах Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Мужичи Сунженского муниципального района, выразившегося в отсутствии утвержденного перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, не включении автомобильных дорог общего пользования местного значения в реестр имущества, ссылаясь на следующие обстоятельства.

 проведена проверка соблюдения законодательства при размещении объектов в полосах отвода автомобильных дорог Сунженского муниципального района. В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Мужичи не утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, вследствие чего автомобильные дороги общего пользования местного значения не включены в реестр муниципального имущества. Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона от 06. 10. 2003 № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных доро автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги не соответствующем вещном праве. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района. Органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках доро несоблюдения требований указанных норм федерального законодательства администрацией сельского поселения Троицкое не осуществляется контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог, не проводятся мероприятия по содержанию и ремонту дорог, не выделяются бюджетные средства на их содержание, не решаются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, не утверждаются нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Отсутствие перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, не включение дорог общего пользования местного значения в реестр муниципального имущества создают предпосылки для коррупционных проявлений, в том числе при проведении мероприятий по содержанию и ремонту дорог, выделении бюджетных средств. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12. 2008 № основным принципом противодействия коррупции в Российской Федерации является законность. На основании изложенного просил признать бездействия администрации с. муниципального района РИ незаконными и обязать администрацию утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, включить дороги общего пользования местного значения в реестр муниципального имущества.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержал требования по мотивам, изложенным в заявлении и просил признать бездействия администрации сельского поселения Мужичи Сунженского муниципального района незаконными и обязать администрацию с. утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, включить дороги общего пользования местного значения в реестр муниципального имущества.

В судебном заседании глава администрации сельского поселения Мужичи ФИО4 требования прокуратуры не признал и пояснил, что в соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Однако сведений об издании соответствующего нормативного правового акта, регулирующего данный порядок, к настоящему времени нет. Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Указанным законом определено, что к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством РФ, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К собственности субъекта РФ относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В собственности муниципального района могут находиться лишь автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных доро автомобильных дорог общего пользования федерального значения установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» и Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР». Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и формируемый на их основе перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Однако Правительством РИ как высшим органом исполнительной власти РИ данные критерии и перечень не утверждены. Тем самым лишь после решения вопроса о разграничении прав собственности на автомобильные дороги общего пользования между РИ и муниципальными образованиями возможно утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и включения их в реестр муниципального имущества. Таким образом, обращению в муниципальную собственность подлежат все автомобильные дороги, не включенные в перечни дорог федерального, регионального или межмуниципального значения и на которые не оформлены права частной собственности в установленном порядке. В настоящее время отсутствует утвержденная схема территориального планирования РИ. В целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований РИ, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур муниципальных образований РИ Постановлением Правительства РИ от 28.09. 2009 № утверждена республиканская целевая программа «Обеспечение РИ документами территориального планирования и установление границ муниципальных образований  на 2009 -2012 годы. Задачами данной республиканской целевой программы являются обеспечение муниципальных образований РИ документами территориального планирования: установление и вынос на местность границ муниципальных образований; создание нормативных правовых условий для планирования развития территорий; обеспечение региональными нормативами градостроительного проектирования в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ. Постановлением Правительства РИ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении республиканской целевой программы «Снижение административных барьеров в сфере строительства на территории  на 2011 -2016 годы» установлено, что отсутствие документов территориального планирования является сильным сдерживающимся фактором многих процессов в сфере строительства, а также разработки правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Так при отсутствии документов территориального планирования и документации по планировке территорий, невозможно развитие комплексной застройки, в том числе строительство жилья экономического класса, объектов социальной сферы, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

С учетом выясненных в судебном заседании действительных обстоятельств дела суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из письма Государственного управления автомобильных дорог Республики Ингушетия «Ингушавтодор» от 18. 11.2011 г. № в соответствии с отчетом по форме I-ДГ (сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них, федерального, регионального или межмуниципального значения) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на балансе ГУ «Ингушавтодор» по  находятся следующие автомобильные дороги: Орджоникидзевская-Ачхой Мартан-Урус Мартан; Орджоникидзевская - Галашки-Ялхарой; подъезд к ст. Троицкая от тр. «Кавказ»;подъезд к ж/д ст. Слепцовская от тр. «Кавказ»; Аэропорт «Ингушетия»-тр. «Кавказ»; Серноводск-Ассиновская; Орджоникидзевская-Гарагорск-Малгобек (Белоглинка); Орджоникидзевская-Гарагорск-Малгобек (Сенная); Троицкая-Гарагорск-Малгобек; Серноводская-Грозный-Ищерская; подъезд к КПП от а/д «Орджоникидзевская-Гарагорск-Малгобек» (Белоглинка); Ассиновская-Чемульга; подъезд к дому отдыха от а/д. «Орджоникидзевская-Галашки-Ялхарой»; подъезд к ст. Нестеровская от а/д. «Орджоникидзевская-Галашки-Ялхарой»; подъезд к курорту «Серноводск» от а/д. «Назрань-Грозный»; подъезд к ст. Ассиновская от а/д. Нестеровская-Чемульга-Аршты; подъезд к откормочной площадке «Карусель» от а/д. Орджоникидзевская-Гарагорск-Малгобек (Сенная); Галашки-Даттых; подъезд к откормочной площадке «Лейми»; подъезд к ст. Орджоникидзевская от а/д. «Тр. «Кавказ» - Аэропорт»; Алкун – Таргим; Нестеровская-Чемульга-Аршты.

Доводы главы администрации сельского поселения Мужичи о том, что Правительством РИ как высшим органом исполнительной власти РИ данные критерии и перечень не утверждены. Тем самым лишь после решения вопроса о разграничении прав собственности на автомобильные дороги общего пользования между РИ и муниципальными образованиями возможно утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и включения их в реестр муниципального имущества. Таким образом, обращению в муниципальную собственность подлежат все автомобильные дороги, не включенные в перечни дорог федерального, регионального или межмуниципального значения и на которые не оформлены права частной собственности в установленном порядке, суд считает необоснованными ввиду того, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения.

Как следует из письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в силу п. 3 которой к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки. Границы муниципальных образований Республики определены Законом РИ от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского поселения, муниципального района и городского округа». Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия в 2010 году на основании передаточных актов государственное имущество, в том числе автомобильные дороги, было передано в собственность муниципальных образований – районов и городов республики, которые в свою очередь обязаны передать его сельским поселениям, расположенным в границах соответствующих районов и городов. Реестр муниципального имущества формируется и ведется муниципальными образованиями самостоятельно.

Согласно приложения к передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ № в муниципальную собственность Сунженского муниципального района переданы: сельские уличные дороги, тротуары, линии освещения, автобусные остановки, технические средства регулирования дорожным движением (светофоры), локальные системы водоснабжения сел, жилье, движимое имущество администраций.

Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона от 06. 10. 2003 № «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных доро автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги не соответствующем вещном праве.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

С учетом изложенных обстоятельств суд находит заявление прокурора в интересах Республики Ингушетия подлежащим удовлетворению как соответствующее закону и обоснованное материалами дела.

Ввиду изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  Заявление прокурора  в интересах Республики Ингушетия о признании незаконным, бездействия администрации сельского поселения Мужичи Сунженского муниципального района, выразившегося в отсутствии утвержденного перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, не включении автомобильных дорог общего пользования местного значения в реестр имущества, удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Мужичи Сунженского муниципального района, выразившегося в отсутствии утвержденного перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, не включении автомобильных дорог общего пользования местного значения в реестр имущества, незаконным и обязать администрацию сельского поселения Мужичи утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, включить дороги общего пользования местного значения в реестр муниципального имущества.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья