ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Свободненского городского суда (Амурская область)

                                                                                    Свободненский городской суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Свободненский городской суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гражданское дело № -- г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-- г г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быкова В.А.,

с участием помощника прокурора г. Свободного Чеботарёвой Л.А.,

при секретаре Заболотиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора г. Свободного в защиту прав и законных интересов А, оставшегося без попечения родителей, к администрации г. Свободного о защите жилищных прав,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Свободного, действуя в интересах А, -- г рождения, предъявил иск к администрации г. Свободного, в котором просит обязать орган местного самоуправления в лице Администрации г. Свободного предоставить А вне очереди жилое помещение в черте г. Свободного, отвечающее санитарным и техническим условиям, по нормам, установленным в г. Свободном, по договору социального найма. Исковые требования прокурор г. Свободного Амурской области мотивирует следующим.

В прокуратуру г. Свободного поступило заявление А с просьбой о защите его жилищных прав и интересов как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой было установлено, что мать А – А решением -- от -- г была лишена родительских прав в отношении своего сына. Отец А – А вписан в свидетельство о рождении по заявлению матери.

Постановлением главы администрации г. Свободного от -- г № -- несовершеннолетний А был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В -- г А окончил обучение в -- г. окончил прохождение военной службы в Вооружённых силах РФ, и с данного момента у него наступило право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Однако, до настоящего момента А не обеспечен жилым помещением по договору социального найма.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Решением Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области № 56 от 04 мая 2006 г на территории г. Свободного установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма общей площадью в размере 18 кв.м на одного члена семьи. Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. Частью 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий для указанной категории детей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и выделяются из бюджета области в виде субвенций.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на защиту семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

Помощник прокурора г. Свободного Чеботарёва Л.А. поддержала исковые требования на тех же основаниях, что изложены в исковом заявлении.

А в судебное заседание не явился, по сообщению помощника прокурора он в настоящее время проходит стационарное лечение в МУЗ «Свободненская объединенная больница».

Представитель администрации г. Свободного ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, мотивируя следующим.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции Государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, прядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).

Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

Делегирование (наделение) государственно - властными полномочиями в области предоставления дополнительных гарантий детям — сиротам муниципальному образованию в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ не было осуществлено. Таким образом, наделение полномочиями в ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472- ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не является соответствующим законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне   очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Постановления Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 г № 222 Министерство образования и науки Амурской Области принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений детям - сиротам. Таким образом, распорядительно - властный акт о предоставлении жилого помещения принимается Министерством образования и науки Амурской области.

Пунктом 8 указанного постановления установлено, что орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилого фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий. То есть, законом установлено право, но не обязанность по предоставлению жилых помещений из муниципального жилого фонда.

Считаем необходимым обратить внимание на возможность предоставления жилых помещений из жилищного фонда Амурской области (субъекта РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона то 06 октября 2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Амурской области от 26.04.2008 № 93, главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции на реализации полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц является Министерство образования и науки области.

Субвенции перечисляются в установленном для исполнения области бюджета порядке на счет бюджета муниципального образования. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области.

Средства, поступающие из областного бюджета, отражаются в доходной части бюджета муниципального образования. Средства на реализацию полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии п. 4 Постановления Правительства Амурской области от 15 мая 2008 г № 113 органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, предоставление жилого помещения для детей - сирот возможно только после поступления средств субвенций.

Представители Управления образования администрации города Свободного и Министерства финансов Амурской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки представителей суд не уведомили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы явившихся участников процесса, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.

Учитывая изложенное, а также то, что -- г А обратился в прокуратуру города Свободный с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд в защиту интересов А

В судебном заседании установлено, что матерью А, -- г рождения, является А, а сведения об отце А внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребёнка.

Согласно решению -- от -- г А лишена родительских прав в отношении А, -- г рождения.

Постановлением администрации г. Свободного № -- от -- г А признан нуждающимся в жилом помещении и малоимущим и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно диплому о среднем профессиональном образовании -- от -- г. А -- окончил --».

Как следует из военного билета -- А -- г был уволен в запас по окончанию срока службы в Вооружённых силах РФ.

Таким образом, судом установлено, что А является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закреплённого жилого помещения и обладает правом на внеочередное получение жилого помещения.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1).

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 г № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

А, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма предоставлено не было. Данный факт подтверждается материалами дела, не оспаривается участниками процесса

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 4, 5 Закона Амурской области № 471-ОЗ от 11 апреля 2005 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 настоящего Закона (далее - полномочия). Средства на реализацию передаваемых полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи по доставке денежных средств с учетом налога на добавленную стоимость и расходы на оплату банковских услуг, предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.

Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 3 статьи 4 настоящего Закона, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно приложению N 2 к настоящему Закону.

Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. В перечень включаются наименование, адрес местонахождения, балансовая стоимость, а также иные индивидуальные характеристики имущества. Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются Правительством области. Контроль за целевым использованием средств субвенции осуществляется исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере образования (далее - уполномоченный орган).

Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 г № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п. 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка (п.п. 2,3, 7, 8 Порядка).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает доказанным, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Уличкин А.Н. имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.

Предусмотренные указанным выше Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (ст. 8).

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 г № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 этого Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации Закона Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Как установлено судом и не оспаривается администрацией города Свободного, до настоящего времени жилое помещение А не предоставлено.

В ст. 5.1. Закона Амурской области № 471-ОЗ от 11 апреля 2005 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено не только право, но и обязанность органов местного самоуправления обеспечивать реализацию прав граждан в соответствии с настоящим Законом.

Таким образом, суд полагает установленным, что обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органах местного самоуправления, то есть на администрации города Свободный.

При этом, общая площадь предоставляемого жилого помещения в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и решения Свободненского городского Совета народных депутатов от -- г № -- не может быть менее 18 кв.м на одного члена семьи.

Указанную обязанность ответчик с момента постановки А на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.

При установленных обстоятельствах дела суд считает требование прокурора г. Свободного о предоставлении А жилого помещения в г. Свободном по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что государственные полномочия не были переданы местному самоуправлению надлежащим образом, суд полагает не обоснованными на основании следующего.

Конституционный суд РФ в определении от 5 февраля 2009г. N250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определил: Абзацвторойпункта1статьи8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Закон Амурской области N472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23лет на территории Амурской области.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в определении от 08 сентября 2010 г № 59-Г10-7 сочла, что Закон Амурской области N472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Суд учитывает приведенные выводы судебных инстанций Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Свободного к администрации г. Свободного о предоставлении по договору социального найма А жилого помещения в городе Свободный не ниже установленной социальной нормы, то есть не менее 18 кв.м., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск прокурора г. Свободного Амурской области в интересах А к администрации г. Свободного Амурской области об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию города Свободный Амурской области предоставить А в черте г. Свободный Амурской области по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям и установленным нормам предоставления жилья общей площадью не менее 18 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня оглашения решения.

Председательствующий В.А. Быков

Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2