№ 12-119/2018 (дело № 02-13/435-18)
РЕШЕНИЕ
г. Котельнич 21 декабря 2018 года
Судья Котельничского районного суда Кировской области Бакуновский П.В.,
при секретаре судебного заседания Тарнопольской С.А.,
с участием законного представителя юридического лица Шатова О.Л., а также представителя юридического лица Воронова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Котельничского районного суда Кировской области по адресу: <адрес>, жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Сапфир» Шатова О.Л. на постановление <№> от 26 октября 2018 года в отношении юридического лица:
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «САПФИР», ОГРН 1054307500433, ИНН 4313105760, юридический и фактический адрес: <адрес>,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением <№> от 26 октября 2018 года (далее по тексту – Постановление) старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области Поповой Л.Н. (далее по тексту – должностное лицо, старший государственный инспектор) юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Сапфир» (далее по тексту – ООО «Сапфир», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным Постановлением, генеральный директор ООО «Сапфир» Шатов О.Л. обжалует его, с требованием Постановление <№> от 26 октября 2018 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования по Кировской области (далее по тексту – Росприроднадзор, юрисдикционный орган) отменить за отсутствием состава административного правонарушения и вины Общества, производство по делу прекратить. В качестве доводов заявитель указывает следующее.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 89-ФЗ), Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – ФЗ № 99-ФЗ), деятельность по размещению отходов IV класса опасности подлежит лицензированию.
Согласно Положения «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2015 года № 1062), одним из требований к соискателю лицензии (лицензиату) является наличие у лицензиата объекта размещения отходов (далее по тексту – ОРО), принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ ОРО – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилигце, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно пп. 6,7 ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ, запрещается размещение отходов на ОРО не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее по тексту – ГРОРО).
Свалка, расположенная в <адрес>, не внесена в ГРОРО, не является ОРО, на нее не возможно получить лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности.
30 октября 2017 года Управлением Росприроднадзора в адрес ООО «Сапфир» направлено предостережение <№> о недопустимости осуществления размещения отходов на объекте, не включенном в ГРОРО, осуществления видов работ в соответствии с лицензией <№> от 10 октября 2016 года, то есть транспортирование отходов IV класса опасности.
Котельничской межрайонной прокуратурой 19 декабря 2017 года внесено представление в ООО «Сапфир», поскольку Обществом осуществляется деятельность по размещению отходов производства и потребления на полигоне ТБО (ур. Зубари), который не включен в ГРОРО.
С 01 января 2018 года в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности, невнесением свалки в ГРОРО, ООО «Сапфир» прекращена деятельность по размещению отходов производства и потребления на свалке в ур. Зубари, о чем Обществом проинформирована администрация Котельничского района письмами от 20 апреля 2017 года <№>, вх. от 24 апреля 2017 года, от 14 сентября 2018 года <№>.
В соответствии с установленным порядком, ликвидация и рекультивация свалок твердых бытовых отходов, подлежащих рекультивации, свалок бытовых отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации проводится посредством реализации государственной программы Кировской области «Охрана окружающей среды, использование и воспроизводство природных ресурсов», рассчитанной на 2013-2020 годы.
В организации мероприятий по рекультивации свалок принимают участие органы исполнительной власти Кировской области (министерство охраны окружающей среды Кировской области) и органы местного самоуправления.
Дополнительным соглашением от 27 декабря 2017 года о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 01 января 2014 года <№> в п. 1.4 внесены изменения: разрешенное использование: специальная деятельность, вступившее в силу с момента подписания, то есть с 27 декабря 2017 года. Предполагалась деятельность по сбор-приему отходов от физических и юридических лиц на арендуемом земельном, в целях дальнейшего транспортирования этих отходов на ОРО. В то же время, эту деятельность ООО «Сапфир» в 2018 году не осуществляло.
01 июня 2018 года в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе установлено, что свалка, в ур. Зубари ООО «Сапфир» не эксплуатируется (акт проверки <№> от 01 июня 2018 года).
Земельный участок в ур. Зубари ООО «Сапфир» не используется с 01 января 2018 года (деятельность по размещению отходов не осуществляется), продление договора на 2019 год не предполагается.
В настоящее время ООО «Сапфир» осуществляет деятельность по сбору отходов производства и потребления с территории Котельничского городского округа и их транспортирование на основании лицензии <№>, выданной Управлением Росприроднадзора по Кировской области (приказ <№> от 10 мая 2016 года).
Таким образом, ООО «Сапфир» не имеет право осуществлять какие-либо работы на арендуемом земельном участке, связанные с обращением с отходами IV класса опасности. В связи с этим не предполагается и возможность нарушения действующего законодательства ООО «Сапфир».
В отзыве на жалобу старший государственный инспектор Попова Л.Н. настаивала на законности и обоснованности вынесенного постановления, просила в удовлетворении жалобы отказать. Дополнительно указывает, что доводы Общества о том, что юридическое лицо не осуществляет деятельность по размещению отходов на арендуемом им участке, несостоятелен. В соответствии с изменившимся законодательством РФ, Общество не осуществляет сбор твердых коммунальных отходов для последующего размещения. Деятельность на земельном участке по обращению с отходами, которые были приняты Обществом на свалке в урочище Зубари до 2018 года, в настоящее время представляет собой именно размещение (хранение и захоронение). На момент совершения административного правонарушения свалка с отходами производства и потребления не ликвидирована, земельный участок не рекультивирован и не сдан собственнику в пригодном для его дальнейшего использования состоянии. Общество, как арендатор указанного земельного участка, в связи с обязательствами, возложенными на него по договору аренды, обязано соблюдать условия и способы хранения и размещения отходов безопасными для окружающей среды, соблюдать требования по предупреждению аварий, связанные с обращение с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. Соответственно имеет прямую обязанность по предотвращению возгораний и задымлений в месте расположения накопленных отходов.
Жалоба на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрена в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по <адрес>, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного заседания. От юрисдикционного органа ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало.
В судебном заседании законный представитель юридического лица Шатов О.Л., а также представитель юридического лица Воронов А.В., в полном объеме поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, просили суд прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Дополнительно представитель Воронов А.В. суду пояснил, что в соответствии с изменениями внесенными в договор аренды земельного участка от 01 января 2014 года № 1528 (вид разрешенного использования определен, как специальная деятельность), участок не предназначен для осуществления деятельности по размещению отходов IV класса опасности. Вид разрешенного использования изменялся в связи с необходимостью организации площадок для перегрузки собранных ТБО с последующим транспортированием за пределы района. В то же время с 01 января 2018 года никакая деятельность в отношении свалки ООО «Сапфир» не осуществляется.
В постановлении о привлечении Общества к ответственности, не конкретизировано, в чем выразилось нарушение.
При этом с момента прекращения деятельности ООО «Сапфир» на данной свалке, ответственность за ее состояние несет администрация района, которая длительное время не принимает мер, в том числе по включению свалки в перечень свалок ТБО, подлежащих рекультивации и не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации. Непосредственно Общество никаким образом в ведение администрации земельный участок с накопленными на нем отходами не передавало.
Ранее ООО «Сапфир» в рамках производственной программы по эксплуатации городской свалки ТБО на 2017-2018 годы предполагались соответствующие работы в рамках соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства. Но поскольку Общество никакой деятельности в силу отсутствия соответствующей лицензии в отношении свалки не осуществляет, размещением отходов не занимается, соответственно и не может быть производственного контроля.
Существенными являются результаты проверки свалки Роспотребнадзора, в частности, 01 июня 2018 года никаких нарушений выявлено не было, констатировалось, что свалке не эксплуатируется.
Деятельность по тушению пожаров также предполагает лицензирование.
Полагает, что вреда никому не причинено.
В судебном заседании исследованы письменные материалы дела об административном правонарушении, а также дополнительно предоставленные представителями Общества документы, в том числе:
– протокол об административном правонарушении <№> от 12 октября 2018 года, согласно которому 04 октября 2018 года в 08 часов 30 минут юрисдикционным органом установлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления со стороны ООО «Сапфир»;
– выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Сапфир», согласно которой Общество осуществляет следующие виды экономической деятельности: сбор неопасных отходов; сбор опасных отходов; обработка и утилизация неопасных отходов; обработка и утилизация опасных отходов; работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки; деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам; деятельность по чистке и уборке прочая;
– сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которому ООО «Сапфир» относится к микропредприятию;
– свидетельство <№> от 18 января 2005 года о государственной регистрации ООО «Сапфир» в качестве юридического лица;
– договор аренды земельного участка <№> от 01 января 2014 года, согласно которому ООО «Сапфир» арендует у Администрации Котельничского района земельный участок в ур. Зубари Котельничского района Кировской области, с кадастровым номером <№> с разрешенным использованием: для площадки утилизации промышленных и бытовых отходов, при этом арендатор обязан, в том числе, использовать земельный участок способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водами и другими природными объектами; соблюдать требования экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил и нормативов;
– дополнительное соглашение от 27 декабря 2017 года к договору аренды земельного участка <№> от 01 января 2014 года, согласно которому в п. 1.4 Договора внесены изменения: разрешенное использование: специальная деятельность;
– схема месторасположения земельного участка <№> на карте Кировской области;
– статистическая отчетность по форме <№> (отходы) ООО «Сапфир», согласно которой Общество разместило на арендуемом земельном участке (ур. Зубари) отходы IV-V класса опасности за период 2014-2016 годов в объеме 21134,305 т.;
– донесение от 13 сентября 2018 года Администрации Котельничского района по форме 1/ЧС о техногенной чрезвычайной ситуации на свалке ТБО, от которой может пострадать население в количестве 142 человека (в том числе детей – 22);
– протокол от 14 сентября 2018 года осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, согласно которому, осмотрена свалка ТБО в ур. Зубари, где зафиксированы обширные очаги задымления, тления отходов, очаги открытого огня, едкий запах гари, произведены отборы проб атмосферного воздуха с подветренной и наветренной стороны;
– протокол результатов испытаний проб атмосферного воздуха <№>-АВ от 17 сентября 2018 года, согласно которому обнаружено превышение ПДК по взвешенным веществам в 1,8 раза;
– письмо главы администрации Котельничского сельского поселения от 05 октября 2018 о том, что письменных обращений граждан по поводу задымления в результате горения свалки ТКО в ур. Зубари не было, а так же о принимаемых ими мерах для тушения возгорания;
– пояснительная записка от 14 сентября 2018 года Администрации Котельничского района по факту возгорания твердых коммунальных отходов на свалке и задымления на прилегающей территории к свалке, расположенной в ур.Зубари, согласно которой, вышеуказанный земельный участок используется ООО «Сапфир» с 2007 года на праве аренды, договор действующий. 12 сентября 2018 года специалистом администрации осуществлен выезд в район д. Роминская для проверки информации возгорания свалки твердых бытовых отходов;
– объяснение от 14 сентября 2018 года главного специалиста отдела ЖКХ администрации Котельничского р-на Никонова С.В., согласно которому 12 сентября 2018 года он обследовал свалку в ур. Зубари и им было выявлено горение мусора и задымление;
– справка <№> от 14 сентября 2018 года с приложением фототаблицы главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по Котельничскому району КОГБУ «Областной природоохранный центр» Деминой Л.В., согласно которым на закрытой городской свалке ур. Зубари выявлены очаги возгорания на юго-восточной стороне свалки, проведены работы по прокладыванию минерализованной полосы для предотвращения дальнейшего распространения возгорания;
– справка <№> от 12 сентября 2018 года с приложением фототаблицы главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по Котельничскому району КОГБУ «Областной природоохранный центр» Деминой Л.В., согласно которым при обследовании на свалке в ур. Зубари обнаружен очаг задымления;
– протокол рабочего совещания от 13 сентября 2018 года администрации Котельничского района, согласно которому, в том числе, был заслушан начальник ОНДПР по Котельничскому району и городу Котельничу, который пояснил, что возгорание на свалке периодически возникает, было осуществлено 2 выезда на место возгорания, открытого горения нет, имеется задымление, а так же глава Котельничского сельского поселения В.В. Лебедева сообщила, что за период горения свалки, в администрацию сельского поселения было принято три звонка от местных жителей на задымление территории д. Роминская, которая расположена в 500 метрах от объекта возгорания; количество населения, которое может пострадать в результате задымления продуктами горения отходов на свалке (по данным донесения ЕДДС по Котельничскому району (по форме 1/ЧС) от 13 сентября 2018 года) составляет 142 человека (в том числе детей – 22);
– иные материалы дела в их совокупности.
Исследовав доводы жалобы и письменные материалы дела, заслушав заявителя Шатова, а также представителя Воронова, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что по результатам административного расследования, возбужденного Управлением Росприроднадзора по Кировской области при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, по факту возгорания твердых коммунальных отходов на свалке расположенной в урочище Зубари Котельничского района Кировской области и задымления на прилегающей к свалке территории, обнаруженных непосредственно должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, Общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Бездействие Общества квалифицировано по ст. 8.2 КоАП РФ.
12 октября 2018 года старшим государственным инспектором Поповой Л.Н. составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Сапфир». Представитель ООО «Сапфир» на составление протокола не явился, будучи надлежащим образом уведомленным.
26 октября 2018 года старшим государственным инспектором Поповой Л.Н. по результатам рассмотрения протокола от 12 октября 2018 года с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, по существу вынесено постановление <№>, которым юридическое лицо – ООО «Сапфир» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Из постановления усматривается, что ООО «Сапфир» допущено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно, не соблюдаются экологические требования при эксплуатации земельного участка с целевым назначением – для площадки утилизации промышленных и бытовых отходов:
– не соблюдаются требования по предупреждению аварий, связанные с обращением с отходами, и не принимаются неотложные меры по их ликвидации;
– условия и способы хранения и размещения отходов Небезопасны для окружающей среды.
При этом, основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении выводы о зафиксированных 14 сентября 2018 года на свалке в ур. Зубари очагов горения и тления твердых бытовых отходов, вследствие наличия которых атмосферный воздух был загрязнен продуктами горения (в пробах атмосферного воздуха подтверждено наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, характерных при горении отходов; в пробе <№> обнаружено превышение ПДК по взвешенным веществам в 1,8 раза по сравнению с фоном).
Выводы должностного лица о совершенном Обществом административном правонарушении, нашли свое подтверждение в судебном заседании в исследованных письменных материалах дела.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – ФЗ № 7-ФЗ) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону указанного состава административного правонарушения, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами ответственности могут являться граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
По смыслу диспозиции ст. 8.2 КоАП РФ, правонарушение образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства, санитарных правил и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Таким образом, из анализа приведенных нормативно-правовых актов, а также имеющихся в деле и изученных документов, следует, что в ведении Общества в настоящее время в урочище <адрес> находится арендуемый земельный участок с кадастровым номером 43:13:411701:68, с разрешенными видами использования: до 27 декабря 2014 года: в целях использования для площадки утилизации промышленных и бытовых отходов, после 27 декабря 2014 года специальная деятельность, предполагающая сбор-прием отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего транспортирования этих отходов на объекты размещения отходов, на который в период 2014-2016 годов Обществом же осуществлялось транспортирование, размещение, и соответственно накопление и хранение промышленных и бытовых отходов. С 01 января 2018 года транспортирование отходов на указанный участок и их размещение на нем Обществом не производятся. Однако на момент совершения административного правонарушения свалка с отходами производства и потребления не ликвидирована, земельный участок не рекультивирован и не сдан собственнику в пригодном для его дальнейшего использования состоянии. С учетом этого, ООО «Сапфир» осуществляет хранение размещенных ранее отходов, что предопределяет в контексте действующего законодательства соответствующие обязанности по охране окружающей природной среды.
Все приведенные в жалобе и дополненные в судебном заседании доводы о несогласии с решением юрисдикционного органа, основаны на неправильном толковании действующего отраслевого законодательства. По мнению заявителя, поскольку свалка в ур. Зубари не внесена в ГРОРО и у общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности, то есть Общество не имеет права осуществлять на свалке какие-либо работы, вследствие чего, видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду Общество, не ведет. Вместе с тем Обществом не оспаривается факт аренды земельного участка в ур. Зубари по договору <№> от 01 января 2014 года, согласно которому на данной территории посредством деятельности юридического лица были в 2014-2016 годах размещены отходы производства и потребления.
Приведенные доводы заявителя, не влекут отмену вынесенного юрисдикционным органом постановления, поскольку не исключают административную ответственность за установленное бездействие, и не освобождают Общество от соблюдения экологических требований в зоне ответственности юридического лица: в частности, соблюдать требования по предупреждению аварий, связанные с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; обеспечивать безопасные для окружающей среды условия и способы хранения и размещения отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Суд считает установленным бездействие юридического лица ООО «Сапфир» выразившееся в несоблюдении экологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления, при этом у Общества имелась возможность для соблюдения требований отраслевого законодательства.
Бездействие Общества должностным лицом юрисдикционного органа верно квалифицировано по ст. 8.2. КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, юрисдикционным органом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы заявителя в ходе судебного заседания не установлено.
Постановление <№> от 26 октября 2018 года в отношении юридического лица, вынесено должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 23.13 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание юридическому лицу назначено с учетом требований ч. 1 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность учтено – привлечение Общества к административной ответственности впервые. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Сапфир», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, по делу не выявлено. Административный штраф назначен в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
При назначении наказания оснований применения положений ч. 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ к ООО «Сапфир» как субъекту малого и среднего предпринимательства должностным лицом обосновано не установлено, поскольку допущенное правонарушение создавало реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Однако с учетом характера совершенного правонарушения, материального положения лица, имеются основания для снижения размера назначенного штрафа.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом установленных в судебном заседании конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, отсутствия отягчающих и наличие смягчающего административную ответственность обстоятельств, отсутствия на момент рассмотрения жалобы реальных последствий бездействия, учитывая убыточность деятельности юридического лица, прихожу к выводу об исключительности указанных обстоятельств и того, что назначение наказания юридическому лицу в виде штрафа в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ не отвечает целям административной ответственности и принципу соразмерности содеянному.
В связи с этим, размер назначенного юридическому лицу – ООО «Сапфир» административного штрафа подлежит снижению ниже низшего предела.
При таких обстоятельствах постановление <№> от 26 октября 2018 года старшего государственного инспектора Поповой Л.Н. в отношении ООО «Сапфир» подлежит изменению в части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление <№> от 26 октября 2018 года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Поповой Л.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сапфир», изменить:
Снизить размер административного штрафа, назначенного юридическому лицу – Обществу с ограниченной ответственностью «Сапфир», постановлением <№> от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, со 100 000 (ста тысяч) рублей до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальном постановление <№> от 26 октября 2018 года оставить без изменения, а жалобу Шатова О.Л. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии с подачей жалобы через Котельничский районный суд Кировской области.
Судья П.В. Бакуновский