ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03А-22/18 от 30.08.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Адм. дело № 03а-22/18 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2018 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

при секретаре Гроцер Н.А.,

с участием прокурора Смирновой М.В.,

административного истца Маларёва С.В.,

представителей административных ответчиков Правительства Новгородской области, Губернатора Новгородской области Никитина А.С. Эйхнер С.В., Алексеевой О.Б., Поморжанского-Авдеева А.А.,

представителей заинтересованного лица Министерства государственного управления Новгородской области Волчугина К.Е., Балабушкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маларёва С.В. к Правительству Новгородской области, Губернатору Новгородской области Никитину А.С. о признании пунктов 2.13, 2.14, 2.15, 3.1, 3.5 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 30 декабря 2014 года № 671, в редакции Постановления Правительства Новгородской области от 13 марта 2018 года № 91, не действующими,

у с т а н о в и л:

Правительством Новгородской области 30 декабря 2014 года принято Постановление № 671 «Об утверждении Порядка назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора», пунктом 1 которого утвержден прилагаемый Порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора, который определяет порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, условия участия в нем, порядок определения победителя конкурса и назначения на должность руководителя регионального оператора, осуществляющего капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области (далее Постановление Правительства Новгородской области № 671).

Текст указанного Постановления опубликован в печатном издании – газета «Новгородские ведомости» от 31 декабря 2014 года № 28 (4347).

Пунктом 2.13 прилагаемого к названному Постановлению Порядка было предусмотрено, что на втором этапе конкурса комиссия оценивает профессиональный уровень и личностные качества претендентов на основании результатов письменного тестирования, оценки предложений по организации работы регионального оператора, собеседования с каждым из претендентов.

При оценке профессионального уровня претендентов комиссия исходит из требований, установленных пунктом 1.3 настоящего Порядка, критериев, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2.15 настоящего Порядка, и результатов письменного тестирования.

При оценке личностных качеств претендентов комиссия исходит из результатов собеседования.

Методика проведения письменного тестирования, оценки предложений по организации работы регионального оператора, собеседования в целях проведения конкурса утверждается организатором конкурса.

Согласно пункту 2.14 этого Порядка тесты должны включать вопросы, которые позволяют провести оценку теоретических знаний по специфике деятельности регионального оператора, по менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, правоведению, управлению персоналом, экономике, необходимых претенденту для исполнения обязанностей по вакантной должности руководителя.

Претендент считается успешно прошедшим тестирование в случае, если количество правильных ответов на вопросы теста составило не менее 75 процентов от их общего количества.

В соответствии с пунктом 2.15 того же Порядка оценка претендентов на втором этапе конкурса осуществляется конкурсной комиссией по балльной системе на основании критериев, устанавливаемых организатором конкурса.

Постановлением Правительства Новгородской области от 13 марта 2018 года № 91 «О внесении изменений в постановление Правительства Новгородской области от 30.12.2014 года № 671» в заголовок к тексту Постановления Правительства Новгородской области № 671, название утвержденного поименованным Постановлением Порядка и ряд пунктов внесены изменения путем изложения их в новой редакции, дополнения и исключения некоторых положений.

В соответствии с указанными изменениями заголовок к тексту Постановления Правительства Новгородской области № 671 и название утвержденного этим Постановлением Порядка изложены в новой редакции: «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора».

Согласно пункту 2.13 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора в новой редакции (далее Порядок проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора) кандидаты, допущенные к участию в конкурсе, в течение 3 рабочих дней со дня получения сообщения, указанного в пункте 2.8 настоящего Порядка, направляют заявление о допуске к квалификационному экзамену в комиссию (абзац 1).

Проведение квалификационного экзамена и определение его результатов осуществляются в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 743/пр (абзац 2).

Пунктом 2.14 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора установлено, что организатор конкурса не позднее одного рабочего дня со дня получения от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений о результатах квалификационного экзамена принимает решение в форме приказа о допуске или отказе в допуске кандидатов к третьему этапу конкурса, направляет кандидатам уведомление о результатах квалификационного экзамена и решение о допуске или отказе в допуске заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, на адрес электронной почты, указанный кандидатом в заявлении о допуске к квалификационному экзамену. В уведомлении указывается количество баллов, набранных кандидатом на квалификационном экзамене (абзац 1).

К третьему этапу конкурса не допускаются кандидаты, не сдавшие квалификационный экзамен (абзац 2).

Организатор конкурса не позднее одного рабочего дня со дня получения от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений о количестве баллов, набранных каждым кандидатом на квалификационном экзамене, размещает информацию о результатах квалификационного экзамена на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (абзац 3).

Организатор конкурса не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о допуске или отказе в допуске кандидатов к третьему этапу конкурса направляет данное решение в комиссию в письменной форме (абзац 4).

В соответствии с пунктом 2.15 указанного Порядка не позднее 14 рабочих дней со дня принятия решения о допуске или отказе в допуске кандидатов к третьему этапу конкурса организатор конкурса принимает решение в форме приказа о месте, дате, времени проведения третьего этапа конкурса и направляет сообщение о месте, дате, времени его проведения кандидатам в письменной форме (абзац 1).

Третий этап конкурса проводится в форме индивидуального собеседования (абзац 2).

При проведении индивидуального собеседования члены комиссии задают каждому кандидату не более 10 вопросов из перечня вопросов для индивидуального собеседования к открытому конкурсу на замещение должности руководителя регионального оператора, утверждаемого организатором конкурса (абзац 3).

При проведении индивидуального собеседования комиссией оценивается уровень знаний кандидатом нормативных правовых актов Российской Федерации, Новгородской области, регулирующих организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и функционирования региональной системы капитального ремонта, а также профессиональные навыки, опыт предыдущей работы и возможности применения его на новой должности, в том числе опыт ведения деловых переговоров, публичного выступления, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», работы с Microsoft Office, работы с информационно-справочными системами («Гарант», «КонсультантПлюс» и другие), оперативного принятия и реализации управленческих решений, организации и обеспечения выполнения задач, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, организации работы по эффективному взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, квалифицированного и эффективного планирования работы, квалифицированной работы по недопущению личностных конфликтов (абзац 4).

Результаты индивидуального собеседования оцениваются членами комиссии:

в 10 баллов, если кандидат правильно ответил на все заданные вопросы, последовательно, в полном объеме, глубоко и правильно раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, в ходе дискуссии проявил высокую активность, показал высокий уровень профессиональных знаний и навыков в соответствующей сфере, аналитические способности, навыки аргументированно отстаивать собственную точку зрения и ведения деловых переговоров;

в 8 баллов, если кандидат правильно ответил более чем на половину заданных вопросов, последовательно, в полном объеме раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки, в ходе дискуссии проявил активность, показал достаточный уровень профессиональных знаний и навыков в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров;

в 6 баллов, если кандидат правильно ответил на половину заданных вопросов, последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание вопроса, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки, в ходе дискуссии проявил низкую активность, показал средний уровень профессиональных знаний и навыков в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров;

в 3 балла, если кандидат правильно ответил менее чем на половину заданных вопросов, последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание вопроса, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки, в ходе дискуссии проявил низкую активность, показал средний уровень профессиональных знаний и навыков в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров;

в 0 баллов, если кандидат не ответил на заданные вопросы, при ответе неправильно использовал основные понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, в ходе дискуссии не проявил активности, показал низкий уровень профессиональных знаний и навыков в соответствующей сфере, аналитических способностей, отсутствие навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров (абзацы 5-10).

По итогам индивидуального собеседования каждый член комиссии выставляет кандидату соответствующий балл. Баллы, выставленные каждым членом комиссии, заносятся в конкурсный бюллетень. Конкурсный бюллетень приобщается к протоколу заседания комиссии. Форма конкурсного бюллетеня утверждается организатором конкурса (абзац 11).

Согласно пункту 3.1 того же Порядка победителем конкурса признается кандидат, получивший наибольший средний арифметический балл по результатам третьего этапа конкурса, что отражается в конкурсном бюллетене. В случае если по результатам третьего этапа конкурса кандидат набрал средний арифметический балл менее 7, он считается не прошедшим третий этап конкурса (абзац 1).

В случае если по результатам третьего этапа конкурса два и более кандидата набрали равные баллы, решение о победителе принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, что отражается в конкурсном бюллетене. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии, что отражается в конкурсном бюллетене (абзац 2).

Секретарь комиссии направляет решение комиссии о победителе конкурса, оформленное протоколом заседания комиссии, в течение 3 рабочих дней со дня принятия данного решения учредителю регионального оператора, а также организатору конкурса (абзац 3).

Пунктом 3.5 Порядка установлено, что организатор конкурса принимает решение о проведении повторного конкурса в случаях, если:

в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктами 1.3 - 1.6 настоящего Порядка;

к участию во втором и (или) третьем этапе конкурса допущены менее двух кандидатов;

победитель конкурса отказался от заключения трудового договора; по итогам третьего этапа конкурса согласно протоколу заседания комиссии ни один из кандидатов не признан победителем конкурса.

Данное Постановление опубликовано в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) 16 марта 2018 года № 11.

Маларёв С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Новгородской области о признании не действующими пунктов 2.13, 2.14, 2.15 Порядка назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области № 671, и пунктов 2.13, 2.14, 2.15, 3.1, 3.5 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области № 671, в редакции Постановления Правительства Новгородской области № 91.

В обоснование заявленных требований указано, что он принимал участие в объявленном 21 ноября 2017 года открытом конкурсе на замещение должности руководителя регионального оператора, осуществляющего капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области. Письмом Правительства Новгородской области от 02 марта 2018 года он был уведомлен о том, что в соответствии с решением конкурсной комиссии от 26 февраля 2018 года ни один из кандидатов не выдержал конкурс на замещение вакантной должности руководителя регионального оператора. Решение конкурсной комиссии от 26 февраля 2018 года было им оспорено в суде, однако решением Новгородского районного суда от 25 июня 2018 года в удовлетворении его требований было отказано. Полагает, что оспариваемые положения Постановлений Правительства Новгородской области не соответствуют статьям 3, 6, 64, 275 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 178.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 июля 2015 года № 526/пр «Об утверждении обязательных квалификационных требований к руководителю, кандидату на должность руководителя специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 октября 2016 года № 743/пр «Об утверждении перечня вопросов, предлагаемых руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора на квалификационном экзамене, порядка проведения квалификационного экзамена и определения его результатов». Так, Правительство Новгородской области, принимая нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений, связанных с порядком проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, и наделяя при этом организатора конкурса полномочиями по установлению критериев по оценке профессионального уровня кандидатов, явно вышло за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации. Оспариваемыми положениями Постановлений Правительства Новгородской области, допускающими применение организатором открытого конкурса критериев по оценке профессионального уровня кандидатов, которым должны соответствовать кандидаты при прохождении открытого конкурса, устанавливающими для кандидатов требование повторно подтверждать свою квалификацию и сдавать квалификационный экзамен второй раз в случае, если кандидаты были признаны не выдержавшими один конкурс и пожелавшие участвовать в другом конкурсе, а также предоставляющими возможность принимать конкурсной комиссии решение о том, что ни один из кандидатов не выдержал конкурс на замещение вакантной должности, фактически создаются нетранспарентные, коррупциогенные условия отбора кандидатов на должность руководителя регионального оператора, формально проводимого в рамках открытого конкурса, чем нарушаются его права, свободы и законные интересы на участие в таком конкурсе.

Определением судьи от 05 июля 2018 года к участию в административном деле привлечены в качестве административного ответчика Губернатор Новгородской области Никитин А.С., в качестве заинтересованных лиц Министерство государственного управления Новгородской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области, прокурор - в целях дачи заключения по делу.

В судебном заседании, назначенном на 13 августа 2018 года, объявлялся перерыв до 27 августа 2018 года, до 30 августа 2018 года.

Определением суда от 30 августа 2018 года производство по административному делу по административному иску в части требований о признании не действующими пунктов 2.13, 2.14, 2.15 Порядка назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области № 671, прекращено.

В судебном заседании административный истец Маларёв С.В. административный иск поддержал по указанным выше мотивам.

Административный ответчик Губернатор Новгородской области Никитин А.С., представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Представители административных ответчиков Правительства Новгородской области, Губернатора Новгородской области Никитина А.С. Эйхнер С.В., Алексеева О.Б., Поморжанский-Авдеев А.А. в судебном заседании административный иск не признали по мотивам, изложенным в письменных отзывах на административный иск.

Представители заинтересованного лица Министерства государственного управления Новгородской области Волчугин К.Е., Балабушкина О.В. в судебном заседании полагали административный иск необоснованным, ссылаясь в объяснениях на обстоятельства, изложенные в письменных отзывах на административный иск.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что административное исковое заявление Маларёва С.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).

Трудовое и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации, далее ТК РФ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее ЖК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в частности, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 178.1 ЖК РФ руководитель регионального оператора назначается на должность на конкурсной основе. Открытый конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, федеральный законодатель наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом регулирования посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора.

Пунктом 20 статьи 2 Областного закона Новгородской области от 06 апреля 2005 года № 449-ОЗ «О разграничении полномочий Новгородской областной Думы и Правительства Новгородской области в области жилищных отношений» предусмотрено, что полномочия по созданию регионального оператора, решению вопроса о формировании его имущества, утверждению учредительных документов регионального оператора, установлению порядка деятельности регионального оператора, порядка назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора отнесены к полномочиям Правительства Новгородской области.

На территории Новгородской области принят и действует Областной закон от 03 июля 2013 года № 291-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области», частью 5 статьи 11 которого предусмотрено, что руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Новгородской области.

Пунктом 1 статьи 49, статьей 51 Устава Новгородской области, принятого Постановлением Новгородской областной Думы от 31 августа 1994 года № 65-ОД, предусмотрено, что Правительство Новгородской области формируется Губернатором Новгородской области и является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Новгородской области.

Правительство Новгородской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава области и областных законов принимает постановления и распоряжения Правительства Новгородской области.

Губернатор Новгородской области является высшим должностным лицом области и возглавляет Правительство Новгородской области (статья 42 Устава Новгородской области).

Согласно части 1 статьи 13 Областного закона Новгородской области от 11 февраля 2013 года № 210-ОЗ «О Правительстве Новгородской области» правовые акты Правительства издаются в форме постановлений и распоряжений.

Частями 1 и 2 статьи 10, частью 2 статьи 13 того же Областного закона предусмотрено, что правовые акты Правительства подписываются уполномоченными должностными лицами, определенными Регламентом Правительства. Губернатор Новгородской области возглавляет Правительство, является Председателем Правительства

В соответствии с пунктом 7.2 Регламента Правительства Новгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 23 мая 2013 года, правовые акты Правительства подписываются Губернатором области, а в его отсутствие (отпуск, временная нетрудоспособность) – лицом, исполняющим обязанности Губернатора области в соответствии с Уставом Новгородской области.

В силу статей 15, 16 Областного закона Новгородской области от 06 января 1995 года № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области» (далее Областной закон № 9-ОЗ), пункта 7.1 вышеприведенного Регламента нормативные постановления Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания. Официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газете «Новгородские ведомости» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Нормативные правовые акты Правительства вступают в силу со дня, следующего за днем их официального опубликования, если в самих актах не установлен иной срок вступления в силу. Нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (статья 18 Областного закона № 9-ОЗ).

Постановление Правительства Новгородской области, которым утвержден Порядок проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, подписано Губернатором Новгородской области, в установленном порядке опубликовано и введено в действие.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти Новгородской области во исполнение полномочия, предоставленного субъекту Российской Федерации пунктом 3 части 1 статьи 167, частью 1 статьи 178.1 ЖК РФ, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит, что они имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам не противоречат по следующим основаниям.

Правовое положение регионального оператора определено в статье 178 ЖК РФ, частью 7 которой предусмотрено, что методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора предусмотрены статьей 178.1 ЖК РФ, в соответствии которой проверка соответствия обязательным квалификационным требованиям осуществляется в форме квалификационного экзамена, который проводится:

1) для кандидата на должность руководителя регионального оператора - при проведении открытого конкурса на замещение указанной должности;

2) для руководителя регионального оператора - не реже одного раза в три года начиная с момента назначения (часть 5).

Обязательные квалификационные требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора, перечень вопросов, предлагаемых руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора на квалификационном экзамене, порядок проведения квалификационного экзамена и определения его результатов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 6).

Обязательные квалификационные требования к руководителю, кандидату на должность руководителя специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 июля 2015 года № 526/пр, принятым в соответствии с частью 7 статьи 178 ЖК РФ (далее Приказ Минстроя России № 526/пр).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 октября 2016 года № 743/пр, принятым во исполнение части 6 статьи 178.1 ЖК РФ, утверждены перечень вопросов, предлагаемых руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора на квалификационном экзамене, и порядок проведения квалификационного экзамена и определения его результатов (далее Приказ Минстроя России № 743/пр).

Пунктом 2 Порядка проведения квалификационного экзамена и определения его результатов, утвержденного вышеназванным Приказом Минстроя России, предусмотрено, что проведение квалификационного экзамена и определение его результатов осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого в части Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, он определяет в разделе 1 лицо, которое осуществляет организацию и проведение конкурса (далее организатор конкурса), лиц, имеющих право на участие в конкурсе, в разделе 2 – действия организатора конкурса по организации и порядку проведения конкурса, количество этапов конкурса, действия организатора конкурса на каждом из трех этапе конкурса, действия конкурсной комиссии на втором и третьем этапах конкурса, в разделе 3 - порядок определения победителя конкурса и заключения трудового договора с руководителем регионального оператора, случаи проведения организатором конкурса повторного конкурса.

При этом на первом этапе конкурса организатор конкурса размещает на официальном сайте информационное сообщение, содержащее сведения о наименовании вакантной должности; о региональном операторе; о квалификационных требованиях к руководителю, кандидату на должность руководителя регионального оператора; о месте и времени приема документов, подлежащих представлению; перечне документов, представляемых для участия в конкурсе, требованиях к их оформлению; сроке подачи документов; предполагаемых дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса и порядке его проведения; порядке определения победителя; способе уведомления кандидатов, победителя конкурса об итогах конкурса; об основных условиях трудового договора (пункты 2.4-2.4.10 Порядка).

Второй этап конкурса состоит из квалификационного экзамена, третий этап конкурса проводится в форме индивидуального собеседования (пункты 2.13-2.16 Порядка).

Организация и проведение конкурса осуществляются министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области (далее организатор конкурса) (пункт 1.2 Порядка).

Из оспариваемых положений абзаца 2 пункта 2.13 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора следует, что они не только не противоречат вышеприведенным нормам ЖК РФ, но и согласуются с ними, поскольку в них указано, что проведение квалификационного экзамена и определение его результатов осуществляются в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 743/пр.

Абзац 1 пункта 2.13, абзацы 1 и 3 пункта 2.14 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, регламентирующие порядок направления кандидатом, допущенным к участию в конкурсе, в конкурсную комиссию заявления о допуске к квалификационному экзамену, порядок и сроки уведомления организатором конкурса кандидатов о результатах квалификационного экзамена, размещения информации о результатах квалификационного экзамена на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по своему содержанию также не противоречат Порядку проведения квалификационного экзамена и определения его результатов, утвержденному Приказом Минстроя России № 743/пр, согласно которым прием заявлений осуществляется конкурсной комиссией по месту ее нахождения. Заявление подается претендентом непосредственно в конкурсную комиссию либо может быть направлено в электронной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий. При направлении заявления в форме электронного документа оно должно быть заверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области электронного документооборота (пункт 6); конкурсная комиссия принимает решение о допуске к квалификационному экзамену претендента, являющегося участником открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора или руководителем регионального оператора (пункт 7); уполномоченный орган не позднее 1 рабочего дня со дня получения от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений о количестве баллов, набранных каждым претендентом на квалификационном экзамене, направляет претенденту уведомление об этих результатах заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью на адрес электронной почты, указанный претендентом при регистрации. В уведомлении указывается количество баллов, набранных претендентом на квалификационном экзамене (пункт 29); уполномоченный орган не позднее 1 рабочего дня со дня получения от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений о количестве баллов, набранных каждым претендентом на квалификационном экзамене, размещает информацию о результатах квалификационного экзамена на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 30).

Остальные оспариваемые Маларёвым С.В. положения Порядка по своему содержанию не противоречат какому-либо нормативному правовому акту более высокого уровня, в котором по-иному были бы урегулированы аналогичные вопросы. Эти нормы установлены Правительством Новгородской области в порядке реализации своих полномочий во исполнение предписания вышеназванных норм ЖК РФ.

Других требований к порядку проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора по отношению к оспариваемым положениям федеральное законодательство не содержит.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, содержащих положения о недопустимости или запрете установления в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации тех или иных этапов проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, принятия конкурсной комиссией решения о том, что ни один из кандидатов не выдержал конкурс, также не имеется.

Ссылки административного истца на то, что оспариваемые положения Постановления Правительства Новгородской области в той части, в которой они допускают применение организатором открытого конкурса критериев по оценке профессионального уровня кандидатов, которым должны соответствовать кандидаты при прохождении открытого конкурса, устанавливают требование для кандидатов повторно подтверждать свою квалификацию и сдавать квалификационный экзамен второй раз в случае, если ранее эти кандидаты были признаны не выдержавшими один конкурс и пожелали вновь участвовать в другом конкурсе, а также предоставляют возможность принимать конкурсной комиссии решение о том, что ни один из кандидатов не выдержал конкурс на замещение вакантной должности, не соответствуют положениям статей 3, 64, 275 ТК РФ, Приказов Минстроя России № 526/пр и № 743/пр, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Приказ Минстроя России № 526/пр содержит обязательные квалификационные требования, которым должны соответствовать руководитель, кандидат на должность руководителя регионального оператора, и к которым отсылают положения пункта 1.3 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, то есть регулирует иные вопросы, нежели те, которые изложены в других, оспариваемых административным истцом, положениях этого Порядка.

Приказ Минстроя России № 743/пр, как следует из его содержания, регламентирует прохождение кандидатом квалификационного экзамена в ходе каждого конкурса, и не предусматривает положений, согласно которым возможно использование результата квалификационного экзамена, полученного в ходе одного конкурса, для участия в последующих конкурсах.

Каких-либо критериев по оценке профессионального уровня кандидатов, которым должны соответствовать кандидаты при прохождении открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, федеральным законодательством не предусмотрено.

Статьей 3 ТК РФ регламентировано, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Из положений пункта 2.15 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора следует, что целью проведения комиссией с кандидатом индивидуального собеседования является оценка деловых качеств кандидата, а потому эти положения не вступают в противоречие с положениями статьи 3 ТК РФ.

Статьи 64, 275 ТК РФ, во взаимосвязи со статьями 15, 16 и 18 ТК РФ, регулируют порядок заключения между работником и работодателем трудового договора и гарантии прав работника при его заключении, и не определяют порядок организации и проведения организатором конкурса, не являющимся в будущем по отношению к работнику работодателем, конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Анализ норм, содержащихся в Порядке, в их системном единстве позволяет суду сделать вывод об отсутствии в нем коррупциогенных факторов.

Вопреки утверждениям Маларёва С.В., полномочия организатора конкурса, конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и критерии, по которым происходит оценка кандидатов, определены в оспариваемом в части Порядке достаточно ясно и полно, все кандидаты имеют равные права, несут одинаковые обязанности, требования к предоставляемым документам едины для всех.

Более того, как установлено в судебном заседании, согласно заключению Комитета Правительства Новгородской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 02 марта 2017 года № 15/241 по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в проекте Постановления Правительства Новгородской области № 91 коррупциогенные факторы не выявлены.

Иные доводы Маларёва С.В., изложенные в административном иске и в судебном заседании, судом во внимание также приняты быть не могут? поскольку о противоречии оспариваемого в части Постановления нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, не свидетельствуют.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, административный иск Маларёва С.В. удовлетворению не подлежит.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Маларёва С.В. к Правительству Новгородской области, Губернатору Новгородской области Никитину А.С. о признании пунктов 2.13, 2.14, 2.15, 3.1, 3.5 Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 30 декабря 2014 года № 671, в редакции Постановления Правительства Новгородской области от 13 марта 2018 года № 91, не действующими отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в печатном издании – газета «Новгородские ведомости» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 04 сентября 2018 года.

Председательствующий Л.В.Макарова