ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-106/19 от 24.04.2019 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-106/2019

РЕШЕНИЕ

24 апреля 2019 года г. Сокол

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Лукинская Н.Н.,

при секретаре Пекарской И.И.,

рассмотрев жалобу ООО «Сухонский КБК» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области № 04-63/2019-03 от 19 марта 2019 года о привлечении ООО «Сухонский КБК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области № 04-63/2019-03 от 19 марта 2019 года ООО «Сухонский КБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 руб.

ООО «Сухонский КБК», не согласившись с постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Сухонский КБК» состава административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что при вынесении постановления не были учтены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения. Приказом от 12.10.2015 № 63/4 Двинско-Печорского бассейнового водного правления «Об утверждении нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты» обществу утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, отводимых в составе сточных вод в р.Сухона, на срок до 12.10.2020 г. При этом утвержденный норматив допустимого сброса по нитрит иону (нитрит аниону) на апрель 2016-2020 г.г. составляет 251,7 г/час (0,0850 т/мес) при допустимом сбросе нитрит-иона 0,080 мг/дмЗ. Согласно протоколу №15/18 в результате исследования пробы, отобранной 25.04.2018г., результат по нитрит-иону составил 0,0855 + 0,0145 мг/дмЗ. По мнению Управления, полученный результат свидетельствует о превышении установленного норматива допустимого сброса. Однако, в соответствии со ст. 1 Федерального закона №7-ФЗ « Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками. Нормативы допустимых сбросов для водопользователей (НДС) разрабатываются в соответствии с «Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ №333 от 17.12.2007 г.

Согласно справке о фактических объемах сброса сточных вод по выпуску №1 в апреле 2018 года, объем сточных вод, сбрасываемых обществом через выпуск № 1 в апреле 2018 года, составил 791,5 тыс. мЗ. Соответственно, масса нитрит-ионов в составе сточных вод составила 93,4 г/час ( 0,067 т/месяц) при утвержденном НД : 1.7 г/час (0,085 т/мес).

Таким образом, общество осуществляло сброс сточных вод в пределах нормативов допустимого сброса, следовательно, превышения установленных нормативов допустимого воздействия на водный объект - р. Сухону, вменяемого в вину общества и предусмотренного ч. 4 ст. 35 и ч. 6 ст. 56 ВК, обществом допущено не было. Вывод о превышении норматива содержания в пробе сточной воды нитрит-ион сделан Управлением без учета погрешности измерений. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в результате измерения принципиально невозможно получить истинное значение измеряемой величины в виде одного числа. Результатом измерений является интервал значений (доверительный интервал), в пределах которого с заданной вероятностью (доверительная вероятность) находится истинное значение измеряемой величины, в связи с чем, правила оценки соответствие должны соответствовать конституционной норме «Неустранимые сомнения виновности лица толкуются в пользу обвиняемого» (п.3 ст. 49 Конституции РФ).

Согласно Методике измерений массовой концентрации нитрит-ионов в сточных водах представляется с учетом расширенной неопределенности (погрешности)измерений.Одним из оснований для отказа при принятии решения о выдаче разрешения на сбросы является выявление установленных НДС с учетом погрешности измерений.

Ссылка в спорном постановлении на п.4.2 ГОСТ 27384-2002 «Вода.Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств» является необоснованной,поскольку данный стандарт применяется при разработке и пересмотре методик измерений показателей состава и свойств воды,при организации контроля качсества воды,оценке состояний измерений в лаборатории,а также при метрологическом контроле и надзоре за деятельностью лаборатории,осуществляющих контроль качества вод.Согласно п.5 ГОСТ 27065-86 данный стандарт на сточные воды не распространяется.Пункт 4.2 ГОСТ 27384-2002 применяется исключительно при оценке превышения нормативов качества питьевых и поверхностных вод,а не при оценке результатов измерений концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод.При измерениях массовой концентрации нитрат-ионов в сточных водах Методикой прямо предусмотрено проведение измерений с учетом неопределенности (погрешности).

Согласно протоколу №44/18 в результате исследования пробы,отобранной 20.10.2018,результат по метанолу составил 0,169 м/дм 3,в связи с чем.Управлением сделан вывод о превышении установленного норматива допустимого сброса.

Вместе с тем,фактически концентрация метанола составила не 0,169 мг/дм3,а 0,0169 мг/дм3,о чем свидетельствует запись в рабочем журнале лаборатории отдела охраны окружающей среды Общества.Полученный результат меньше предела обнаружения методики,что записано и в журнале.При оформлении протокола №44/18 в электронном виде записи результата измерения по метанолу специалистом Общества была допущена техническая ошибка.В протокол Обществом были внесены исправления,что предусмотрено п.4.13.2.3 ГОСТа ИСО/МЭК 17025-2009.В связи с чем,просит спорное постановление отменить,производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель ООО «Сухонский КБК» Епифанова М.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала и пояснила,что в действиях Общества отсутствие нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.При сбросе с учетом погрешности Общество не оказало вредного воздействия на окружающую среду.Вина Общества в совершении административного правонарушения,предусмотренного ст.8.14 ч.1 КоАП РФ,не установлена.Производство по делу просит прекратить.

Представитель ООО «Сухонский КБК» Чекалева М.Н.также поддержала доводы жалобы.

Представитель Управления Росприроднадзора по Вологодской области в судебное заседание не явился,судом надлежаще извещен,возражений на жалобу не представлено..

Судья, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В обжалуемом постановлении приводятся сведения о том, что в период с 01 февраля 2019 года по 14 февраля 2019 года Управлением Росприроднадзора по Вологодской области проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Сухонский КБК», в ходе которой установлено, что в процессе деятельности ООО «Сухонский КБК» происходит образование хозяйственно-бытовых, ливневых и производственных сточных вод, отведение которых осуществляется по двум стокам. По результатам проведенного производственного контроля качества сточных вод, сбрасываемых через выпуск № 1 в р. Сухона, выявлено, что ООО «Сухонский КБК» нарушены: ст. 35 ч. 4 Водного кодекса № 74-ФЗ от 03.06.2006 года, ст. 56 ч. 6 Водного кодекса № 74-ФЗ от 03.06.2006 года.

Административная ответственность по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ наступает за нарушение правил водопользования при заборе воды,без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

В соответствии с п.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов,содержащихся в сбросах сточных,в том числе дренажных, вод в водные объекты.не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч.6 ст.56 Закона №74-ФЗ сброс в водные объекты сточных вод,содержание в которых радиоактивных веществ,пестицидов,агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты,запрещается.

В судебное заседание представлены письменные доказательства,подтверждающие,что Общество осуществляло сброс сточных вод в пределах нормативов допустимого сброса.Таким образом,превышения установленных нормативов

допустимого воздействия на водный объект-р.Сухона,Обществом не было допущено.При этом вывод в спорном постановлении о превышении нормативов содержания в пробе сточной воды сделан без учета погрешностей измерений.

По протоколу № 44/18 специалистом Общества внесены исправления в техническую ошибку по результатам измерения по метанолу в порядке,установленном Методическими рекомендациями,а,именно:указано 0,0169 мг/дм3,что соответствует записи журнала лаборатории.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения,в отношении которых установлена его вина.Неустранимые сомнения в виновности лица,привлекаемого к административной ответственности.толкуются в пользу этого лица.

Обстоятельства,установленные в судебном заседании, позволяют сделать вывод о том,что в действиях ООО «Сухонский КБК»отсутствует состав административного правонарушения,предусмотренный ст.8.14 ч.1 КоАП РФ.

В связи с чем,производство по делу подлежит прекращению на основании ст.24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 30.6-30.08 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области № 04-63/2019-03 от 19 марта 2019 года о привлечении ООО «Сухонский КБК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Сухонский КБК» состава административного правонарушения

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Н.Лукинская