ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/20 от 01.06.2020 Ужурского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-10/2020

УИД 24RS0054-01-2020-000044-61

РЕШЕНИЕ

01 июня 2020 года г. Ужур

Судья Ужурского районного суда Красноярского края Аббазова А.В.,

с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, - инженера по охране окружающей среды (эколога) ООО «Ужурское ЖКХ» Павловой Ирины Александровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павловой И.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Черезовой Н.В. от 27.12.2019, которым должностное лицо - инженер по охране окружающей среды (эколог) ООО «Ужурское ЖКХ» Павлова Ирина Александровна признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Павлова И.А., являясь должностным лицом - инженером по охране окружающей среды (экологом) ООО «Ужурское ЖКХ», постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Черезовой Н.В. от 27.12.2019 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Павлова И.А. обратилась в Ужурский районный суд Красноярского края с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, либо заменить штраф наказанием в форме устного предупреждения. Согласно доводов жалобы, очистные сооружения находятся в ненадлежащем состоянии, в связи с чем не обеспечивают надлежащую очистку. ООО «Ужурское ЖКХ» ежегодно проводит мероприятия по ремонту очистных сооружений, в 2019 году проведены работы по капитальному ремонту очистных сооружений на сумму 1346467 рублей. Но этого недостаточно для полноценной работы данный очистных. ООО «Ужурское ЖКХ» находится в тяжелом финансовом положении, имеется большая задолженность жителей перед ООО «Ужурское ЖКХ» за жилье и коммунальные услуги в размере 93759813 рублей, поэтому нет возможности наладить работу по надлежащей очистке сточных вод. При назначении наказания просит учесть тяжелое финансовое состояние ООО «Ужурское ЖКХ», существование исключительных обстоятельств, связанных с ее личностью и имущественным положением (наличие на иждивении двоих детей 2005 и 2013 года рождения, уровень средней заработной платы в размере 26335 рублей). Кроме того, Павловой И.А. суду представлены дополнения к жалобе, согласно которых Павлова И.А. полагает, что как должностное лицо ООО «Ужурское ЖКХ» выполнило все действия по надлежащей очистке сточных вод, от нее проведение капительного ремонта очистных сооружений не зависит, а потому основания ее привлечения к административной ответственности отсутствуют. Дополнительно просит прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо Павлова И.А. в судебном заседании доводы жалобы и дополнения к ней поддержала, дополнительно пояснила, что штраф в размере 50000 рублей является для нее слишком обременительным. Также пояснила, что нарушения, указанные в обжалуемом постановлении, действительно имеются, с результатами проведенных проб и анализов она согласна, сведения, указанные в акте проверки и постановлении являются достоверными.

Представитель административного органа - Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте заседания уведомлен надлежащим образом. Согласно представленного ходатайства представитель Управления Макарова Е.А. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, оставив обжалуемое постановление без изменения, а жалобу Павловой И.А. без уведомления.

На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Оценив доводы жалобы, заслушав объяснения Павловой И.А., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ в качестве должностных лиц к административной ответственности могут быть привлечены руководители и другие работники организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, если правонарушение связано с ненадлежащим выполнением (невыполнением) таких функций.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении ООО «Ужурское ЖКХ» осуществляет деятельность по отведению, очистке, сбросу сточных вод, поступающих на очистные сооружения города Ужур в реку Ужур. Источником образования сточных вод являются производственно-бытовые сточные воды от населения и предприятий города Ужур. Сброс сточных вод после очистки на очистных сооружениях осуществляется в реку Ужур на расстоянии 34 километра от устья, впадает в озеро Белое, которое соединено с рекой Чулым. Река Ужур является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного назначения. Право на сброс сточных вод и (или) дренажных вод установлено Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 14.11.2016 Решение выдано Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края на срок до 31.12.2025 года. Объекты недвижимости в составе очистных сооружений, городские КНС, сети канализации, канализационные коллекторы находятся в муниципальной собственности г. Ужур и эксплуатируются ООО «Ужурское ЖКХ» на основании договора аренды от 18.11.2013 , акта приема-передачи от 18.11.2013. Договор заключен на срок до 18.11.2033 года. Контроль качества сточных вод осуществляется в соответствии с Программой проведения измерений качества сточных вод, согласованной с ТОВр по Красноярскому краю Енисейского БВУ. Лабораторные исследования проб поверхностных (природных) сточных вод на химический состав осуществляется филиалом «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Красноярск. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты установлены Разрешением на сбросы от 24.03.2017 в пределах НДС. В ходе проверки, проведенной Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора в ООО «Ужурское ЖКХ» на основании Распоряжения от 20.11.2019 с 29.11.2019 по 23.12.2019, Управлением проанализированы результаты количественного химического анализа проб сточных вод за 1-4 кварталы 2019 года (протоколы анализа от 21.03.2019, дата отбора проб 14.03.2019, от 24.04.2019, дата отбора проб от 16.04.2019, от 31.07.2019, дата отбора проб 24.07.2019, от 24.10.2019, дата отбора проб 17.10.2019). По результатам ежеквартального аналитического контроля содержание ряда загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске ООО «Ужурское ЖКХ» в 2019 году превышало допустимые значения, установленные Разрешением на сбросы от 24.03.2017, по содержанию аммоний-иона, нитрит-иона, нитрат-иона, АПАВ, ХПК, фосфат-иона, сухого остатка, БПК5, сульфа-иона, алюминия, нефтепродуктов, железа, меди, марганца, цинка, взвещенных веществ. В сточных водах присутствовали запрещенные к сбросу сероводород и сульфиды. В ходе проверки специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону произведен трехкратный отбор проб сточной воды выпуска очистных сооружений ООО «Ужурское ЖКХ», природной воды реки Ужур: в первый отбор (02.12.2019) на содержание загрязняющих веществ в соответствии с перечнем, установленным Разрешением на сбросы от 24.03.2017, во 2 и 3 отборы (12.12.2019) - на содержание загрязняющих веществ, превышения установленных допустимых значений которых выявлены в 1-м отборе (протоколы отбора проб от 02.12.2019, от 11.12.2019). По результатам проведения лабораторных исследований в сточных водах установлены превышения содержания загрязняющих веществ над нормативными, установленными НДС, Разрешением на сбросы от 24.03.2017.

В соответствии с приказом о приеме на работу от 18.02.2012 Павлова Ирина Александровна принята на должность эколога ООО «Ужурское ЖКХ» с 18.02.2012.

Приказом ООО «Ужурское ЖКХ» от 19.02.2012 инженер по охране окружающей среды (эколог) Павлова Ирина Александровна назначена ответственной за природоохранную деятельность в организации, обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды. С указанным приказом Павлова И.А. ознакомлена 19.02.2012.

Согласно приказа директора ООО «Ужурское ЖКХ» № 18 от 01.03.2018 «Об организации производственного экологического контроля», лицом, ответственным за проведение производственного экологического контроля назначена инженер по охране окружающей среды (эколог) Павлова И.А.

Как следует из должностной инструкции, утвержденной директором ООО «Ужурское ЖКХ» 01.04.2015, инженер по охране окружающей среды (эколог) осуществляет контроль соблюдения в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, нормативов, осуществляет контроль соблюдения технологических режимов природоохранных объектов, анализирует их работу, следит за соблюдением правил охраны окружающей среды в районе расположения предприятия. С должностной инструкцией Павлова И.А. ознакомлена 01.04.2015.

Поскольку должностное лицо ООО «Ужурское ЖКХ» - инженер по охране окружающей среды (эколог) Павлова И.А. не обеспечила соблюдение Обществом положений части 4 статьи 35 и части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, это послужило основанием для вынесения в отношении нее обжалуемого постановления о назначении административного наказания от 27.12.2019.

Фактические материалы дела и выводы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Черезовой Н.В., вынесшей указанное постановление, подтверждены следующими доказательствами: распоряжением от 20.11.2019 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», актом проверки от 23.12.2019, приказом о приеме работника Павлову И.А. на работу от 18.02.2012 на должность эколога, приказом ООО «Ужурское ЖКХ» от 19.02.2012 «О назначении лиц, ответственных за организацию природоохранной деятельности на предприятии», приказом ООО «Ужурское ЖКХ» № 18 от 01.03.2018 «Об организации производственного экологического контроля», должностной инструкцией инженера по охране окружающей среды (эколога) от 01.04.2015, протоколом об административном правонарушении от 23.12.2019.

Выводы должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, сомнений не вызывают и Павловой И.А. не оспариваются.

Доводы жалобы о том, что причиной нарушений является ненадлежащая работа очистных сооружений, требующих ремонта и существенных финансовых вложений, а также то, что Павлова И.А. все свои должностные обязанности выполнила надлежащим образом, признаю несостоятельными, поскольку частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено то, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается, а частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Павловой И.А. в обоснование указанных доводов доказательств ненадлежащего технического состоянии очистных сооружений, эксплуатируемых ООО «Ужурское ЖКХ», ни в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора, ни в суд не представлено. Наличие высокой задолженности населения перед ООО «Ужурское ЖКХ» не является основанием для освобождения виновного лица от административной ответственности. Более того, доводы о наличии перед ООО «Ужурское ЖКХ» дебиторской задолженности в размере 93759813 рублей Павловой И.А. документально не подтверждены.

Обстоятельства совершенного административного правонарушения установлены правильно, к административной ответственности инженер по охране окружающей среды (эколог) ООО «Ужурское ЖКХ» Павлова И.А. привлечена обоснованно, дело рассмотрено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, не допущено.

Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Федеральным законом от 31.12.2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 КоАП РФ» реализовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, в соответствии с частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Исходя из обстоятельства дела, прихожу к выводу, что назначение Павловой И.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей несоразмерно целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая, что назначенное Павловой И.А. административное наказание в размере, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение ее прав, административный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.12.2019 подлежит изменению путем снижения назначенного Павловой И.А. административного наказания в виде административного штрафа до 25 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды (эколога) ООО «Ужурское ЖКХ» Павловой Ирины Александровны - изменить.

Назначенное должностному лицу - инженеру по охране окружающей среды (экологу) ООО «Ужурское ЖКХ» Павловой Ирине Александровне административное наказание в виде административного штрафа по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить до 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды (эколога) ООО «Ужурское ЖКХ» Павловой И.А. оставить без изменения, жалобу Павловой И.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья А.В. Аббазова