ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/2021 от 22.04.2021 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

22 апреля 2021 года г. Тарко-Сале

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пасенко Л.Д.,

с участием защитников Шабельникова В.Н., Галенко Л.В., Филипповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Транснефть-Сибирь» на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>, заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ З по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Транснефть-Сибирь», ИНН 7201000726, ОГРН 10272007892220, юридический адрес: 625027, <адрес>, ул. Республики, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тюменской области, заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Антипкиной И.И. от 30 декабря 2020 года № 277 З юридическое лицо акционерное общество «Транснефть-Сибирь» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

Не согласившись с постановлением, представитель АО «Транснефть-Сибирь» обратился в Пуровский районный суд ЯНАО с жалобой, в которой сообщил, что в постановлении № 277 З отсутствуют выводы, по каким основаниям были отклонены возражения АО «Транснефть-Сибирь». Производственно-дождевые сточные воды, образующиеся на НПС «Холмогоры», собираются в накопительные емкости ЕП-16 (2 шт.) (1) с последующим вывозом на очистные сооружения ЛПДС «Пур-Пе» (2, 3). Сброс производственно-дождевых сточных вод на рельеф станции и за ее пределы отсутствует. На представленных фотоматериалах № 11, 12, 13 зафиксированы атмосферные осадки в результате таяния снега, которые распределяются естественным путём по рельефу территории НПС. На фотоматериалах № 14, 15, 16 зафиксировано складирование трубной продукции, а не отходов на деревянных опорах в соответствии с требованиями РД-39-7-904-83 «Инструкция по складированию и хранению материалов, оборудования и запасных частей на складах баз производственно-технического обслуживания и комплектации, предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленности» (4). На фото № 17 зафиксированы емкости полипропиленовой тары. Данная тара размещена на площадке с твёрдым покрытием, является товарно-материальными ценностями, находящимися в хозяйственном обороте НПС «Холмогоры» Ноябрьского УМН, предназначена для хранения пенообразователя и не является отходом «тары полиэтиленовой, загрязненной поверхностно-активными веществами (код по ФККО 43811901514), данные ёмкости являются многооборотной тарой. Факт загрязнения земельного участка не установлен, розлива пенообразователя не допущено. Незагрязненные поверхностные воды (не подверженные техногенным загрязнениям) и образующиеся на территории, расположенной за пределами каре резервуаров и площадок технологического оборудования (внутриплощадочные проезды, щебеночные покрытия), по спланированному рельефу направляются за пределы площадки на противофильтрационный экран с применением щебеночного покрытия и не являются организованным сбросом. Обществом налажен системный мониторинг почвы и воды в местах отделения дождевых, талых вод. Загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы не допущено, требования статьи 4, часть 1 и 2 статьи 46, часть 1 статьи 51 №ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ соблюдены. Просит отменить постановление от 30.12.2020 № 277 З, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание законный представитель АО «Транснефть-Сибирь» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Жалоба рассматривается в отсутствии законного представителя юридического лица на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитники АО «Транснефть-Сибирь» Шабельников В.Н., Галенко Л.В. жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней, дополнив, что производственно-дождевые воды по подземной канализации собираются в накопительные емкости с последующим вывозом на очистные сооружения. Остальные производственно-дождевые воды, которые не были подвержены загрязнению в результате производственной деятельности и которые зафиксированы надзорным органом на фотографиях №№ 10, 11, 12, а именно талый снег, стекают в земляные канавы, которые расположены на арендованном земельном участке и за его границу не выходят. Обществом регулярно проводится исследования талых вод на предмет наличия химических элементов и их количества, по результатам чего превышения компонентов в сравнении с фоновым содержанием загрязняющих веществ в сточных водах природного характера, не установлено. Надзорным органом пробы почвы не брались и не исследовались, поэтому доказательств загрязнения обществом почвы не имеется. Также не имеется доказательств того, что в результате хранения на арендуемых земельных участках трубной продукции и полипропиленовой тары, не являющихся отходами производства, произошло загрязнение почвы.

Заслушав защитника, изучив материалы дела, и оценив в совокупности доказательства, исследованные в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом, в силу ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены: наличие события административного правонарушения (пункт 1); виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Из материалов дела следует, что в период с 05.11.2020 по 02.12.2020 на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020 № 1471, центральным аппаратом Росприроднадзора в период с 05.11.2020 по 02.12.2020 проведена внеплановая выездная проверка АО «Транснефть-Сибирь», осуществляющего деятельность в Арктической зоне Российской Федерации на объектах, связанных с обращением нефти и нефтепродуктов.

В ходе проверки установлено что АО «Транснефть-Сибирь» эксплуатирует производственные объекты, связанные с обращением нефти и нефтепродуктов, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно акту проверки от 02.12.2020 № 012-2020-в/А АО «Транснефть-Сибирь» допущены следующие нарушения:

- на площадке НПС «Холмогоры» производственно-дождевые сточные воды с поверхности твердого покрытия дорог, узлов оборудования и сооружений беспрепятственно стекают по понижению рельефа - вырытым канавам без изоляции, частично по бетонированным лоткам и сбрасываются на рельеф земельного участка и за его пределы. В отсутствии оборудованной площадки с изолирующим твердым покрытие производится складирование (сброс) отходов металлического дома: «труб стальных нефтепроводов отработанных с полимерной изоляцией (код отхода по ФККО 46952213514), лома и отходов стальных изделий, загрязненных лакокрасочными материалами (код отхода по ФККО 46812111514), тары полиэтиленовой, загрязненной поверхностно-активными веществами (код отхода по ФККО 43811901514);

- на территории объектов НПС № 2 Уренгойского УМН и ГНПС-1 Уренгойского УМН производственно-дождевые сточные воды, образующиеся на территории: открытых площадок технологического оборудования без каре, сооружений, внутриплощадных проездах транспорта по спланированному рельефу – водоотводным траншеям направляются для сброса за пределы площадки и сбрасываются организованно на рельеф местности сопредельных земельных участков с использованием и без использования гасителей потока производственно-дождевых сточных вод. Производственный контроль сбрасываемых промышленно-дождевых сточных вод на рельеф сопредельных земельных участков НПС № 2 Уренгойского УМН, ГНПС-1 Уренгойского УМН и контроль загрязнения почв в местах сброса промышленно-дождевых сточных вод не осуществляется.

Надзорный орган пришел выводу о том, что АО «Транснефть-Сибирь» допущен сброс (складирование) отходов производства и потребления на территории производственного объекта НПС «Холмогоры», а также сброс производственно-дождевых сточных вод и сброс на сопредельные земельные участки производственных площадок, что повлияло на качественное состояние почвы, в связи с чем квалифицировал деяние общества по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

При вынесении постановления № 277 З должностным лицом доводы АО «Транснефть-Сибирь» о том, что загрязнения почвы не допущено, отвергнуты со ссылкой на протоколы испытаний проб талой воды АО «Транснефть-Сибирь» за период с 2019 по 2020 годы, согласно которым в пробах содержаться загрязняющие вещества: аммоний-ион, фосфат-ион, взвешенные вещества, нефтепродукты, которые имеют преимущественно техногенное происхождение.

Так, согласно протоколам испытаний проб талой воды АО «Транснефть-Сибирь» за период с 2019 по 2020 годы в пробах талой и дождевой воды, отобранных на территории ГНПС № 1 Уренгойского УМН и НПС № 2 Уренгойского УМН содержаться загрязняющие вещества: аммоний-ион, фосфат-ион, взвешенные вещества, нефтепродукты.

Из протоколов испытаний следует, что пробы отбирались от места ответвления поверхностных ливневых вод.

Защитниками также представлены протоколы испытаний почвы из точки отвода талых и дождевых вод с территории АО «Транснефть-Сибирь» за аналогичный период и протоколы испытаний талой и дождевой воды за пределами арендуемых земельных участков из природных источников, то есть пробы ФОНа.

Проанализировав представленные протоколы, суд находит установленным, что содержание загрязняющих веществ в талой и дождевой воде, отобранных на объектах АО «Транснефть-Сибирь», не превышает показателей этих же веществ в ФОНе, то в природе.

При этом суд учитывает, что надзорным органом при проведении проверки отборы пробы почвы на спорных объектах АО «Транснефть-Сибирь» не забирались, почва на предмет ее загрязнения не исследовалась.

Таким образом, надзорным органом не представлено доказательств, подтверждающих загрязнение АО «Транснефть-Сибирь» почвы при осуществлении стока производственно-дождевых вод, а одного наличия загрязняющих веществ в пробах талой и дождевой водах не достаточно для установления вины АО «Транснефть-Сибирь» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, поскольку они должны быть в таком количестве, которое наносит вред окружающей среде.

Кроме того, наличие на земельных участках отходов металлического лома и тары полиэтиленовой, загрязненной поверхностно-активными веществами, которые таковыми являются, по мнению надзорного органа, также не достаточно для установления вины АО «Транснефть-Сибирь» в совершении указанного правонарушения, потому как отсутствуют доказательства загрязнения почвы в результате хранения данных предметов.

При этом не имеет правового значения, являются ли эти предметы материальными ценностями либо отходами производства.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.10 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу акционерного общества «Транснефть-Сибирь» на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тюменской области, заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Антипкиной И.И. от 30 декабря 2020 года № 277 З по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Транснефть-Сибирь» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Транснефть-Сибирь» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья Л.Д. Пасенко