ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-140/2016 от 01.04.2016 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

01 апреля 2016 года г.Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры Черкашин В.В.,

с участием:

защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО5, действующей на основании доверенности от 18.01.2016г.,

представителей Службы контроля ХМАО-Югры – ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, действующей на основании доверенности от 18.01.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении -ГС, которым должностное лицо – ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя руководителя Службы контроля в ХМАО-Югре ФИО4 должностное лицо – проректор по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным административным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу, мотивировав требования жалобы тем, что проверка проведена неуполномоченным органом, так как Служба контроля ХМАО-Югры не вправе проверять отношения, не отнесенные к бюджетным; отсутствуют нормативные документы, регламентирующие, какие расходы могут быть произведены Учреждением в рамках исполнения тех или иных государственных заданий; произведенные расходы предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения; Соглашение о предоставлении субсидии дает право Учреждению самостоятельно определять способы исполнения государственного задания; отчет о выполнении государственного задания за 2013 год утвержден Департаментом образования и молодежной политики по ХМАО-Югры без замечаний; в обжалуемом постановлении отсутствует указание на то, какой именно пункт Соглашения или государственного задания нарушен Учреждением; основная задача Учреждения – выполнить государственное задание в заданном объеме в соответствии со стандартом и с должным качеством, а не израсходовать средства субсидии ровно по той формуле, по которой она была рассчитана; образовательное учреждение обладает финансовой автономией, в связи с чем, полагает, что в ее действиях отсутствует состав правонарушения.

В письменных возражениях представителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО4, приобщенных к материалам дела, указывается на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании защитник ФИО1ФИО5 жалобу поддержала в полном объеме, указала на отсутствие события правонарушения в действиях ФИО1, изложив доводы, указанные в жалобе и просила прекратить производство по делу по данному основанию.

Представитель Службы контроля ХМАО-Югры ФИО6 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, указав о наличии состава, события правонарушения в действиях ФИО1, на доказанность ее вины.

Суд, выслушав защитника, представителя административного органа, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ.

Согласно данному постановлению в ходе проведенной на основании приказа Службы контроля ХМАО-Югры от 11.01.2015 №32-Пр-1 внеплановой выездной проверки установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом – проректором по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», допустила нецелевое использование средств субсидии. 09.01.2014 между Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры и Учреждением заключено Соглашение №01/14.0001/7 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг. Средства указанной субсидии в сумме 187 220,97 использованы Учреждением на оплату среднего заработка за дни нахождения в командировках работникам Учреждения, направленным в командировки для проведения занятий по паллиативной медицинской помощи, проведение лекционных занятий и профориентационной работы, что не предусмотрено Госзаданием. ФИО1ДД.ММ.ГГГГ подписан реестр платежных поручений, содержащий платежное поручение от 10.12.2014 №4190, в соответствии с которым на лицевые счета ФИО9, ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО13 перечислена заработная плата за ноябрь 2014 года, в том числе содержащая оплату среднего заработка за дни нахождения в командировках.

Административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами).

Порядок формирования государственного задания в отношении государственных учреждений ХМАО-Югры и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства ХМАО-Югры от 08.10.2010 №229-п (далее – Порядок).

Согласно п.12 Порядка, предоставление бюджетному или автономному учреждению автономного округа субсидии, указанной в пункте 8 настоящего Порядка, осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого между исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения автономного округа, и бюджетным, автономным учреждением автономного округа в соответствии с формой, утвержденной Департаментом финансов автономного округа.

Форма Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными автономными и бюджетными учреждениями ХМАО-Югры утверждена приказом Департамента финансов ХМАО-Югры от 27.10.2010 №34-пн.

Исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции и полномочия учредителя Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» является Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры.

09.01.2014 между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Учреждением заключено Соглашение № 01/14.0001/7 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Субсидия).

В соответствии с пунктом 3.3.1 Соглашения Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях реализации Госзадания в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнение работ), определенными в Госзадании.

Согласно пункту 12.1 Порядка государственные бюджетные и автономные учреждения автономного округа обязаны обеспечить целевое и эффективное использование полученных из бюджета автономного округа субсидий.

Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий используются в очередном финансовом году на те же цели.

Как следует из материалов дела, за счет субсидии на иные цели (в рамках выделенных средств по государственной программе ХМАО-Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы») Учреждением с работником ФИО9 заключен договор на оказание преподавательских услуг по проведению практических занятий на цикле повышения квалификации специалистов организаций по приоритетным направлениям развития отрасли Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - паллиативная медицинская помощь в количестве 192 часа (в период с 07.10.2014 по 17.12.2014) от 01.10.2014 №251 на сумму 227 184,00 рублей.

ФИО9 направлялась в командировку для проведения занятий по паллиативной медицинской помощи (приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км на 6 дней, приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км/1 на 6 дней), за счет целевых бюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме 25 091,67 рублей осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения Госзадания, при этом проведение занятий по паллиативной медицинской помощи не предусмотрено Госзаданием.

Начисление среднего заработка за дни нахождения в указанной командировке произведено в ноябре 2014 года, что подтверждается расчетным листком работника ФИО9, имеющимся в материалах дела.

За счет субсидии на иные цели (в рамках выделенных средств по государственной программе ХМАО-Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы») с работником ФИО10 был заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 230 733,36 рублей на оказание преподавательских услуг по проведению практических занятий (в период с 20.10.2014 по 20.12.2014) на цикле повышения квалификации специалистов организаций по приоритетным направлениям развития отрасли Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - паллиативная медицинская помощь.

ФИО10 направлялся в командировку для
проведения занятий по паллиативной медицине (приказ от 29.10.2014
/км/1 на 10 дней, приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км на 10 дней) за счет
целевых бюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни
нахождения в командировке в сумме 84 266,74 рублей осуществлялась за
счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения Госзадания, при
этом проведение занятий по паллиативной медицинской помощи не
предусмотрено Госзаданием.

Начисление среднего заработка за дни нахождения в указанной командировке произведено в ноябре 2014 года, что подтверждается расчетным листком работника ФИО10, имеющимся в материалах дела.

За счет субсидии на иные цели (в рамках выделенных средств по государственной программе ХМАО-Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы») с работником ФИО8 был заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 217 718,00 рублей, на оказание преподавательских услуг по чтению лекционных и практических занятий (в период с 20.10.2014 по 20.12.2014) на цикле повышения квалификации по приоритетным направлениям развития здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - паллиативная медицинская помощь для врачей и для среднего медицинского персонала.

ФИО8 направлялся в командировку для проведения занятий по паллиативной медицинской помощи (приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км на 3 дня, приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км-1 на 3 дня) за счет целевых бюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме 12 671,89 рублей осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения Госзадания, при этом проведение занятий по паллиативной медицинской помощи не предусмотрено Госзаданием.

ФИО8 направлялся в командировку для проведения лекционных занятий в профильном (медицинском) классе (приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км-1на 3 дня, приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км на 3 дня) за счет внебюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме 12 671,89 рублей осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения Госзадания.

Начисление среднего заработка за дни нахождения в указанных командировках произведено в ноябре 2014 года, что подтверждается расчетным листком работника ФИО8, имеющимся в материалах дела

ФИО11 направлялся в командировку для проведения профориентационной работы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км/1 на 5 дней, приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км на 5 дней) за счет внебюджетных
средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в
командировке в сумме 13 245,50 рублей осуществлялась за счет субсидии
на финансовое обеспечение выполнения Госзадания.

Начисление среднего заработка за дни нахождения в указанной командировке произведено в ноябре 2014 года, что подтверждается расчетным листком работника ФИО11, имеющимся в материалах дела

ФИО12 направлялась в командировку для проведения лекций (приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км на 2 дня, приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км/1 на 3 дня) за счет внебюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме 9 100,52 рублей осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения Госзадания.

Начисление среднего заработка за дни нахождения в командировке произведено в ноябре 2014 года, что подтверждается расчетным листком работника ФИО12, имеющимся в материалах дела

ФИО13 направлялась в командировку для проведения лекций на выездном цикле усовершенствования (терапия) (приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км на 6 дней, приказ от ДД.ММ.ГГГГ/км/1 на 6 дней) за счет внебюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме 30 172,76 рубля осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения Госзадания.

Начисление среднего заработка за дни нахождения в указанной командировке произведено в ноябре 2014 года, что подтверждается расчетным листком работника ФИО13, имеющимся в материалах дела.

В материалах дела представлен реестр платежных поручений на ДД.ММ.ГГГГ, содержащий платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на лицевые счета ФИО9, ФИО7, ФИО8ФИО11, ФИО12, ФИО13, согласно списка работников, перечислена заработная плата за ноябрь 2014 года, содержащая, в т.ч. на оплату среднего заработка за дни нахождения в командировках. В реестре значится фамилия ректора ФИО14, однако фактически реестр подписан ФИО1

Оказание преподавательских услуг по проведению практических занятий на цикле повышения квалификации специалистов организаций по приоритетным направлениям развития отрасли Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - паллиативная медицинская помощь, проведение лекционных занятий и профориентационной работы для целевых аудиторий не связаны с выполнением Государственного задания, в связи с чем, направление средств Субсидии на оплату дней нахождения в вышеуказанных командировках перечисленных работников Учреждения платежным поручением от 10.12.2014 № 4190 повлекло нецелевое использование средств Субсидии в сумме 187 220,97 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно материалам дела ФИО1 принята на должность проректора по финансово-экономической деятельности Учреждения с 03.10.2005 и на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ имеет право первой подписи.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм закона.

Материалами дела подтвержден факт нецелевого использования бюджетных средств, а именно средств субсидии, в нарушение п.3.3.1 Соглашения №01/14.0001/7, на цели, не предусмотренные Госзаданием.

Нецелевым признано направление средств субсидии на цели, не связанные с оказанием государственных услуг, а именно на цели, связанные с выполнением другого задания учредителя – чтение лекций по паллиативной помощи, на которое учредителем была предоставлена субсидия на иные цели, а с преподавателями за счет средств субсидии на иные цели были заключены договоры гражданско-правового характера на оказание услуг, чтение лекций по профориентационной работе в общеобразовательных учреждения автономного округа, направление работников в командировки осуществлено за счет внебюджетных источников.

План финансово-хозяйственной деятельности Учреждения определяет направления расходования денежных средств Учреждения, но не является правовым основанием предоставления бюджетных средств, нарушение (несоблюдение) которого образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Вместе с тем, пунктом 7 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений ХМАО-Югры, утвержденного приказом Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры от 21.07.2011г. №7-нп предусмотрено, что плановые объемы выплат, связанных с выполнением учреждением (подразделением) государственного задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в соответствии с утвержденным порядком определения нормативных затрат на оказание учреждениями (подразделениями) государственных услуг (выполнение работ) и содержание имущества.

Расходы на выплату среднего заработка командируемому работнику не могут являться частью выполнения государственного задания учреждения лишь постольку, поскольку они предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. При том, что план финансово-хозяйственной деятельности содержит и иные источники осуществления расходов, кроме средств субсидии на выполнение государственного задания, что прямо предусмотрено Порядком №7-нп.

Обязанность Учреждения как работодателя может быть исполнена за счет средств субсидии на выполнение государственного задания только в случае, если она обусловлена нормативно установленными требованиями к порядку оказания государственных услуг или прямо предусмотрена государственным заданием, как и другие обязанности Учреждения, предусмотренные заключаемыми им соглашениями (договорами).

Включение в рабочее время индивидуальных планов педагогических работников Учреждения профориентационной работы, не относящейся к государственному заданию Учреждения, не является основанием для расходования на проведение указанной работы средств субсидии на выполнение государственного задания, если указанная работа не включена в состав государственного задания.

Внеплановая выездная проверка в отношении Учреждения проведена уполномоченным органом – Службой контроля ХМАО-Югры.

Согласно Положению о Службе контроля ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 22.09.2012 №356-п, Служба осуществляет контроль: за использованием средств бюджета автономного округа и средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, в том числе межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы из бюджета автономного округа (п.5.1.1.1); за соблюдением объектами государственного финансового контроля, указанными в подпункте 5.1.2 пункта 5 настоящего Положения, бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п.5.1.1.2).

Служба проводит в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, проверки, ревизии, обследования в отношении объектов государственного финансового контроля (п.5.1.2).

В соответствии со ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений по делу суд не усматривает.

Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции статьи.

При таких обстоятельствах, суд находит постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении -ГС, которым должностное лицо – ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В.Черкашин