ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-142/18 от 26.07.2018 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-142/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Балаковского районного суда Саратовской области Комаров И.Е.,

при секретаре судебного заседания Жебревой Н.Б.,

с участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Недобежкиной Е.С., Бондарева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Механик» на постановление от 25 июня 2018 года № * заместителя начальника отдела №5 Государственной инспекции труда в Саратовской области Янукевич К.А. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Механик» к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением от 25 июня 2018 года № *заместителя начальника отдела №5 Государственной инспекции труда в Саратовской области Янукевич К.А. ООО «Механик» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 80000 рублей.

ООО «Механик» вменено нарушение ст.212 ТК РФ, п. 16 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. № 155н в виде не обеспечения безопасных условий и охраны труда для Бобрышева А.Н. при выполнении работ на высоте, в том числе: 1) недостатки в организации и проведении подготовки работ на высоте, выразившиеся в не проведении технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе технико-технологические мероприятий, включающие в себя разработку и выполнение плана производства работ на высоте, разработку и утверждение технологических карт на производство работ. Отсутствие должностного лица, ответственного за утверждение ППР на высоте; 2) неудовлетворительную организацию производства работ, выразившееся в необеспечении использования вспомогательного оборудования для размещения работника на высоте в ООО «Механик».

В жалобе, поданной в Балаковский районный суд Саратовской области, представитель ООО «Механик» просит отменить названное постановление и прекратить производство по делу, указав, что были допущены существенные нарушения процессуальных и материальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ООО «Механик». В качестве нарушений указано на несоблюдение требований ст.28.5 КоАП РФ, так моментом выявления правонарушений является момент составления заключения государственного инспектора труда 03.04.2018г. и момент выдачи предписания об устранении нарушений, а именно - 03 апреля 2018 года а протокол об административном правонарушении № * был составлен только 31 мая 2018года. Также в жалобе указывается на нарушение ст.28.2 КоАП РФ и порядка составления протокола об административном правонарушении, так в ходе производства по делу в отношении ООО «Механик» должностным лицом ГИТ не указаны в протоколе от 31.05.2018 года ни свидетели Селиваненко В Н., Исетов А.Р., ни потерпевший Бобрышев А.Н., которому также не вручена под расписку копия выданного протокола. В жалобе указывается на нарушение должностным лицом ГИТ в Саратовской области пятнадцатидневного срока рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 и 2 ст.29.6 КоАП РФ. Далее, в жалобе указывается на допущенные нарушения ст.26.11 КоАП РФ при оценке доказательств по делу, а именно при проведении дополнительного расследования несчастного случая на производстве должностным лицом ГИТ был оформлен запрос на предоставление документов, в перечне которого отсутствовало указание на предоставление Проекта производства работ, в связи с чем данный проект представлен не был. Однако, при получении заключения по несчастному случаю от должностного лица ГИТ и предписания 03.04.2018г., ООО «Механик» вменили нарушения, выразившиеся в не проведении технико-технологических мероприятий, включающие в себя разработку и выполнение плана производства работ на высоте, разработку и утверждение технологических карт на производство работ. Отсутствие должностного лица, ответственного за утверждение плана производства работ на высоте. Все эти мероприятия как раз и содержаться в Проекте производства работ. Защитником ООО «Механик» Бондаревым А.В. при рассмотрении протокола о привлечении юридического лица к административной ответственности должностному лицу Гострудинспекции вручено ходатайство, в котором указано, что Проект производства работ предоставлялся сначала в Балаковский районный суд по вопросу обжалования предписания, а также лицу, составившему протокол, данные доказательства к рассмотрению приняты не были и содержится просьба о присоединении к материалам расследования несчастного случая проекта производства работ с листком ознакомления всех работников бригады. На данное ходатайство заместителем начальника отдела № 5 ГИТ выдано определение, которым было отказано в приобщении к материалам технико- технологических мероприятий проведения работ (проект производства работ), так как, по мнению должностного лица, указанные документы не влияют на наличие вины ООО «Механик».

В жалобе также указывается об отсутствии факта нарушений со стороны ООО «Механик» положений ст. 212 ТК РФ и п. 17, 24, 25 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.03.2014 №155н, поскольку, по мнению ООО «Механик», в соответствии с пунктом 23 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.03.2014 №155н, если работы на высоте проводятся одновременно с другими видами работ, требующими оформления наряд - допуска, то может оформляться один наряд - допуск с обязательным включением в него сведений о производстве работ, что и было оформлено ООО «Механик». Из чего автор жалобы делает вывод, что при производстве общестроительных работ и при наличии Проекта производства работ, согласно положениям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2015 № 336н «Об утверждении правил по охране труда в строительстве» не требуется отдельный План при работе на высоте. Автором жалобы приводится п. 8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2015 г. N 336н "Об утверждении правил по охране труда в строительстве", согласно которому работы должны осуществляться в соответствии с проектами организации строительства (далее - ПОС) и ПРОЕКТАМИ производства работ (далее - ППР), которые должны предусматривать конкретные решения по безопасности и охране труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение требований охраны труда». Вместо этих документов Янукевич К.А. был запрошен иной документ - ПЛАН производства работ (ППР). Те же самые требования изложены в 4.18 СНиП 12-03-2001 «Организации, разрабатывающие и утверждающие проекты организации строительства (ПОС), проекты производства работ (ППР), должны предусматривать в них решения по безопасности труда, по составу и содержанию соответствующие требованиям, изложенным в приложении Ж: «Ж.7 для предупреждения падения работающих с высоты в проектных решениях следует предусматривать…». Автор жалобы считает, что приведенные доказательства не были исследованы должностным лицом.

Кроме этого, в жалобе высказывается позиция об отсутствии необходимости в разработке и утверждении отдельного Плана при работе на высоте, поскольку в соответствии с Уставом ООО «Механик» и выпиской ЕГРЮЛ от 05.03.2017 ООО «Механик» создано для осуществления такого вида деятельности как производство общестроительных работ, монтаж зданий, сооружений и иные строительные работы и в своей работе ООО «Механик» обязано соблюдать Правила по охране труда в строительстве, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2015 №336н.

В отношении привлечения к ответственности ООО «Механик» за неудовлетворительную организацию производства работ, выразившуюся в необеспечении использования вспомогательного оборудования для размещения работника на высоте в ООО «Механик» в жалобе указывается, что данный вывод должен быть документально подтвержден, осмотрено место происшествия несчастного случая, но в нарушение п.72 Административного регламента исполнения Федеральной службы по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.09.2011 г. №1065н, на место производства работ, где произошел несчастный случай, должностное лицо не выезжало, вспомогательное оборудование для размещения работника на высоте не исследовалось.

В жалобе также указано на отсутствие оценки должностным лицом показаний очевидца произошедшего несчастного случая Исетова А.Р. и показаний самого работника Бобрышева А.Н., из которых усматривается, по мнению автора жалобы, вина работника.

Кроме этого, в жалобе указывается на наличие нарушений порядка проведения дополнительного расследования и делается вывод о незаконности его результатов.

В судебном заседании представители ООО «Механик» поддержали доводы жалобы, дав пояснения, аналогичные доводам, содержащимся в жалобе.

Должностное лицо просит рассмотреть жалобы в его отсутствие, в отзыве на жалобу указал, что дополнительная проверка была проведена по факту обращения 09.02.2018 г. года в инспекцию труда Бобрышева А.Н., слесаря- монтажника ООО «Механик», согласно которому несчастный случай, произошедший с ним в январе 2018 года, не был расследован работодателем должным образом. В возражениях указано, что довод о том, что ООО «Механик» осуществляет производство общестроительных работ, монтаж зданий, сооружений и иные строительные работы и в связи с этим обязано руководствоваться только правилами по охране труда в строительстве не обоснован, так как, Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155н распространяется на работников и работодателей - физических или юридических независимо от их организационно-правовых форм при работе на высоте. Кроме того, согласно п.1 Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 года N 336н об утверждении Правил по охране труда в строительстве правила по охране труда в строительстве устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений. Согласно п.67 указанного Приложения при невозможности применения защитных ограждений и устройств при проведении строительного производства на высоте более 1,8 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте работы должны производиться в соответствии с требованиями Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года № 155н.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно положениям статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Приказом Минтруда России от 28 марта 2014 года N 155н утверждены Правила по охране труда при работе на высоте (далее - Правила).

В силу пункта 16 Правил работодатель для обеспечения безопасности работников должен по возможности исключить работы на высоте. При невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить использование инвентарных лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применение подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что работодатель до начала выполнения работ на высоте должен организовать проведение технико-технологических и организационных мероприятий:

а) технико-технологические мероприятия, включающие в себя разработку и выполнение плана производства работ на высоте (далее - ППР на высоте), выполняемых на рабочих местах с меняющимися по высоте рабочими зонами (далее - нестационарные рабочие места), или разработку и утверждение технологических карт на производство работ; ограждение места производства работ, вывешивание предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков), использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

б) организационные мероприятия, включающие в себя назначение лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте, за выдачу наряда-допуска, составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, а также проводящих обслуживание и периодический осмотр СИЗ.

Согласно пункту 24 Правил для производства работ, указанных в Перечне, работодатель обязан обеспечить разработку ППР на высоте. Содержание ППР на высоте предусмотрено приложением N 6 к Правилам.

Пунктом 25 Правил предусмотрено, что работодатель назначает должностное лицо, ответственное за утверждение ППР на высоте.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, заместителем начальника отдела №5 Государственной инспекции труда в Саратов­ской области Янукевич К.А. было проведено дополнительное расследование об­стоятельств и причин несчастного случая в связи с поступлением сведений в Государственную инспекцию труда в Саратовской области о несчастном случае, происшедшем 18 января 2018 года с Бобрышевым А.Н. слесарем-монтажником ООО «Механик», по результатам которого было составлено Заключение государственного инспектора труда, полученное директором ООО «Механик» 03 апреля 2018 года (л.д.*).

Названным Заключением установлено, что Бобрышев А.Н. принят на должность * в ООО «Механик» по трудовому договору №* года. 18.01.2018 года * Бобрышев А.Н. работал в первую смену с 08 часов 00 ми­нут. Производил в составе бригады демонтаж площадки ПМ 1 на отметке 2,75 м. в цехе ЦМС БФ АО «Апатит». Приблизительно около 10 часов 00 минут, Бобрышев А.Н. вместе с Исетовым А.Р. производил демонтаж сегмента площадки ПМ 1. Перед началом работ был оформлен наряд-допуск на проведение ремонтных работ от 18.01.18 г.№17/1. Бобрышев А.Н. был обеспечен поя­сом предохранительным лямочным ПП-Л-32 и стропом удерживающим. В процессе работы, а именно, при демонтаже сегмента площадки возникла необходимость произвести колебательное движение конструкции, для облегчения процесса резки. Пострадавший в результате не удержал равновесие и упал с высоты 2,75 м. на отметку 0,00. В результате чего получил травму. С учетом мнения представителя трудового коллектива степень вины Бобрышева А.Н. установле­на -80%. Согласно справки Уф №315/у от 29.01.2018 г., выданной ООО «Механик» ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» Бобрышев А.Н. обратился в травмпункт отделения ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» 18.01.2018 г., степень тяжести повреждения - *, ВК 11 Т от 29.01.2018 года. Согласно медицинского заключения о характере полученных повреждений в результате несчастного случая Уф № 315/у, выданного ГУЗ СО «Балаковская городская клиническая больни­ца», степень тяжести повреждения - *. ООО «Механик» не были представлены необходимые документы для проведения работ на высоте, а именно: план производства работ на высоте; технологическая карта на производство работ что является нарушением Правил №155н по охране труда при работе на высоте.

Государственный инспектор труда пришел к выводам, что несчастный случай с Бобрышевым А.Н. квалифицируется как несчастный случай, связанный с производством, оформляется актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1 и подлежит учету в ООО «Механик» в 2018 г. Руководствуясь ст. 230 Трудового кодекса РФ и п.п. 37, 38 «Положения об особенностях рассле­дования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержден­ного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 года № 73, акт № * от * г. о несчастном случае на производстве формы Н- 1 на Бобрышева А.Н. отменить и составить новый акт формы Н-1 в соответствии с насто­ящим заключением, а именно, установить степень вины Бобрышева А.Н. -0%.

В качестве причин несчастного случая названы: недостатки в организации и проведении подготовки работ на высоте, выразившиеся в не проведении технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе технико- технологические мероприятия, включающие в себя разработку и выполнение плана производства работ на высоте, разработку и утверждение технологических карт на производство работ, чем нарушены: ст. 212 ТК РФ, п. 17,24,25 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. №155н, а также неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в не обеспечении вспомогательного оборудования для размещения работника на высоте ООО «Механик», чем нарушены: ст. 212 ТК РФ, п. 16 Правил по охране труда при работе на высоте, утвер­жденных Приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. №155н.

Заключением государственного инспектора труда установлены ответственные лица, допустившие нарушение требований законодательства и иных нормативных актов, приведшие к несчастному случаю: МоргуновС.С. - директор, не обеспечил контроль со стороны должностных лиц ООО «Меха­ник» за ходом проведения работ на высоте, отсутствие должностного лица, ответственного за утверждение ППР на высоте, отсутствие разработанного ППР, неудовлетворительная организа­ция производства работ, выразившаяся в не обеспечении использования вспомогательного обору­дования для размещения работника на высоте, чем нарушил ст. 212 ТК РФ, п. 16,17, 24,25 Пра­вил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. №155н; Франк А.А. - мастер ООО «Механик» - должностное лицо, выдавшее наряд-допуск (непо­средственный руководитель работ) нарушение выразившееся в отсутствии контроля за выполне­нием мероприятий по обеспечению безопасности при производстве работ, отсутствие контроля соблюдения технологического процесса, чем нарушил ст. - ст. 212, п.п. а, з п. 28 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. №155н., п. 2.22 инструкции по охране труда № 10 при работе на высоте в ООО «Механик», п.2.3 должностной инструкции бригадира на участках ООО «Механик»; Общество с ограниченной ответственностью «Механик» в соответствии со ст. 20 ТК РФ является работодателем и является ответственным за соблюдение требований трудового законо­дательства, однако не обеспечило безопасных условий и охраны труда для Бобрышева А.Н. при выполнении работ на высоте.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области Янукевич К.А. составлены протоколы об административных правонарушениях, в том числе № * от 31 мая 2018 года в отношении ООО «Механик» по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ (л.д.*).

С протоколом 31 мая 2018 года ознакомлен представитель ООО «Механик» Бондарев А.В. (л.д.*).

Определением заместителя начальника отдела №5 Государственной инспекции труда в Саратовской области Янукевич К.А. от 31 мая 2018 года назначено рассмотрение дела об админ6истративном правонарушении на 25 июня 2018 года с вручением копии определения представителю ООО «Механик».

25 июня 2018 года от лица, привлеченного к административной ответственности поступило ряд ходатайств (л.д.*), которые были разрешены должностным лицом (л.д.*).

Из ходатайств ООО «Механик» не усматривается доказательств соблюдения Правил о выполнении технико-технологические мероприятия, включающие в себя разработку и выполнение плана производства работ на высоте (далее - ППР на высоте), выполняемых на рабочих местах с меняющимися по высоте рабочими зонами (далее - нестационарные рабочие места), или разработку и утверждение технологических карт на производство работ. Напротив, лицо, привлеченное к административной ответственности оспаривает необходимость составления плана производства работ на высоте со ссылкой на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2015 г. N 336н "Об утверждении правил по охране труда в строительстве" и наличие проекта производства работ. Доводы ООО «Механик» об отсутствии необходимости выполнения Правил и составления плана производства работ являются ошибочными как основанные на неверном толковании применения Правил и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2015 г. N 336н "Об утверждении правил по охране труда в строительстве".

Таким образом, факт нарушения работодателем ООО «Механик» нормативных требований охраны труда был установлен в ходе проведенной проверки государственным инспектором труда по факту несчастного случая с Бобрышевым А.Н. и заместителем начальника отдела №5 Государственной инспекции труда в Саратовской области Янукевич К.А. правильно квалифицированы действия ООО «Механик» по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.

Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.1ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы ООО «Механик» не влияют на законность и обоснованность принятого по делу постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в размере санкции статьи, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление от 25 июня 2018 года № * заместителя начальника отдела №5 Государственной инспекции труда в Саратовской области Янукевич К.А. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Механик» к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ООО «Механик» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Комаров И.Е.