ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-154 от 26.03.2019 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-154

РЕШЕНИЕ

26 марта 2019 года г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Макарова И.С., рассмотрев жалобу должностного лица – директора Мурманского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Левченко <данные изъяты> на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области .29-16\2019 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением УФАС Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> директор Мурманского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее ММУК УКС) - ФИО1 признана виновной в нарушении ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и она привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Левченко Н.Б. обратилась в суд с жалобой, просила отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что перечень мероприятий по устранению последствий аварии зависит от вида аварии и характера самих последствий, порядка и способов их устранения. В многоквартирном доме по адресу: <адрес><данные изъяты> произошла авария техногенного характера: взрыв бытового газа с последующим возгоранием. В результате взрыва были разрушены плиты перекрытия, наружные и внутренние стеновые панели, иные несущие и ненесущие конструкций, при этом сохранялась опасность их обрушения. До окончания обследования заказчик не имеет возможности запланировать закупку работ на проведение временных мероприятий, а именно определить виды и объемы работ, их стоимость, а также дату осуществления закупки.

Работы по обследованию дома, проведенные на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, приняты учреждением по акту от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету по результатам обследования многоквартирного <адрес><данные изъяты> по <адрес> в городе Мурманске (шифр <данные изъяты>) фактическое состояние элементов каркаса 1-го подъезда не удовлетворяет требованиям прочности, жесткости, трещиностойкости и устойчивости. Состояние конструкций варьируется от ограниченно работоспособного до аварийного. Второй и третий подъезды не пострадали в результате взрыва, строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии. Рекомендуется выполнить мероприятия по консервации сохранившихся конструкций и утепление стены.

Таким образом, приступить к действиям, направленным на осуществление закупки работ по утеплению стены 1-го подъезда смежного со 2-ым подъездом учреждение могло только с ДД.ММ.ГГГГ.

С целью осуществления закупки учреждением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определены виды и объемы работ, рассчитана стоимость работ.

Принимая во внимание, что в бюджете муниципального образования город Мурманск на 2018 год расходы на выполнение данных работ не предусмотрены, учреждение руководствуясь Положением о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 14.05.2009 № 175 (далее - Положение № 175), обратилось ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Мурманска с просьбой о выделении средств из резервного фонда администрации города Мурманска.

Решение внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности администрации города Мурманска (далее - КЧС и ОПБ) о выделении денежных средств на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие взрыва в I-om подъезде многоквартирного <адрес><данные изъяты><адрес> в городе Мурманске, путем выполнения работ по устройству временных мероприятий по утеплению стен 1-го и 2-го подъездов многоквартирного дома принято ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.3. Положения ).

Постановление администрации города Мурманска о выделении денежных средств из резервного фонда администрации города Мурманска издано ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.5. Положения ). Денежные средства доведены до учреждения ДД.ММ.ГГГГ. Изменения в план закупок и план-график закупок внесены ДД.ММ.ГГГГ.

Муниципальный контракт на выполнение работ по устройству временных мероприятий по утеплению стен 1-го и 2-го подъездов многоквартирного <адрес> корпус 1 по <адрес> в городе Мурманске заключен ДД.ММ.ГГГГ.Срок осуществления закупки у единственного подрядчика с даты принятия решения об осуществления закупки составил 45 дней.

Следовательно, решение об осуществлении закупки у единственного подрядчика принято в соответствии с требованиями, установленными пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Левченко Н.Б. извещалась судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии с участием защитника.

В судебном заседании защитник Левченко Н.Б. - ФИО4 поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель прокуратуры Октябрьского административного округа города Мурманска ФИО5 с доводами жалобы не согласилась, просила оставить жалобу без удовлетворения.

Представитель административного органа УФАС Мурманской области, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № <данные изъяты>, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Предметом регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу статьи 3 Закона о контрактной системе Мурманское муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» является заказчиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса.

В части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе указано, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения

поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относит конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Следовательно, необходимо наличие одновременно следующих условий: наступление аварии или иной чрезвычайной ситуации (иного непредсказуемого и непредотвратимого во времени обстоятельства), а также нецелесообразности размещения государственного заказа иным способом, требующим затрат времени, для ликвидации последствий данного события.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" авария это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Мурманска от 20.03.2018 № 712 введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования город Мурманск в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: город Мурманск, <адрес>, <данные изъяты>

Пунктом 8 указанного постановления ММКУ УКС поручено за счет средств резервного фонда администрации города Мурманска:привлечь проектную организацию для проведения технического обследования многоквартирного <адрес> в городе Мурманске; организовать разбор аварийноопасного участка по данному адресу и предусмотреть временные мероприятия по предотвращению попадания осадков в районе 1-го подъезда указанного дома с привлечением сил и средств аварийно-спасательного отряда города Мурманска ММБУ «ЕДДС» и подрядных организаций; организовать работу по ограждению аварийно-опасного участка по адресу: город Мурманск, <адрес>, <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации города Мурманска утвержден акт расследования причин аварии технической комиссией.

В соответствии с заключением технической комиссии принято решение о выполнении мероприятий по демонтажу аварийно-опасных конструкций, представляющих угрозу обрушения; после демонтажа необходимо выполнить обследование конструкций здания по <адрес> специализированной организацией, имеющей соответствующий опыт; по результатам обследования принять решение о демонтаже или восстановлении подъезда жилого дома; провести временные мероприятия по защите открытых конструкций здания от проникновения атмосферных осадков, мероприятия по утеплению внутренних стен 1-го подъезда смежных квартирами 2-го подъезда.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ режим чрезвычайной ситуации отменен и введен режим повышенной готовности в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: город Мурманск, <адрес>, корпус 1.

Пунктом 6 постановления от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) ММКУ УКС поручено организовать разбор аварийно-опасного участка по данному адресу и предусмотреть временные мероприятия по предотвращению попадания осадков в районе 1-го подъезда указанного дома с привлечением сил и средств аварийно- спасательного отряда города Мурманска ММБУ «ЕДДС» и подрядных организаций; провести обмерные работы, работы по обследованию, разработке проектной документации на аварийно-восстановительные работы.

Проверка прокуратуры показала, что в целях выполнения мероприятий, запланированных для ликвидации чрезвычайной ситуаций, за счет средств резервного фонда администрации города Мурманска, Учреждением заключены муниципальные контракты.

Муниципальные контракты заключены ММКУ УКС в рамках пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Установлено, что муниципальные контракты, заключенные в целях устранения аварии и предотвращение негативных последствий заключены по истечении длительного времени, что указывает на имевшуюся у Заказчика возможность контролировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.

Так, муниципальный контракт на выполнение работ по устройству временных мероприятий по утеплению стен 1-го и 2-го подъездов многоквартирного <адрес> корпус 1 по <адрес> в городе Мурманске заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 234 дня.

Вместе с тем, из материалов настоящего дела, не представляется возможным сделать вывод, что обстоятельства, приведенные заявителем, обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и являются основанием для заключения Муниципального контракта с единственным исполнителем, поскольку событие являлось долгосрочным, о наличии аварийности многоквартирного дома и необходимости проведения мероприятий по утеплению внутренних стен 1-го подъезда смежных квартирами 2-го подъезда, было известно с момента установления факта аварийности, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что Учреждение при осуществлении закупок не использовало, но должно было использовать конкурентные способы определения поставщиков подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе.

Таким образом, Учреждение нарушило часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.

Нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на должность директора Мурманского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства».

Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ заключен с единственным подрядчиком ООО «ФИО2» и подписан директором ММКУ УКС Левченко. Н.Б.

Таким образом, в действиях должностного лица - директора Мурманского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, а именно: несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Постановлением заместителя прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, за совершение должностным лицом – директором Мурманского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» ФИО1 правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки направлены в УФАС по Мурманской области для рассмотрения по существу.

Заместителем руководителем УФАС по Мурманской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении <данные изъяты>, которым должностное лицо - директор ММКУ «УКС» признана виновной в нарушение части 5 статьи 24 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса РФ об административном правонарушении, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Факт совершения Левченко Н.Б. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях и её виновность подтверждены совокупностью доказательств, собранных по делу об административных правонарушениях, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ч. 2.2,2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также существенных нарушений процессуальных требований административного кодекса при рассмотрении административного материала в судебном заседании не установлено.

Следовательно, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, и оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица директора Мурманского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Левченко <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Левченко Н.Б. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья И.С. Макарова