ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-156/15 от 19.08.2015 Боровичского районного суда (Новгородская область)

№ 12-156/2015

РЕШЕНИЕ

г. Боровичи Новгородской области 19 августа 2015 года

Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселёв И.А.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Соколовой <данные изъяты>, работающей главным специалистом в ГУ-Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования в РФ в Боровичском районе, на постановление государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору от 20 июля 2015 года № 108 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

указанным постановлением главный специалист ГУ - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования в РФ в Боровичском районе Соколова Л.Н. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20. 4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Соколова Л.Н. обратилась с жалобой на данное постановление, с ним не согласна, поскольку она не является должностным лицом и в соответствии с инструкцией, утвержденной управляющим ГУ - Новгородским РО ФСС РФ 28 июня 2011 года, она организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями не наделена.

Кроме того, в соответствии с договорами аренды нежилых помещений от 28 апреля 2012 года и от 01 декабря 2010 года ГУ - Новгородское РО ФСС РФ является арендатором нежилых помещений, расположенных по адресу: Новгородская область г. Боровичи ул. Свободы д. 10, площадью 101,9 и 84,4 кв.м., арендодателями являются Дёрина Н.О., Кузнецова Е.В. и Гершкович Т.П..

Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках (ст. 611, 612 ГК РФ).

Таким образом, передача помещений в аренду не освобождает собственника от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

Пунктом 2.2.7. договора аренды от 28 апреля 2012 года и пунктом 2.2.6. договора аренды от 01 октября 2010 года предусмотрены обязанности арендатора соблюдать в арендуемых помещениях требования органов Госпожнадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендатора. При этом конкретный объём обязанностей по выполнению требований пожарной безопасности договорами не определён.

Сама по себе передача собственником имущества в аренду не означает, что обязанности, возложенные на собственника имущества законодательством в области пожарной безопасности, могут быть переведены на иное лицо посредством заключения гражданско-правового договора.

Кроме того, условия договора аренды не допускают проведение арендатором реконструкций и капитального ремонта, а без таковых устранение выявленных нарушений невозможно.

Мероприятия по оборудованию нежилых помещений эвакуационным выходом и эвакуационным освещением должны были быть проведены на стадии проектирования и строительства здания.

Таким образом, полагает, что не может нести ответственность за недостатки, допущенные при строительстве здания, а равно за действия должностных лиц, выдавших разрешение на ввод в эксплуатацию здания, которое не соответствовало проектной документации и техническим регламентам.

Просит постановление № 108 от 20 июля 2015 года о привлечении ее к административной ответственности отменить.

В судебном заседании заявитель Соколова Л.Н. и ее защитник поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, пояснив, что заявитель не является должностным лицом в свете положений ст.2.4 КоАП РФ, арендуемые помещения в соответствии с договорами аренды переданы в качестве офиса, в котором численность работников не превышает нормируемую, в связи с чем обустройство второго эвакуационного выхода и эвакуационного освещения не является обязательным, ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности должен нести собственник помещений. В оспариваемом постановлении имеется ссылка на п.8.1.11 СП «Эвакуационные пути и выходы», а не на п.7.1.11. Также пояснили, что учреждение оказывает государственные услуги, осуществляет прием посетителей.

Главный государственный инспектор Боровичского и Любытинскогоу районов Новгородской области по пожарному надзору Глездунов С.В. в судебном заседании возразил против удовлетворения жалобы, поддержав представленные письменные возражения, дополнительно пояснил, что указанные нежилые помещения были запроектированы и введены в эксплуатацию как офисы, в таком же качестве они собственниками сданы в аренду ГУ - Новгородское РО ФСС РФ, однако фактически они используются в качестве помещений для предприятий бытового обслуживания населения, поскольку туда имеется свободный доступ посетителей, которым оказываются государственные услуги, в связи с чем класс функциональной опасности должен определяться именно исходя из вида использования нежилого помещения. Арендатор самостоятельно изменил вид использования помещений. В связи с этим арендатор был обязан разработать соответствующие проекты по обустройству второго эвакуационного выхода и эвакуационного освещения и выполнить данные мероприятия. Либо арендатор обязан до момента устранения собственником указанных нарушений требований пожарной безопасности не осуществлять в данных помещениях своей непосредственной деятельности. Или же арендатор должен использовать помещения в соответствии с его функциональным назначением согласно договору аренды. В соответствии с инструкцией № 8 «Ответственного лица за обеспечение мер пожарной безопасности», утвержденной 27 мая 2015г., ответственность за пожарную безопасность несут также и должностные лица, специально назначенные руководителем. Ссылка в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении на п.8.1.11 СП «Эвакуационные пути и выходы» является технической ошибкой, правильным является ссылка на п.7.1.11, но при этом существо допущенных нарушений в процессуальных документах изложено правильно и данная описка будет устранена в установленном КоАП РФ порядке.

Выслушав Соколову Л.Н. и ее защитника, руководителя ОНД по Боровичскому и Любытинскому районам, исследовав письменные материалы дела, судья считает, что постановление государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору от № 108 от 20 июля 2015 года является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п. 33 указанных Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Как следует из п. 43 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Из материалов дела следует, что 22 июня 2015 года главным государственным инспектором Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору было выдано распоряжение № 231 о проведении плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности ГУ Новгородским РО ФСС РФ по адресу: Новгородская область г. Боровичи ул. Свободы д. 10.

По результатам проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. В административных помещениях отсутствует план эвакуации людей при пожаре, выполненный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 - п. 7 Правил противопожарного режима в РФ; п. 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» (Помещения общей площадью 101,9 кв.м);

2. В административных помещениях отсутствует план эвакуации людей при пожаре, выполненный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 - п. 7 Правил противопожарного режима в РФ; п. 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» (Помещения общей площадью 84,4 кв.м.);

3. Отсутствует второй эвакуационный выход, при этом, при высоте расположения этажа не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) площадью не более 300 кв.м. с численностью не более 20 чел, и при оборудовании выхода на лестничную клетку дверями 2-го типа (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ: ст. 89 Федерального закона № 123-Ф3; п. 8.1.11, 8.3.8 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»: п. 6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений») (Помещения общей площадью 101,9 кв.м.);

4. Не оборудованы помещения в соответствии с утверждённым проектом эвакуационным освещением: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации: в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; перед каждым пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации (п. 33, 43 Правил противопожарного режима в РФ, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3, п.4.3.1 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»; п. 4.3. 4.4 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»: п. 7.104, 7.105 СП 52.13130.2011 «Естественное и искусственное освещение») (Помещения общей площадью 101,9 кв.м.);

5. Помещение площадью более 60 кв.м. (помещения № 2,3 не разделенные между собой сплошной стеной согласно техническому паспорту) не оборудовано эвакуационным освещением (антипаническое освещение), направленным на предотвращение паники и обеспечение условий для безопасного подхода к путям эвакуации, в соответствии с проектной документацией (п. 33, 43 Правил противопожарного режима в РФ; ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3; п.4.3.1 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»; п. 4.3. 4.4 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»; п. 7.104. 7.105 СП 52.13130.2011 «Естественное и искусственное освещение») (Помещения общей площадью 101,9 кв.м.);

6. Отсутствует второй эвакуационный выход, при этом, при высоте расположения этажа не более 15 м. допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) площадью не более 300 кв.м. с численностью не более 20 чел, и при оборудовании выхода на лестничную клетку дверями 2-го типа (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; ст. 89 Федерального закона № 123-Ф3; п. 8.1.11, 8.3.8 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»: п. 6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений») (Помещения общей площадью 84,4 кв.м.);

7. Не оборудованы помещения в соответствии с утвержденным проектом эвакуационным освещением: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации: в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; перед каждым пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации (п.33, 43 Правил противопожарного режима в РФ: ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3: п.4.3.1 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»: п. 4.3. 4.4 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»: п. 7.104. 7.105 СП 52.13130.2011 «Естественное и искусственное освещение») (Помещения общей площадью 84.4 кв.м.);

8. Помещение площадью более 60 кв.м. (помещения № 2.3 не разделенные между собой сплошной стеной согласно техническому паспорту) не оборудовано эвакуационным освещением (антипаническое освещение), направленным на предотвращение паники и обеспечение условий для безопасного подхода к путям эвакуации, в соответствии с проектной документацией (п. 33, 43 Правил противопожарного режима в РФ; ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3; п.4.3.1 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»: п. 4.3, 4.4 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»; п. 7.104, 7.105 СП 52.13130.2011 «Естественное и искусственное освещение») (Помещения общей площадью 84.4 кв.м.).

Согласно приказа № 61-А от 01 июля 2015 г. Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в целях упорядочения деятельности организации в части, касающейся соблюдения требований и норм пожарной безопасности, противопожарного режима, своевременного проведения противопожарных инструктажей и обучения работников организации - главный специалист Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в Боровичском районе Соколова Л.Н. назначена ответственным по обеспечению пожарной безопасности и осмотра противопожарного состояния помещений по окончанию рабочего дня, она имеет право запретить допуск к работе лиц, не прошедших вводный и первичный инструктаж по пожарной безопасности. Данный приказ наделил Соколову Л.Н. административно-хозяйственными функциями при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности на имуществе Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в Боровичском районе.

В соответствии с инструкцией «Ответственному лицу за обеспечение мер пожарной безопасности» Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ № 8, утвержденной приказом № 55-А от 27.05.2015г., определено, что ответственность за пожарную безопасность несут, в том числе, должностные лица, специально назначенные приказом руководителя.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В связи с чем, в отношении Соколовой Л.Н. было вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения требований пожарной безопасности.

Доводы Соколовой Л.Н. о том, что поскольку нежилое помещение, расположенное по адресу: Новгородская область г. Боровичи ул. Свободы д. 10, предоставлено ГУ-Новгородское РО ФСС РФ на основании договоров аренды от 28 апреля 2012 года и от 01 декабря 2010 года, то субъектом данного административного правонарушения являются арендодатели, а не арендатор, основаны на неверном толковании норм материального права.

К лицам, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в силу ст. 606, 615 ГК РФ относятся, в том числе, и арендаторы.

В соответствии с п. 2.7 договора аренды от 28 апреля 2012 года и п. 2.2.6 договора аренды от 01 декабря 2010года арендатор обязуется соблюдать в арендуемых помещениях требования органов Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендатора.

Таким образом, учитывая фактические отношения между собственником имущества, где имеется нарушение требований пожарной безопасности и арендатором, основанные на приведенных условиях договоров аренды, субъектом данного административного правонарушения является, в том числе, и должностное лицо Соколова Л.Н.

Поскольку для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Закона № 123-ФЗ, расчет пожарного риска не требуется, то условием соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности будет являться одновременное выполнение требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, в данном случае ГУ - Новгородское РО Фонда социального страхования РФ обязано выполнять требования СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы», СП 52.13130.2011 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», направленные на предотвращение недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей.

В соответствии со статьей 32 п. «д» Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; п. 7.6 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 5.21 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» встроенные помещения ГУ - Новгородское РО ФСС РФ в Боровичском районе относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей.

Согласно п. 33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»".

Согласно п. 7.4 "СНиП 21-01-97*. «Пожарная безопасность зданий и сооружений» части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

Согласно п. 7.1.11 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов. Согласно п. 7.1.12 СП 1.13130.2009 (как и п. 6.13 СНиП 21-01-97) при высоте расположения этажа не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 чел. и при оборудовании выхода на лестничную клетку дверями 2-го типа. Таким образом, при обосновании количества эвакуационных выходов с этажа здания под этажом принимается часть этажа, выделенная противопожарными преградами.

Согласно п. 7.5 СНиП 21-01-97* при наличии в здании частей различной функциональной пожарной опасности, разделенных противопожарными преградами, каждая из таких частей должна отвечать противопожарным требованиям, предъявляемым к зданиям соответствующей функциональной пожарной опасности.

Согласно п. 7.6.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» - для определения параметров путей эвакуации число посетителей предприятий бытового обслуживания, одновременно находящихся в помещении для посетителей, следует принимать из расчета на одного человека 1,35 м2 площади помещения для посетителей, включая площадь, занятую оборудованием.

Встроенные помещения ГУ - Новгородское РО ФСС РФ по адресу: г.Боровичи, ул. Свободы, 10, расположены во встроенных помещениях первого этажа многоквартирного жилого дома. Части этажей, где расположены встроенные помещения, отделены от смежных помещений противопожарными преградами (кирпичными стенами) и имеют по одному выходу. При этом расчётное количество одновременного пребывания во встроенных помещениях составляет для помещения 101,9 кв. м, данное помещение имеет два зала для посетителей площадью 37,9 и 47,7 кв.м. и расчетное количество людей составляет - 63 человека (из расчета на одного человека 1,35 кв. м. площади зала для посетителей п. 7.6.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); для помещения 84,4 кв. м, данное помещение имеет два зала для посетителей площадью 50 и 29,7 кв.м. и расчетное количество людей составляет - 59 человек. Таким образом, данные помещения должны иметь не менее 2-х эвакуационных выходов.

Согласно п. 7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года - на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

Понятие объекта с массовым пребыванием людей дано в п. 5 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года - это объекты, кроме жилых домов, на которых может одновременно находится 50 и более человек.

Согласно расчета количества посетителей для помещений 101,9 кв. и 84,4 кв.м ГУ -Новгородское РО ФСС РФ в Боровичском районе по ул. Свободы, 10 г. Боровичи помещения рассчитаны на 59 и 63 человека, то есть данные помещения являются местами с массовым пребыванием людей, где необходимо наличие планов эвакуации людей при пожаре.

Согласно ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, то есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности. При этом противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены.

Иные доводы заявителя также подлежат отклонению как необоснованные.

Ссылка в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении на п.8.1.11 СП «Эвакуационные пути и выходы» вместо ссылки на п.7.1.11 является технической ошибкой, поскольку существо допущенных нарушений в процессуальных документах изложено правильно, данная описка подлежит устранению в установленном КоАП РФ порядке.

Наказание Соколовой Л.Н. назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы Соколовой Л.Н. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору № 108 от 20 июля 2015 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ главного специалиста – уполномоченного Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Боровичском районе Соколовой Людмилы Николаевны к наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей – оставить без изменения, а жалобу Соколовой Людмилы Николаевны - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья И.А.Киселёв