ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2015 от 30.11.2015 Абазинского районного суда (Республика Хакасия)

Дело №12-17/2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абаза Республика Хакасия 30 ноября 2015 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Глазуновой М.С.,

при секретаре Проскурниной О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанность Главы города Абазы – первого заместителя Главы г. Абазы Хуртиной Е.А. на постановление №11 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 14 октября 2015 года, которым юридическое лицо - Администрация муниципального образования г. Абаза признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №11 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 14 октября 2015 года, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору ФИО1, юридическое лицо - Администрация муниципального образования г. Абаза, привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с принятым решением, Администрация г.Абазы обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что при вынесении вышеуказанного постановления не были учтены следующие обстоятельства. В соответствии с п. 8.1 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.11.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 6 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 года №34-ЗРХ «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления наделены правом на создание муниципальной пожарной охраны, цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, а также порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Для создания добровольной пожарной охраны необходимо определенное бюджетное финансирование, которое невозможно осуществить в настоящее время, поскольку с ноября 2014 года основное градообразующее предприятие ООО «Абаканский рудник» не осуществляет платежи в бюджет города, в результате чего сумма выпадающих доходов бюджета города достигла порядка <данные изъяты>, что привело к невозможности осуществления органами местного самоуправления города возложенных полномочий. Кроме того, создание добровольной пожарной охраны является правом органов местного самоуправления, поэтому отсутствие такой структуры на территории города не может являться административным правонарушением. По вышеуказанной причине не разрабатывались и не осуществлялись мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах развития территорий мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны на территории города. Для устранения нарушений, изложенных в пп. 2, 3 постановления, Администрацией в 2014 году размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене пожарных гидрантов, который был признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки. В 2015 году Администрация г.Абазы разместила извещение о проведении электронного аукциона на поставку пожарных гидрантов, по результатам проведения которого был заключен муниципальный контракт №23-мк от 12.05.2015 года на поставку пожарных гидрантов субъектами малого предпринимательства. Также в жалобе заявитель ссылается на то, что в результате допущенных Администрацией г. Абазы нарушений, указанных в постановлении, не был причинен вред третьим лицам, отсутствует факт тяжести наступивших последствий, а также отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в связи чем считает, что данное административное правонарушение можно квалифицировать в качестве малозначительного.

В судебном заседании представитель заявителя Бендюга М.П., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в жалобе, при этом дополнила, что нарушения указанные в обжалуемом постановлении Администрация г.Абазы устраняет по мере возможности, так на сегодняшний день Администрацией приобретено 6 гидрантов, Глава города и его заместитель прошли обучение в объеме пожарно-технического минимума. Кроме того, согласно постановлению Главы города № 734 от 15.09.2008 года, на территории города имеется добровольная пожарная дружина, состоящая из 135 человек работающих на различных предприятиях, где имеются приказы о создании ДПД и их списочный учет. Поскольку в результате допущенных нарушений последствий не наступило, Администрация принимает все меры к их устранению, просит прекратить производство по делу в силу малозначительности.

Представитель административного органа- заместитель главного государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору ФИО1 не согласился с доводами жалобы, поскольку обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно. При этом указал, что с ноября 2014 года добровольный вид пожарной деятельности подлежит лицензированию, чего нет у предприятий, где созданы ДПД, кроме того данные дружины обеспечивают пожарную безопасность только на предприятиях. Также указал, что проверка пожарных гидрантов должна проводиться два раза в год, чего Администрация не делает, в связи с чем часть гидрантов вышла из строя, а по некоторым состояние работоспособности неизвестно. Отсутствие на территории города источников противопожарного водоснабжения, обеспечивающих пожаротушение в течение нормативного времени, проводит к причинению ущерба в большем количестве. В ходе проверки было установлено, что Администрация г.Абаза ежегодно уменьшает расходы на обеспечение пожарной безопасности, так если в 2010 году процентное соотношение от доходной части составляло 0,24%, то на 2014 года составило 0,10%. В апреле 2015 год на территории Республики Хакасия произошла чрезвычайная ситуация связанная с пожарами, однако Администрация г.Абазы, при условии отсутствия финансирования, не вышла в Совет депутатов РХ с вопросом корректировки бюджета в области пожарной безопасности. Таким образом, отсутствие финансирования не может служить основанием для освобождения заявителя от административной ответственности. Выявленные в ходе проверки нарушения, не могут быть признаны малозначительными, поскольку наступления последствий не требуется, кроме того, объектом данного административного правонарушения являются охраняемые общественные отношения в области пожарной безопасности, защита граждан и их имущества, а также окружающей среды.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав доводы жалобы, изучив и проанализировав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. 3-8 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, - составляющая часть общественной безопасности.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

На основании ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.

Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно ст. 68 Федерального Закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут (ч. 1 ст. 76 Федерального закона № 123-ФЗ).

Из вышеприведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период плановой выездной проверки, проведенной 09.10.2015 года на основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по РХ ФИО2 от 31.08.2015 года №26, в отношении Муниципального образования г.Абаза выявлены нарушения требований законодательства и нормативных правовых документов в области пожарной безопасности, а именно:

- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не определен порядок социального и экономического стимулирования граждан и организаций в добровольной пожарной охране;

- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 63, 76 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст. 8,10,18 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года №190-ФЗ, Свод правил «СП 11.12130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны» не разрабатываются и не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах развития территорий, а именно не предусмотрены мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны на территории МО г. Абаза, исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту в городском округе не должно превышать 10 минут (за нормативным прибытием находится детский оздоровительный лагерь «Горный Кристалл», дачные некоммерческие объединения (общества) и часть района Абаза -Заречная);

- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 2.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 2 ст. 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 16, 55, 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года, СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» не разрабатываются и не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах развития территорий, а именно по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, в частности не проводится обслуживание (проверка) и ремонт несправных источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов на водопроводных сетях, пожарных водоемов) эксплуатирующихся на территории МО г. Абаза, так из 134 гидрантов, расположенных на территории МО г. Абаза неизвестно состояние работоспособности 105 пожарных гидрантов (78 %), два пожарных водоема не исправны;

- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 2.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 2 ст. 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 16, 55, 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года, СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» не разрабатываются и не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах развития территорий, а именно по обеспечению требуемого количества и объема источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечивающих пожаротушение населенного пункта в течении нормативного времени, так на территории МО г.Абаза имеется шесть безводных районов;

- Глава МО г. Абаза ФИО3 и первый заместитель Главы МО г. Абаза Хуртина Е.А. в соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390, а также п. 32 раздела 3 приказа МЧС России от 12.12.2007 года №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», в течение месяца после приема на работу не прошли обучение в объеме пожарно-технического минимума;

- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 2.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 6 ст. 63, 67 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года, не разрабатываются и не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также виновность Администрации г.Абаза в его совершении подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № 27 от 09.10.2015 года; актом проверки № 26 от 09.10.2015 года; предписанием № 27 от 05.11.2015 года; Уставом МО г.Абазы, а также иными материалами дела.

Наличие допущенных нарушений требований пожарной безопасности на территории г.Абаза сомнений не вызывает.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении факты нарушений требований ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ, ст.ст. 63, 68, 76, Федерального закона № 123-ФЗ, СП 8.13130.2009; СП 11.13130.2009;п.32 раздела 3 приказа МЧС России от 12.12.2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» свидетельствуют о том, что заявитель пренебрежительно отнесся к исполнению своих публично-правовых обязанностей, без проявления должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований пожарной безопасности. Доказательства того, что у Администрации г.Абаза не имелось возможности для соблюдения требований пожарной безопасности, не представлены.

Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности были частично устранены в ходе проведения проверки, а также после не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Кроме того, довод заявителя на отсутствие достаточного финансирования на принятие мер противопожарной безопасности не исключает вину Администрации г.Абаза в несоблюдении требований пожарной безопасности и не может учитываться при назначении наказания.

Доводы жалобы о том, что создание добровольной пожарной дружины является правом Администрации г.Абаза, в связи с чем отсутствие такой структуры на территории города не может является административным правонарушением, суд во внимание не принимает, поскольку административным органом заявителю вменяется нарушение требований пожарной безопасности в части того, что Администрацией г.Абаза не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а не отсутствие самой структуры добровольной пожарной охраны.

Однако, из постановления по делу об административном правонарушении подлежит исключению пункт 6 перечня нарушений, поскольку нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям образует объективную сторону ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, указанные выше обстоятельства на квалификацию действий Администрации г.Абаза не влияют, так как в вину юридическому лицу вменяется помимо указанных нарушений, иные нарушения требований противопожарной безопасности.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также приведенные выше доказательства, следует сделать вывод о том, что действия Администрации г.Абазы правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Администрацию г.Абазы к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Ссылки в жалобе о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращении дела в связи с малозначительностью, не являются основанием к отмене оспариваемого постановления.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

В данном случае необходимо учитывать, что объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, как по отдельности, так и в их совокупности, не могут быть признаны несущественными и являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку правонарушение, выразившееся в нарушении правил и норм, несоблюдение которых может повлечь возникновение пожара, его распространение, повлиять на возможность его тушения, создать угрозу для жизни и здоровья людей, повлечь причинение имущественного ущерба, не может являться незначительным.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, финансовое положение Администрации г.Абазы, суд полагает возможным снизить наказание, назначив его в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление №11 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 14.10.2015 года, которым юридическое лицо - Администрация муниципального образования г. Абаза признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить - назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись М.С. Глазунова