76RS0015-01-2020-001535-41
Дело № 12-184/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 25 сентября 2020 г.
Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля Насекин Д.Е.
при секретаре ФИО3,
с участием: помощника прокурора <адрес>ФИО4,
лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1,
представителя лица, привлеченного к административной ответственности ФИО6 по устному ходатайству,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инженера ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» ФИО1 на постановление заместителя директора департамента Государственного жилищного надзора - государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО5№ от 18.06.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении инженера ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя директора департамента Государственного жилищного надзора – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО5№ от 18.06.2020 г. инженер ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
22 июля 2020 года в Дзержинский районный суд г. Ярославля поступила жалоба инженера ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» ФИО1 на указанное постановление, в которой заявитель указал, что не согласен данным постановлением в части наказания, считает его несоразмерным совершенному правонарушению. Просил указанное постановление отменить в части наказания, заменив его предупреждением.
В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности ФИО6 доводы, изложенные, в жалобе поддержала в полном объеме, пояснила, что нарушения, допущенные ФИО1, носили незначительный характер, и в настоящее время устранены полностью. Просила постановление заместителя директора департамента Государственного жилищного надзора – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО5№ от 18.06.2020 г. изменить в части наказания, назначить ФИО1 наказание в виде предупреждения. Дополнительно приобщила к материалам дела справку о доходах ФИО1, а также фотографии дома, где производились работы.
Лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные, в жалобе поддержал в полном объеме, указал, что в настоящее время все необходимые работы в указанном доме выполнены, нарушения устранены. Дополнительно пояснил, что официально трудоустроен в ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» в должности инженера, ежемесячная заработная плата составляет 26 000 рублей, иных дополнительных доходов не имеет, кредитных и иных обязательств также не имеет. Указал, что по указанному им адресу проживает с супругой, доход которой составляет 23 000 рублей ежемесячно, а также двумя несовершеннолетними детьми, сыном 2011 года рождения, и племянницей, оба ребенка фактически находятся на его иждивении. Просил постановление заместителя директора департамента Государственного жилищного надзора – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО5№ от 18.06.2020 г. изменить в части наказания, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Помощник прокурора Дзержинского района г. Ярославля указал, что постановление заместителя директора департамента Государственного жилищного надзора – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО5№ от 18.06.2020 г. является законным и обоснованным, в том числе и в части назначенного ФИО1 наказания, просил оставить его без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
В судебное заседание представитель административного органа юрисконсульт отдела правового обеспечения – государственный жилищный инспектор Ярославской области не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу в свое отсутствие, вместе с тем предоставила в судебное заседание отзыв, в котором просила в удовлетворении жалобы инженера ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» ФИО1 отказать, с приведением соответствующих доводов.
Судом исследованы материалы дела, а именно: постановление № о назначении административного наказания от 18.06.2020 г., определение от 02.06.2020 г., постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.03.2020 г., требование о явке в прокуратуру района от 02.03.2020 г., объяснение ФИО1 от 06.03.2020 г., решение о проведении проверки от 19.02.2020 г., приказ о переводе работника на другую работу № от 27.12.2019 г., акт осмотра жилого дома расположенного по адресу <адрес> от 19.02.2020 г., лицензия № от 31.03.2015 г.; должностная инструкция инженера по организации эксплуатации и ремонту зданий и сооружений ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» от 27.12.2019 г., договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложением; доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив жалобу, проверив представленные материалы административного дела, выслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, представителя лица, привлеченного к административной ответственности, прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно постановлению № от 18.06.2020 г. о назначении административного наказания в ходе проверки, проведенной в 19.02.2020 г. прокуратурой Дзержинского района г. Ярославля совместно с представителем департамента государственного жилищного надзора <адрес>, установлено, что Общество не обеспечило выполнение требований Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»), Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», которые выразились в следующем:
нарушение окрасочного слоя входных групп подъездов №№, что является нарушением п. 9 Минимального перечня, п. 4.2.3.14 Правил № 170;
нарушение окрасочного слоя входных дверей при входе в подъезды № №, что является нарушением п. 9 Минимального перечня, п. 4.7.4 Правил № 170;
нарушение окрасочного слоя цоколя по всему периметру дома, что является нарушением п.п. 3, 9 Минимального перечня, п. 4.2.1.4 Правил № 170;
нарушение окрасочного слоя стен на 1 этаже в подъезде № МКД, что является нарушением п. 11 Минимального перечня, п.п. 3.2.8, 3.2.9 Правил № 170.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, согласно ст. 12 этого Федерального закона подлежит лицензированию (пункт 51).
В силу п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп. «а»).
Согласно ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (в ред. 14.12.2015).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что многоквартирный дом, в обслуживании которого выявлены нарушения находится в управлении ЗАО «Верхневолжская управляющая компания».
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в том числе:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц,
имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в
состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в
многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для
предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном
доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской
Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу требований пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
При этом содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил № 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а», «д» п. 2 Правил № 491.
Пунктом 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 определено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.
Пункт 3 Минимального перечня включает в себя: работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Пункт 9 Минимального перечня включает в себя: работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пункт 11 Минимального перечня включает в себя: работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, включают проверку состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Отношения по содержанию и ремонту жилых домов и (и т.д.) жилых помещений регулируются Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Согласно п. 3.2.8 Правил № 170: окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами: поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Согласно п. 3.2.9 Правил № 170: периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Согласно п. 4.2.1.4 Правил № 170: цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом, для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки.
Согласно п. 4.2.3.14 Правил № 170: окраску фасадов необходимо производить после окончания ремонта стен, парапетов, дымовых труб, выступающих деталей и архитектурных лепных украшений, входных устройств (крылец, дверных козырьков), кровли, линейных покрытий карнизов (поясков), сандриков, подоконников и т.п. и водосточных труб. Слабо держащаяся старая краска должна быть удалена.
Согласно п. 4.7.4 Правил № 170: окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже чем через шесть лет (преимущественно совмещать с ремонтом фасада). Весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности остекления окон, балконных дверей и входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, как правило, химическими средствами, а фанерованные дубовым шпоном двери следует периодически циклевать и покрывать лаком. Все детали входных дверей из цветных или нержавеющих металлов (петли, ручки, нашивные листы, рейки у стекол) должны периодически по мере загрязнения очищаться до блеска, а повреждения - устраняться.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 на основании приказа № от 27.12.2019 г. является инженером по организации эксплуатации и ремонту зданий и сооружений ЗАО «Верхневолжская управляющая компания», и несет ответственность как инженер за соблюдение законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами в части содержания и ремонта общего имущества.
Не доверять представленным в материалах дела доказательствам оснований не имеется, они соответствуют требованиям допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с правилами ч.ч. 2, 3 ст. 26.2, ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Таким образом, действия инженера по организации эксплуатации и ремонту зданий и сооружений ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренной ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Из доводов жалобы заявителя, следует, что он не оспаривает совершения вмененного административного правонарушения, просит постановление административного органа изменить, в части назначения наказания, назначить наказание в виде предупреждения, указывает, что при назначении наказания не было учтено, что нарушения носили исключительно косметический характер и жалобы граждан по данным основаниям отсутствовали. Кроме того указал, что в ходе аналогичной проверки, при таких же нарушениях было назначено наказание в виде предупреждения. Считает, что при однотипных обстоятельствах проверок, вынесены противоречивые решения, что нарушает принцип единообразия правоприменительной практики.
Оценив материалы дела об административном правонарушении всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, суд не усматривает возможности освобождения ФИО1 от административной ответственности в силу малозначительности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено работнику юридического лица на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
По смыслу данной нормы КоАП, замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение является правом, а не обязанностью суда.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение работникам юридического лица за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.07.2009 № 919-О-О, соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания.
Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
В связи с этим применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и учитываемых при назначении наказания обстоятельств.
В рассматриваемой ситуации, с учетом всех обстоятельств дела, а также учитывая, что административное правонарушение совершенно ФИО1 впервые, жителям не нанесен имущественный ущерб, суд полагает возможным заменить административный штраф предупреждением.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.3.4, ст. 30.1, ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
жалобу инженера ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» ФИО1 – удовлетворить.
Постановление заместителя директора департамента Государственного жилищного надзора - государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО5№ от 18.06.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении инженера ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» ФИО1 – изменить в части размера назначенного наказания и назначить инженеру ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» ФИО1 наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ярославский областной суд (с момента получения копии решения) путем принесения жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля.
Судья Д.Е. Насекин