ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-188/2016 от 05.05.2016 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело (№)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

(дата) г.Комсомольск-на-Амуре

Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Дюжая Е.А., рассмотрев жалобу Онищук Я. А., на постановление заместителя начальника управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Саласина А.П.(№) от (дата)г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица Онищук Я. А., (дата) года рождения, уроженца г(иные данные)., проживающего по адресу: (адрес), работающего директором общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Управдом»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Саласина А.П.(№) от (дата)г., Онищук Я.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере (иные данные) рублей.

Данным постановлением Онищук Я.А. признан виновным в том, что, являясь директором ООО «Управдом», допустил нарушение п.п. 4.1.7,5.2.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, при выполнении договорных обязанностей по содержанию жилого многоквартирного дома по адресу: г. (адрес), выразившихся в следующем: в (адрес), не обеспечен равномерный прогрев полотенцесушителя;, не обеспечен отвод талых и атмосферных вод от отмостки жилого дома; отммостка со стороны дворовой территории частично разрушена. Указанные нарушения были выявлены актом проверки (№) от (дата) в ходе проведения выездной проверки.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Онищук Я.А., обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном
правонарушении, протокол об административном правонарушении
составляется в течение двух суток с момента выявления административного
правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела
либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в
отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В нарушении ст. 28.5 КоАП, протокол о назначении административного наказания был составлен (дата), спустя два месяца с момента проверки, проведенной (дата) В соответствии с ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ, «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения». В нарушение данной нормы закона, постановление о назначении административного наказания вынесено (дата). На основании изложенного, просила обжалуемое постановление о назначении Онищук Я.А. административного наказания отменить, а производство по делу прекратить. Заявлено ходатайство о восстановлении срока.

На рассмотрение жалобы заместитель начальника управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края – Саласин А.П. не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке. Представил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствии.

В судебное заседание Онищук Я.А. не прибыл, уведомлен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В ходе рассмотрения дела защитник Онищцк Я.А.Фощай С.В., действующая на основании доверенности, в полном объёме поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Принимая во внимание, что первоначально с жалобой обратились в суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления, но жалоба была возвращена для устранения недостатков, прихожу к выводу о подаче жалобы в установленный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ срок.

Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, признал необходимым постановление заместителя начальника управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Саласина А.П.(№) от (дата)г. по делу об административном правонарушении по ст.7.22 КоАП РФ в отношении Онищук Я. А. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Обязанность управляющей организации содержать общее имущество многоквартирного дома в надлежащем состоянии, обеспечивающем в частности безопасность для жизни и здоровья граждан и соблюдение прав и законных интересов собственников помещений и иных лиц, предусмотрена статьями 161, 162 ЖК РФ, пунктами 6,10,11,16,17,42 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, еанитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (статья 39 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ закреплено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае- собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).

Согласно подпункту «г» пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 (далее - Правила № 290). Лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке. Установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Техническое состояние жилого дома не соответствует требованию части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491.

Согласно п.10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктом 1.1 предусмотрено, что настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», определено, что требования к эксплуатации подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни, здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Определением Верховного суда Российской Федерации от 03.10.2006 № КАС06-368 установлено, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 носят обязательный характер. В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно- коммунальные услуги. Общие технические условия», введенным в действие 01.01.2001 г. под жилищно-коммунальными услугами понимается действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно- коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Обязанность управляющей организации содержать общее имущество многоквартирного дома в надлежащем состоянии, обеспечивающем в частности безопасность для жизни и здоровья граждан и соблюдение прав и законных интересов собственников помещений и иных лиц, предусмотрена статьями 161, 162 ЖК РФ, пунктами 10,11,16,17 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Из представленных материалов дела следует, что ООО «Управдом» осуществляет
управление многоквартирным домом по (адрес) на
основании договора управления от (дата), в соответствии с которым управляющая
компания приняла на себя обязательства по содержанию общего имущества собственников
помещений многоквартирного жилого дома, а собственники - вносить плату за содержание
жилого помещения. Согласно п. 4.1.7 Правил Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 года №170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком. На основании п.5.2.1 Правил № 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму. Вина Онищук Я.А. в нарушении вышеуказанных требований законодательства и в совершении вменяемого ему правонарушения подтверждается следующими материалами дела: - договором управления многоквартирным домом по (адрес) управления от (дата). заключенного между собственниками указанного дома и ООО «Управдом»; - обращением(жалоба) от Вакулевой М.В., проживающей по (адрес); - обращением(жалоба) от Вирченко Т.Н., проживающей по (адрес);-уставом ООО « Управдом» от (дата).;- лицензией (№) от (дата) согласно корой ООО «Управдом» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в том числе и (адрес);;- свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО «Управдом»» от (дата).- свидетельством о постановке на учете в налоговом органе от (дата).; - выпиской из единого государственного реестра юридическихлиц согланосно которой ООО «Управдом» (№) директором является Онищук Я.А. -решением учредителя ООО «Управдом» от (дата). Онищук Я.А. назначендиректором общества ООО «Управдом» - приказом (№) от (дата) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Управдом»;

- актом проверки (№) от (дата)

- фототаблицами придомовой территории по (адрес);

- протоколом об административном правонарушении (№) от (дата)

- предписание №(№) от (дата).

Данные доказательства являются допустимыми и отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Доказательств, подтверждающих принятие директором ООО «Управдом» Онищук Я.А. всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не представлено.

Таким образом, вышеизложенные доказательства свидетельствуют об обоснованности вывода заместителя начальника управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Саласина А.П. о совершении Онищук Я.А. правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, которое выразилось в том, что Онищук Я.А. как директор ООО «Управдом» - предприятия, являющегося обслуживающей и управляющей организацией многоквартирного жилого (адрес), не принял все зависящие от него меры по соблюдению правил содержания и технической эксплуатации указанного жилого дома, что повлекло нарушение вышеуказанных требований законодательства, тем самым им было совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.7.22 КоАП РФ.

Доводы жалобы о составлении протокола по истечении двух месяцев со дня совершения вмененного правонарушения не состоятельны, не влияют на квалификацию правонарушения, поскольку нарушение установленных ст. 28.5 и ст. 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направлении протокола для рассмотрения судье являются несущественным недостатком протокола, так как эти сроки не являются пресекательными.

Доводы заявителя о пропуске сроков давности привлечения к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ не состоятелен, поскольку составляет один год, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по вопросу о том, распространяется ли Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» на правоотношения, связанные с выполнением управляющими компаниями обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Так, в Обзоре судебной практики за 4 квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года, указано, что Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.

Законом РФ « О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 регулируются отношения, возникающие между потребителям (гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими либо использующими товары, работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,) и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров ( выполнении работ, оказании услуг).

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ являются общественные отношения в области охраны собственности, в частности, в области защиты прав и законных интересов граждан, пользующихся жильем на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда

Как следует из материалов дела, проведению проверки и выявлению правонарушения послужило обращение жильцов дома о нарушении их прав, как потребителей услуг по обслуживанию жилищного фонда.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что защита прав потребителей является приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательства на которые установлена административная ответственность ст. 7.22 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении составлен, и постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

Остальные доводы жалобы, в целом не опровергают законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, и расцениваются судом как избранный способ избежания административной ответственности.

Административное наказание назначено Онищук Я.А. в пределах санкции, установленной ст.7.22 КоАП РФ, в минимальном размере, нарушения порядка и сроков привлечения его к административной ответственности судом не установлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления заместителя начальника управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Саласина А.П.(№) от (дата).

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Саласина А.П.(№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Управдом», Онищук Я.А.– оставить без изменения, жалобу Онищук Я.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через суд его вынесший.

Судья Дюжая Е.А.