ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1906/19 от 16.07.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Дидик О.А. Дело № 12-1906/2019

РЕШЕНИЕ

16 июля 2019 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Онохов Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника ФКУ здравоохранения «Санаторий «Искра» МВД РФ Куликова Ю.И. на решение судьи Хостинского районного суда г.Сочи от 18 апреля 2019 г.,

установил:

постановлением государственного инспектора Черноморо­Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста-эксперта Сочинского отдела по надзору на море и проведению государственной экологической экспертизы Майборода И.В. от 15 марта 2019 года, ФКУ здравоохранения «Санаторий «Искра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде штрафа в размере <...>.

Обжалуемым решением судьи Хостинского районного суда г.Сочи от 18 апреля 2019 г., постановление административного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, начальник ФКУ здравоохранения «Санаторий «Искра» МВД РФ Куликов Ю.И. просит решение районного суда и постановление административного органа отменить, полагая их незаконными и необоснованными. Производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав представителя ФКУ здравоохранения «Санаторий «Искра» по доверенности Федорову В.В., настаивавшей на требованиях жалобы, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда по следующим основаниям.

Согласно с части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Как следует из материалов дела, Азово-Черноморским морским Управлением Росприроднадзора была проведена проверка нарушений требований природоохранного законодательства Российской Федерации, проведено рейдовое обследование прибрежной защитной полосы в городе Сочи, Хостинского района, в ходе которой был установлен факт преграждения свободного доступа к водному объекту и свободного прохода по его береговой линии посредством металлического ограждения (забора).

Пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно пункта 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Частями 1,2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Гарантией доступности общего водопользования граждан является установление государственной (федеральной) собственности на водные объекты (часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Реализации права граждан на свободное пользование береговой полосой служит установленный пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.

Судом установлено, что в нарушение указанных выше норм ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ прегражден свободный доступ к водному объекту и свободный проход по его береговой линии посредством металлического ограждения (забора), что является препятствием для свободного доступа граждан к территории пляжа и водному объекту - акватории Черного моря.

ФКУ «Санаторий «Искра» МВД РФ является медицинской санаторно-курортной организацией, подведомственной МВД РФ, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности от 18 июля 2018 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Срок действия - бессрочно.

Земельные участки, на котором расположен лечебный пляж Санатория, находится на праве постоянного бессрочного пользования у Санатория, в соответствии с Государственными актами, выданными на данные земельные участки территория пляжа входит в состав общего землепользования.

Однако, статьей 6 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования так же предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Вместе с тем, принцип общедоступности водных объектов не является абсолютным.

Статьей 49 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Порядок использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, используемые для лечебных и оздоровительных целей установлен Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

В статье 14 ФЗ от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ закреплено, что санитарно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.

Согласно пункту 3 указанной статьи санитарно-курортные организации имеют статус лечебно-профилактических организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. №26-­ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В соответствии с пунктом 1 статьей 15 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. №26-­ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно­-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности. ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ является санаторно­-курортной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно статье 39 вышеназванного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц.

Согласно санитарных правил СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» - лечебный пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) прибрежными водами, оборудованный и при годный по санитарно-гигиеническим геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала (п. 2.1) Согласно пункту 2.3 СанПиН 4060-85, вместимость лечебных пляжей при санаториях ДЛ~ родителей с детьми допускается до 500 мест. п. 2.5. СанПин установлена минимально допустимые нормы на 1 место лечебных пляжей - для морских - это не менее 5 кв.м. Пунктом 3.1 Санитарных правил установлено, что лечебный пляж размещается не обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.

Однако независимо от того, что береговая полоса Санатория, находящаяся на праве постоянного (бессрочного) пользования, является лечебным пляжем, она является объектом общего пользования, в отношении нее должен быть установлен режим доступе неограниченного круга лиц.

Таким образом, вина учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия юридического лица правильно квалифицированы по статье 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание назначено в пределах санкции статьи.

Постановление административного органа вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Доводы жалобы не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения судьи, поскольку не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы судебного решения.

Таким образом, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

решил:

решение судьи Хостинского районного суда г.Сочи от 18 апреля 2019 г. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья