ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2024 от 10.01.2024 Майминского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 12-1/2024

РЕШЕНИЕ

10 января 2024 года село Майма

Судья Майминского районного суда Республики Алтай Бируля С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «АК Ястреб» ДН на постановление начальника отдела надзора за поддержанием лётной годности гражданских воздушных судов МТУ Ространснадзора по СФО <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника отдела надзора за поддержанием лётной годности гражданских воздушных судов МТУ Ространснадзора по СФО <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> генеральный директор ООО «АК Ястреб» ДН признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ, совершенного при обстоятельствах, указанных в постановлении.

В жалобе ДН просит постановление отменить, указывая, что воздушное судно (далее – ВС) прошло государственную регистрацию в установленном законом порядке, имеет государственные и опознавательные знаки и не имеет подложные, присутствует судовая документация, исправное и прошедшее техническое обслуживание и допущенное к эксплуатации, при которой не нарушались нормы пассажировместимости, полетной массе и центровке, обслуженное квалифицированным авиационным персоналом, не подвергалось управлению и обслуживанию лицом, не имеющего на то права, в том числе находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Вывод о неисправности ВС является неприменимой формулировкой в данном рассматриваемом событии. Технической обслуживание ВС Cessna 172S с регистрационным номером RA-67429 осуществляет организация имеющая сертификат организации по техническому обслуживанию выданный Федеральным агентством воздушного транспорта РФ в соответствии с требованиями нормативно-правового акта, следовательно, вывод о состоянии и об исправности ВС уполномочено делать лицо, имеющее статус авиационного персонала, допущенные к ремонту и техническому обслуживанию определенного типа воздушного судна, но не представитель МТУ Ространснадзора по СФО. Событие ремонта ВС подтверждает запись в его формуляре и ордером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. На момент рассматриваемого события собственником ВС являлось ООО Авиакомпания «БАРКОЛ», ответственная за ведение записей в судовой документации, соответственно ООО «АК «Ястреб» не является ответственным субъектом в данном случае на которые распространяются требования, ведение судовой документации в силу положений воздушного законодательства возложено только на период, когда последний являлся эксплуатантом. Требования статьи 2.20 ФАП-128 при эксплуатации ВС Cessna 172S с регистрационным номером RA-67429 (в полете) выполняются в полном объеме

В судебное заседание заявитель жалобы не явился, надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ административным правонарушением признается допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 37.1 ВК РФ соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна документацией гражданского воздушного судна, а также правил эксплуатации гражданских воздушных судов, утвержденных федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

В силу статьи 2.4 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», утвержденных приказом Минтранса от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> (далее – ФАП <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>), эксплуатант должен обеспечить поддержание летной годности, соблюдение требований по наземному и техническому обслуживанию гражданских воздушных судов, а также должен осуществлять подготовку и выполнение полетов воздушных судов в соответствии с федеральными авиационными правилами.

Согласно статье 2.16 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> (далее – ФАП <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>), воздушное судно эксплуатируется в соответствии с его эксплуатационной документацией, в пределах эксплуатационных ограничений, предписанных уполномоченным органом государства регистрации воздушного судна.

Пунктами 3 и 4 приложения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Требования к летной годности воздушного судна» к Федеральным авиационным правилам «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна», утвержденным приказом Минтранса от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> (далее – ФАП <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>), установлено, что на воздушных судах и всех его компонентах должны быть выполнены разовые осмотры и проверки, назначенные уполномоченным органом в области гражданской авиации в рамках организации разработки мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов, на воздушных судах должны быть выполнены ремонтные работы в случаях повреждения воздушного судна.

В соответствии со статьей 42 главы VI «Требования к поддержанию летной годности воздушных судов» Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> (далее – ФАП <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>), эксплуатант должен организовать и осуществлять поддержание летной годности воздушных судов в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 37.1 ВК РФ.В силу статьи 43 главы VI ФАП <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> эксплуатант должен: обеспечивать контроль полноты и качества выполнения работ по техническому обслуживанию ВС; вести учет выполненных работ по ТО ВС; обеспечить ведение и сохранность эксплуатационной и судовой документации; выполнять сбор, учет информации о техническом состоянии воздушного судна, двигателей, воздушных винтов, их наработки, об особенностях их эксплуатации и должен представлять данную информацию в уполномоченный орган, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

Из материалов дела следует, что у эксплуатанта ООО «Авиакомпания Ястреб» отсутствует информация о работах по устранению (ремонте) повреждений ВС Cessna-172S RA67429, полученных при чрезвычайном происшествии, происшедшем с ВС <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в аэропорту Брянск на самолетной стоянке ООО Авиакомпания «БАРКОЛ» (Акт от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> МТУ ВТ ЦР ФАВТ о расследовании чрезвычайного происшествия с самолетом Cessna-172S RA67429), и указанных в Акте технического состояния самолета от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ООО Авиакомпания «БАРКОЛ» и Акте оценки технического состояния и ремонтопригодности экземпляра воздушного судна от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ООО «АВЭКС». При этом согласно записям в формуляре воздушного судна ООО «Родина техник» <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> проводила ремонт самолета после указанного чрезвычайного происшествия, однако подтвердить данный факт в ходе прокурорской проверки не удалось по причине признания <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ООО «Родина техник» несостоятельным (банкротом), у конкурсного управляющего организации документы об интересующем ремонте воздушного судна отсутствуют.

В силу пункта 9 приложения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Требования к летной годности воздушного судна» к ФАП-519 на ВС не должно быть несертифицированных изменений (модификаций) конструкции (в том числе изменения компонентов и программного обеспечения).

В соответствии с пунктом 4 «Двигатель» издания 03 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Карты данных Сертификата типа <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> - Cessna 172R/S для самолета Cessna 172S с авионикой Garmin G1000 (NAV III) на самолете должен быть установлен один поршневой двигатель модели IO-360-L2A, разработки компании Lycoming Engines (США). Сертификат типа Авиарегистра МАК № СТ158-АМД от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. ВС Cessna-172S RA-67429 эксплуатируется с сертификатом летной годности <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.16.21.0286 с двигателем TAE125-02-114, который не указан в карте данных издание 03 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> сертификата типа от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № СТ244Cessna172R/S.

В соответствии со статьей 2.20 ФАП <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения (далее – АОН), на борту воздушных судах должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц: свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, Руководство по летной эксплуатации (далее – РЭЛ) (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, РЛЭ необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 настоящих Правил; в случае, если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающий его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или, при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта - задание на полет, оформленное эксплуатантом.

В статье 13.3 «Руководства и судовые документы» главы 13 «Ведение учётной документации» Руководства по производству полетов ООО «АК «Ястреб» содержится перечень документов, которые должны находиться на борту ВС при полете в целях выполнения авиационных работ и которые КВС предъявляет по требованию уполномоченных должностных лиц. При этом в названном перечне не указаны бортовой и санитарный журналы.

Пунктом 17 «Требуемое оборудование» издания 03 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Карты данных Сертификата типа <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> - Cessna 172R/S для самолета Cessna 172S с авионикой Garmin G1000 (NAV III), предусмотрено, что на самолетах, совершающих полеты над труднодоступными и малонаселенными районами, а также полеты большой протяженности над водными пространствами, дополнительно должна устанавливаться аварийно-спасательная радиостанция MB диапазона, либо переносной аварийный радиомаяк «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона с функцией аварийно-спасательной радиостанции (примечание: наличие и размещение аварийно-спасательной радиостанции, либо переносного аварийного радиомаяка МВ/ДМВ диапазона, работающего в системе «КОСПАС-САРСАТ» с функцией аварийно-спасательной радиостанции, является ответственностью эксплуатанта).

Установлено, что на воздушном судне Cessna-172S RA-67429, выполняющем авиационные работы в труднодоступных и малочисленных районах Республики Алтай отсутствует аварийно-спасательная радиостанция МВ диапазона либо переносной аварийный радиомаяк МВ/ДМВ диапазона с функцией аварийно-спасательной радиостанции.

Пункт (a) статьи 23.1561 «Спасательное оборудование» раздела G «Эксплуатационные ограничения и информация» части 23 Авиационных правил «Нормы летной годности гражданских легких самолетов» предусматривает, что спасательное оборудование должно иметь четкую маркировку с указанием способа его применения, места размещения требуемого спасательного оборудования должны иметь маркировку, способствующую их обнаружению.

В ходе проверки установлено, что инструкция по применению на огнетушителе, размещенном в салоне ВС Cessna-172S RA-67429, не читаема, места размещения в салоне ВС Cessna-172S RA-67429 огнетушителя и медицинской аптечки не маркированы.

С <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> генеральным директором ООО «АК Ястреб» является ДН.

Согласно пунктам 3.1, 3.15, 3.16 утвержденной <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> должностной инструкции генерального директора ООО «АК Ястреб», на ДН возложены обязанности по организации и контролю осуществления деятельности организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом, лицензиями, сертификатами, спецификациями, руководствами, обеспечению соответствия ООО «АК Ястреб» как эксплуатанта требованиям федеральных авиационных правил, выполнению функции ответственного руководителя – лица, наделенного высшими полномочиями в сфере обеспечения безопасной деятельности организации.

На основании всех материалов действия должностного лица генерального директора ООО «АК Ястреб» были правильно квалифицированы по ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ, данный вывод в обжалуемом постановлении обоснован и мотивирован.

При таких данных прихожу к выводу о том, что наличие события и состава административного правонарушения с необходимой степенью достоверности подтверждено материалами дела.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что наказание назначено в пределах вмененной статьи, обжалуемое и постановление по делу об административном правонарушении законно и обоснованно, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела надзора за поддержанием лётной годности гражданских воздушных судов МТУ Ространснадзора по СФО <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «АК Ястреб» ДН – оставить без изменения, жалобу ДН - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения.

Судья С.В. Бируля