ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-214/19 от 03.01.2019 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело №12-214/2019

74RS0003-01-2019-002316-17

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск 19 августа 2019 года

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе судьи Колошиной Ю.К.,

при секретаре судебного заседания Смирновой О.В., с участием

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Марченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – заместителя главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологического надзора Марченко И. В. на постановление от 06 июня 2019 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области ФИО6 о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области ФИО6 от 06 июня 2019 года Марченко И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности явилось то, что должностным лицом – заместителем главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологическому надзору ПАО «Фортум» филиал Энергосистема «Урал», Марченко И.В. вследствие ненадлежащего исполненрия своихдолжностных обязанностей допущен сброс сточных вод ПАО «Фортум» филиал Энергосистема «Урал» Челябинская ТЭЦ-2 посредством выпуска № 1 в период с апреля 2018года по март 2019года в озеро Первое (Челябинская обл., г.Челябинск, ул.Линейная, 69, код постановки на учет объекта негативного воздействия с содержанием загрязняющих веществ, превышающим установленные нормативы качества сбрасываемых сточных вод.

В жалобе, поданной в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска Марченко И.В. просит указанное постановление отменить производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения, поскольку:

- в действующих НПА нет понятия нормативы качества сбрасываемых сточных вод, в связи с чем не представляется возможным какие показатели были нарушены ПАО «Фортум»:

- разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов, на которые ссылается «Росприроднадзор» не содержат в себе нормативы качества сбрасываемых сточных вод, следовательно, ссылка на данные документы не корректна;

- ссылка на ст.35 Водного кодекса РФ не корректна, так как ПАО «Фортум» не единственное юридическое лицо, оказывающее воздействие на водный объект оз. Первое;

- ПАО «Фортум» не нарушает ч.4,6 ст.56 Водного кодекса РФ;

- ЧТЭЦ-2 является объектом первой категории, следовательно, согласно 1,2,7 ст.22 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» нормативы допускаемых сбросов должны рассчитываться только при планировании строительства и сброса радиоактивных веществ.

В судебном заседании Марченко И.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Росприроднадзора по Челябинской области на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

На основании п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав участников судебного заседания, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные требования закона при рассмотрении дела должностным лицом выполнены.

Часть 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 Кодекса.

Согласно части 4 стати 35 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ: количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно положениям частей 4 и 6 ст.56 Водного кодекса РФ, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Из материалов дела следует, что Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» в период с апреля 2018года по март 2019года допущен сброс сточных вод через выпуск № 1 в озеро Первое с содержанием загрязняющих веществ, превышающим нормативы качества сбрасываемых сточных вод установленные Разрешениями на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты от 09.02.2018 по 08.02.2019, от 25.12.2018 по 08.02.2019, от 29.01.2019 по 31.10.2022, что является нарушением ч.4 ст.35, ч.4,6 ст.56 Водного кодекса РФ от 30.05.2006г. №74-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях».

Названные нарушения были выявлены в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2016 № 543, во исполнение распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области от 13.02.2019г. №47, подписанного Врио руководителя Управления ФИО10, плана контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Челябинской области на 2019 год, утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области от 23.10.2018 №1095 (п.2).

В связи с выявленными нарушениями требований в области надзора за водными ресурсами в отношении должностного лица заместителя главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологического надзора Марченко И.В. 15 апреля 2019 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении .

06 июня 2019 года государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, ведущий специалист-эксперт отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО6, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 15 апреля 2019года и материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление о назначении Марченко И.В. наказания по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Факт допущенных нарушений в области надзора за водными ресурсами и виновность Марченко И.В. подтверждается представленными доказательствами:

Сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении № 283-2019, актом проверки Управления №47/52/65 от 29.03.2019, копией Решения о предоставлении водного объекта (оз. Первое) в пользование от 16.07.2014 №74-14.01.05.009-О-РСБХ-С-2014-00754/00, срок действия по 07.02.2018; копией Решения о предоставлении водного объекта (оз. Первое) в пользование от 02.02.2018 , срок действия по 31.10.2022; копией Решения о предоставлении водного объекта (оз. Первое) в пользование от 20.12.2018 № срок действия по 31.10.2022; копией Разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты от 09.02.2018 по 08.02.2019; копией Разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты от 25.12.2018 по 08.02.2019; копией Разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № (взамен разрешения на сброс ) от 29.01.2019 по 31.10.2022; копией аттестата аккредитации № ROCC RU.0001.510905 от 29.07.2017, выданного ООО НПП «Эксорб», протоколами результатов измерений проб воды, результатами лабораторных исследований, приказом о приеме Марченко И.В. на работу, должностной инструкцией и другими материалами дела.

Выводы должностного лица о доказанности вины Марченко И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении.

При этом в ходе рассмотрения жалобы Марченко И.В. фактически не отрицала тот факт, что обществом были превышены установленные нормативы качества сточных вод, ссылаясь на ужесточение нормативов и невыполнение плана по установке очистных сооружений.

Процедура привлечения должностного лица к административной ответственности государственным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушена не была. Дело об административном правонарушении, как и протокол об административном правонарушении, рассмотрено в присутствии Марченко И.В., копии названных документов ей вручены.

Вопреки доводам жалобы, вина Марченко И.В. как должностного лица нашла свое полное подтверждение в судебном заседании.

ПАО «Фортум» филиал Энергосистемы «Урал» Челябинская ТЭЦ-2 является основным источником теплоэлектроснабжения промышленных предприятий и жилищно-коммунального сектора северо-восточной и центральной частей г. Челябинска.

Производственно-ливневые сточные воды ЧТЭЦ-2 сбрасываются в озеро Первое по одному выпуску. Озеро Первое является водным объектом высшей рыбохозяйственной категории.Согласно плану-графику производственного экологического и технологического контроля природных и сточных вод на 2018-2023, периодичность отбора и анализа проб сточных вод установлена 1 раз в месяц, природной воды оз.Первое – 1 раз в квартал.

Водопользование оз.Первое осуществляется на основании:

Решения о предоставлении водного объекта (оз.Первое) в пользование от 16.07.2014 №, сроком действия до 07.02.2018;

Решения о предоставлении водного объекта (оз.Первое) в пользование от 02.02.2018 № сроком действия до 31.10.2022;

Решения о предоставлении водного объекта (оз.Первое) в пользование от 20.12.2018 № сроком действия до 31.10.2022.

Допустимая концентрация загрязняющих веществ на выпуске сточных вод ПАО «Фортум» филиал Энергосистемы «Урал» Челябинская ТЭЦ-2 №1 в оз.Первое установлена в пределах лимита сброса в соответствии с

- Разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты от 29.01.2019 по 31.10.2022;

- Разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты 09.02.2018 по 08.02.2019;

- Разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты п от 25.12.2018 по 08.02.2019.

ПАО «Фортум» филиала Энергосистема «Урал» Челябинская ТЭЦ-2 разработана и согласована в установленном порядке с отделом водных ресурсов по Челябинской области Нижне-Обского БВУ Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, являющейся неотъемлемой частью указанной Программы ведения регулярных наблюдений, установлено место отбора проб сточных вод – общий выпуск №1. Контроль природной воды оз.Первое в фоновом створе расположен в середине оз.Первое (координаты 55°10?39,7? с.ш., 60°30?30,5? в.д.), контрольный створ – в 500 м от выпуска №1.

Производственный контроль качества сбрасываемых сточных вод производится химической лабораторией котлотурбинного цеха, имеющей свидетельство о состоянии средств измерений в лаборатории от 16.12.2016, заключение о состоянии измерений в лаборатории №27 от 17.07.2018, сроком действия до 17.07.2021. Результаты заносятся в протоколы сточных вод, а также в журнал учета качества сточных (дренажных) вод, предусмотренный приказом МПР РФ от 08.07.2009 №205 «Об утверждении порядка учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества собственниками водных объектов и водопользователями».

Из анализа качественной характеристики сточных вод ПАО «Фортум» филиала «Энергосистема Урал» Челябинская ТЭЦ-2, сбрасываемых в поверхностный водный объект оз.Первое посредством выпуска №1 за период апреля 2018 года по февраль 2019 года следует, что ПАО «Фортум» филиал Энергосистема «Урал» ЧТЭЦ-2 допущен сброс сточных вод посредством выпуска №1 в озеро Первое с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ по фторид-иону, сульфатам, железу, меди, показателям ХПК, БПК5.

Для лабораторного контроля сточных вод ПАО «Фортум» филиал Энергосистема «Урал» ЧТЭЦ-2 в рамках проверки привлечены специалисты аккредитованной лаборатории общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Эксорб», аттестат аккредитации в качестве Испытательной лаборатории (центра) №РОСС RU.0001.510905, выданный Федеральной службой по аккредитации 29 июля 2017г.

Пробы сточных вод выпуска №1 ПАО «Фортум» филиал Энергосистема «Урал» ЧТЭЦ-2 в озеро Первое, а также природная вода озера Первое в фоновом и контрольном створах отобраны 14, 18, 20 марта 2019 года представителем ООО НПП «Эксорб» в присутствии старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО5, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО6, ведущего специалиста по экологической безопасности ПАО «Фортум» филиала Энергосистема «Урал» ФИО3, действующего на основании Приказа №50 от 18.01.2019. Управлением составлен протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов природной среды от 14, 18, 20 марта 2019 года.

По результатам отбора проб установлено, что ПАО «Фортум» филиала Энергосистемы «Урал» ЧТЭЦ-2 допущен сброс сточных вод посредством выпуска №1 в водный объект – озеро Первое с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных п.10 Решения о предоставлении водного объекта (оз.Первое) в пользование от 29.02.2018 , разрешения от 29.01.2019 по сульфат-иону, хлорид-иону, фосфатам по фосфору, фторид-иону, сухому остатку.

На основании ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с должностной инструкцией заместителя главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологическому надзору ПАО «Фортум» от 01.10.2015, в перечень должностных обязанностей должностного лица в области экологической безопасности входит:

- контроль за соблюдением требований в области экологической безопасности при осуществлении основной производственной деятельности Филиала, рационального использования природных ресурсов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

- контроль за выполнением природоохранных мероприятий;

- контроль за эффективностью работы очистного оборудования и сооружений.

Заместитель главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологическому надзору ПАО «Фортум» организовывает работу Отдела охраны труда, экологии и промышленной безопасности и технологического надзора, осуществляет планирование деятельности, планирует ресурсы. Организовывает и при необходимости принимает личное участие в разработке планов мероприятий по промышленной и экологической безопасности, в периодическом контроле всех видов ремонтов.

Заместитель главного инженера предусмотренную действующим законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, за несоблюдение требований экологической безопасности.

На основании приказа л/с от 15.05.2013 «О переводе работника на другую работу», на должность заместителя главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологического надзора назначена Марченко И.В.

Таким образом, лицом, виновным в указанном нарушении является должностное лицо – заместитель главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологического надзора назначена Марченко И.В., так как у нее имелась возможность и отсутствовали какие-либо препятствия для соблюдения требований водоохранного законодательства.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что должностным лицом – заместитель главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологическому надзору ПАО «Фортум» Марченко И.В. не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему выполнению требований природоохранного законодательства, что явилось причиной совершения административного правонарушения.

Невыполнение обязательных для исполнения норм должностным лицом, при наличии для этого возможностей и отсутствии каких-либо препятствий свидетельствует о наличии вины лица в совершении правонарушения.

Таким образом, должностное лицо – Заместитель главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологическому надзору ПАО «Фортум» Марченко И.В. не проявила ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения требований природоохранного законодательства.

Оснований ставить под сомнение правильность выводов должностного лица о доказанности виновности Марченко И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, у судьи не имеется. Принцип презумпции невиновности, закрепленный ст.1.5 КоАП РФ, не нарушен.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, и в целом направлены на переоценку исследованных при рассмотрении административного дела доказательств. Названные защитником доводы были предметом тщательной проверки при рассмотрении дела должностным лицом и им дана надлежащая оценка.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для обоснованного вывода о доказанности вины Марченко И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении, вынесении постановления и решения по делу об административном правонарушении должностным лицом не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом с соблюдением положении ст. ст. 25.1, 28.2, 28.4 и 29.7 КоАП РФ в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности – Марченко И.В.

В постановлении отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Определяя наказание, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, исходило из характера совершенного правонарушения, учел отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств и принял решение о назначении Марченко И.В. наказания, являющегося, по мнению суда второй инстанции, соразмерным содеянному.

Оснований для освобождения Марченко И.В. от назначенного наказания, либо для его снижения при установленных по делу обстоятельствах, не имеется.

На момент рассмотрения дела срок привлечения Марченко И.В. к административной ответственности не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушен.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ судья

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области ФИО6 от 06 июня 2019 года в отношении заместителя главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологического надзора Марченко И. В. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – заместителя главного инженера по ОТ, ЭиПБ и технологического надзора Марченко И. В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в порядке, установленном ст.ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получении копии.

Судья: Ю.К. Колошина