Дело № 12-22/2021 г.
РЕШЕНИЕ
по протесту прокурора на постановление
по делу об административном правонарушении
17 марта 2021 года г. Бикин Хабаровского края
Судья Бикинского городского суда Хабаровского края Добродеева Л.И.,
с участием: старшего помощника Бикинского городского прокурора Янышева ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Бикинского городского прокурора Чернушевич ФИО8., на постановление мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес> и <адрес>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ,
в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Общества с ограниченной ответственностью «Простор» ФИО9 Антона Петровича, <дата> года рождения, уроженца <адрес> – <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>Б, <адрес>.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес> и <адрес>» должностное лицо – исполняющий обязанности директора ООО «Простор» ФИО10 А.П. признан виновным в совершении административного правонарушений, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данной статье ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, заместитель Бикинского городского прокурора Чернушевич ФИО11., обратилась с протестом, указав, что мировым судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Так, лицу, привлекаемому к административной ответственности, вменяется нарушение, связанное с соблюдением управляющей организацией иных требований по управлению многоквартирными домами, а не с выполнением лицензированных требований. Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре судебной практике Верховного Суда Российской Федерации» № разъяснил разграничение составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.2 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, указав следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией. В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензированные требование к лицензиату предусмотрены ст. 193 ЖК РФ. Помимо требований, перечисленных в пп. 1 - 6.1 ч. 1 названной выше статьи ЖК РФ, правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (п.7 ст. 193 ЖК РФ). Так, перечень лицензионных требований предусмотрен п. 3. Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№). Прокурором возбужденно дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Лицу привлекаемому к административной ответственности, вменяются нарушения закона, не связанные с лицензированными требованиями, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домами, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от <дата>№, и подлежат квалификации по ст. 7.23.3 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ для юридических лиц составляет 3 месяца, если дело рассматривается судом (ст. 4.5. КоАП РФ). Административное правонарушение совершенно <дата> Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истек. В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности исключает возможность назначения административного наказания. Постановление мирового судьи подлежит изменению с квалификацией действий ООО «Простор» по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В связи с чем, судья считает возможным рассмотретьделов его отсутствие.
Старший помощник Бикинского городского прокурора Янышев ФИО12 доводы изложенные в протесте поддержал в полном объеме, просил суд, постановление е мирового судьи отменить, привлечь должностное лицо – и.о. директора ООО «Простор» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.3. КоАП РФ.
Судья, выслушав доводы старшего помощника Бикинского городского прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо установить: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положениями части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1).
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 51 статьи 12 Федерального закона от <дата> № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, лицензионными требованиями к лицензиату, в том числе, являются соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса.
Требования к содержанию и порядок содержания и ремонта жилищного фонда определяется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№.
В соответствии с решением лицензионной комиссии <адрес> управляющей организации ООО «Простор» предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории <адрес> на 5 лет № от <дата>.
Как следует из материалов дела, многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес> относится к специализированному жилищному фонду, закрепленному за Вооруженными Силами Российской Федерации.
ООО «Простор» осуществляет управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации на основании договора управления жилищным фондом № З-№ от <дата>, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ООО «Простор».
Договор заключен с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде (п. 1.2 договора).
Решением единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью «Простор» № от <дата> на должность директора ООО «Простор» назначен ФИО13 Глеб Викторович.
Приказом № от <дата> директора ООО «Простор» ФИО14 Г.В. на период с <дата><дата> гФИО15 А.П. назначен временно исполняющим директора ООО «Простор»
На основании решения Бикинской городской прокуратурой совместно со специалистом ГУРГКиЛ проведена проверка подготовки жилых домов городского поселения «<адрес>» к отопительному периоду <дата> года.
Из акта проверки от <дата>, проведенной старшим помощником Бикинского городского прокурора совместно со специалистом ГУРГКиЛ и специалистом городского поселения «<адрес>», следует, что в ходе проверки выявлены нарушения п. <дата> Постановления Госстроя РФ от <дата>№ (крыльцо подъезда № ДОС №, расположенного в Восточном городке <адрес>, находится в ветхом состоянии, имеет трещины); отсутствуют информационные стенды. Таким образом, ООО «Простор» осуществлялась предпринимательская деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением соответствующих правил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора ООО «Простор» ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1).
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Требования к содержанию и порядок содержания и ремонта жилищного фонда определяется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№
Согласно п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно п.11 указанных выше Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <дата>№ (далее - Правила №), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации <дата> за № и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Данные Правила разработаны в соответствии с законодательством РФ и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации. Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе и с целью обеспечения выполнения нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Основанием для переквалификации действий виновного лица по делу мировой судья указала, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ., в связи с чем действия должностного лица образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Суд не может согласиться с данными выводами, поскольку согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем, составы административных правонарушений, предусмотренные частью 1 статьи 7.23.3 и частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различный родовой объект посягательства - общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного должностному лицу - исполняющему обязанности директора ООО «Простор ФИО16 А.П. деяния с части 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса.
В тоже время, в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, а согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес> и <адрес>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Общества с ограниченной ответственностью «Простор» ФИО17 Антона Петровича подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вмененного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес> и <адрес>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Общества с ограниченной ответственностью «Простор» ФИО18 Антона Петровича отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Общества с ограниченной ответственностью «Простор» ФИО19 Антона Петровича - прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня его вручения, через Бикинский городской суд <адрес>.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>