ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-242П/2017 от 05.12.2017 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 12-242 П/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ

Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Р.Н.,

при секретаре судебного заседания МЕЛИОРАНСКОЙ А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГОЛОВАНОВА Ильи Владимировича на постановление заместителя главного государственного инспектора Воскресенского, Луховицкого, Коломенского районов и городского округа Коломна Московской области по использованию и охране земель Ломакиной Е.М. за от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальным отделом Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому, Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в отношении Голованова И.В., являющегося директора муниципального казенного учреждения «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района», составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Воскресенского, Луховицкого, Коломенского районов и городского округа Коломна Московской области по использованию и охране земель Ломакиной Е.М. вынесено постановление о привлечении Голованова И.В. к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за использование земельного участка, площадью 350 кв. метров, на котором расположены места захоронения кладбища «Сельцо-Петровское», не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Голованов И.В. обжалует его; в жалобе ссылается на то, что должностным лицом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела; считает, что отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что Администрация Коломенского муниципального района предоставила земельный участок, занимаемый существующим кладбищем, МКУ «СПС Коломенского района» в бессрочное пользование; следовательно, расширение кладбища также не противоречит волеизъявлению Администрации как уполномоченного лица по распоряжению землями государственной неразграниченной собственности. Просит суд постановление о назначении административного наказания отменить

Представитель Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Ломакина Е.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия ДД.ММ.ГГГГ, не согласилась с жалобой; в обоснование возражений пояснила, что в соответствии со ст. 8 ФЗ «О захоронениях» организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления. В полномочия специализированной службы входит только оказание услуг по погребение. Событие вменяемого административного правонарушения установлено актом административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ года . В ходе административного обследования было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположено кладбище «<данные изъяты>»; южная часть захоронений кладбища расположена на землях неразграниченной госсобственности, захоронения выходят за границы земельного участка, отведенного для кладбища. Площадь незаконно занятого участка под захоронения составляет 350 кв. метров; на данном участке имеются захоронения с датами погребения в период ДД.ММ.ГГГГ годов, что подтверждается фотографиями части захоронений на земле, не входящей в границы участка, отведенного для кладбища. На основании положения «Об организации похоронного дела в Коломенском районе» , полномочия по захоронению были переданы в МКУ «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района». Разрешения на захоронения и регистрация захоронений осуществляется должностным лицом МКУ «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района». – Головановым И.В. по заявлениям граждан. После проведения инвентаризации мест захоронений кладбища было выявлено, что проведены захоронения за границами землеотвода под кладбище. Голованов И.В. знал о наличии захоронений за пределами границ кладбища, был обязан обеспечить использование территорий земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства. При обстоятельствах, свидетельствующих о переполнении кладбища, решения о закрытии кладбища не принималось. Документы по инвентаризации не были предоставлены. Ею (Ломакиной Е.М.) был предоставлен длительный срок для сбора документов, однако документы не были предоставлены Головановым И.В.. Полагает, что жалоба на постановление от ДД.ММ.ГГГГ года необоснованная; административное наказание назначено с учетом обстоятельств дела, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Просит суд в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в ходе административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, было выявлено, что на земельном участке расположено кладбище «<данные изъяты>»; места захоронений кладбища (южная часть захоронений) расположена на землях не разграниченной государственной собственности, выходят за границы указанного земельного участка, что образует, по сведениям ЕГРН, незаконно занятый земельный участок площадью 350 кв. метров.

При проведении административного обследования выявлено, что при входе на кладбище, в соответствии с п. 20 постановления Правительства Московской области «Об утверждении порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ, установлена вывеска с указанием наименования кладбища (кладбище «<данные изъяты>»), управляющего органа «Муниципальное казенное учреждение «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района» Московской области), адресов и телефонов управляющих и контролирующих органов, правил захоронения и посещения кладбища, режима работы.

По результатам проведенной проверки, постановлением Межмуниципального отдела Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому, Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ директор муниципального казенного учреждения «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района» Голованов И.В. привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии с п.п. 17 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, вопрос о содержании на территории муниципального района межпоселковых мест захоронения, организация ритуальных услуг.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года №8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагаются обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органом местного самоуправления.

Земельные участки, на которых расположены кладбища, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п.п. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8-ФЗ Администрацией Коломенского муниципального района, создана специализированная служба по вопросам похоронного дела - Муниципальное казенное учреждение «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района», ИНН: 5022050780, ОГРН: 1165022050940, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, наименование регистрирующего органа: ФИО8; адрес (место нахождения) иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности: <адрес>, которому, в соответствии с действующим законодательством, передан в пользование на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, общая площадь 11726 кв. метров.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 года №115/2007-03 учет всех кладбищ, расположенных на территории муниципального образования Московской области, ведет уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в установленном им порядке.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 года №115/2007-ОЗ уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела ведет учет всех захоронений, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, а также производит их инвентаризацию не реже одного раза в три года.

В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 11 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 года №115/2007-ОЗ не допускается устройство захоронений с нарушением установленной планировки кладбища, в том числе между местами захоронений, на обочинах дорог и в границах санитарно-защитной зоны.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 18 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 года №115/2007-03 каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, находящегося в ведении органа местного самоуправления, регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в книге регистрации захоронений. Запись о регистрации захоронения вносится в удостоверение о захоронении.

В соответствии с п. 38 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 года № 1178/52, не допускается предоставлять места для захоронений на общественных кладбищах, земельные участки которых не оформлены в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с постановлением Администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, положением об организации похоронного дела в Коломенском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, частично функции уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на территории Коломенского муниципального района возложены на МКУ «СПС Коломенского муниципального района».

В соответствии п. 4 ст. 3 положения об организации похоронного дела в Коломенском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, МКУ «СПС Коломенского муниципального района», наделена, в том числе следующими полномочиями:

- ведение учета всех кладбищ, расположенных на территории Коломенского муниципального района;

- организация мероприятий, обеспечивающих проведение не реже одного раза в три года инвентаризации захоронений на муниципальных кладбищах;

- ведение учета всех захоронении, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении администрации Коломенского муниципального района, регистрация захоронений;

- выдача удостоверений о захоронении;

- регистрация ранее неизвестных мест захоронений, а в необходимых случаях организация перезахоронения останков.

Выше указанные полномочия, также закреплены в п. 2.3 устава МКУ «СПС Коломенского муниципального района», утвержденного постановлением администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно уставу МКУ «СПС Коломенского муниципального района», данная организация:

- осуществляет подготовку предложений по приостановлению или прекращению деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований, а также по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека (п. ДД.ММ.ГГГГ Устава);

- разрабатывает предложения по строительству новых, расширению, закрытию или переносу действующих кладбищ (п. ДД.ММ.ГГГГ Устава);

В соответствии с п. 5.1 устава управление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом, осуществляется директором на принципе единоначалия.

В соответствии с п. 5.7 Устава, директор учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с объяснениями заместителя руководителя администрации Коломенского муниципального района Московской области ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления государственного земельного надзора за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в ДД.ММ.ГГГГ году проведена инвентаризация выше указанного кладбища, также с ДД.ММ.ГГГГ разрешения на захоронения выдает МКУ «СПС Коломенского муниципального района».

В соответствии с заявлением должностного лица директора МКУ «СПС Коломенского муниципального района» Голованова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ разрешения на захоронения и регистрация захоронений осуществляется по заявлениям граждан; после проведения инвентаризации мест захоронений кладбища было выявлено, что произведены захоронения за пределами границ кладбища.

На основании изложенного довод жалобы о том, что отсутствует событие административного правонарушения, установленного ст. 7.1 КоАП РФ, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным должностным лицом, составившим протокол и вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, а также, не опровергнутым в настоящем судебном заседании

Голованов И.В., являясь должностным лицом, знал о наличии захоронений за пределами кладбища, на землях не разграниченной государственной собственности. Данное обстоятельство заявителем в судебном заседании не оспаривалось. При этом, как должностное лицо в качестве директора МКУ «СПС Коломенского муниципального района» Голованов И.В. в течении длительного времени не предпринял все зависящие от него меры по контролю за недопущением самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Согласно ст. 25 Земельного Кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III (Собственность на землю) и IV (Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками) Земельного Кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, самовольно занятый земельный участок площадью 350 кв. метров находится на землях не разграниченной государственной собственности, не сформирован, не прошел государственный кадастровый учет, не оформлен в муниципальную собственность не передан МКУ «СПС Коломенского муниципального района» в пользование, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ходе административного обследования ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. по адресу: <адрес> (место совершения административного правонарушения), было установлено, что, самовольно заняв территорию земельного участка площадью 350 кв. метров, находящегося на землях не разграниченной госсобственности, в отсутствие предусмотренным законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, должностное лицо Голованов И.В. совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрен ст. 7.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ административным правонарушением признается самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, поскольку судом установлено, что заявитель как должностное лицо не предпринимал мер по предотвращению захоронений на земельном участке площадью 350 кв. метров, находящихся на землях не разграниченной государственной собственности, суд приходит к выводу, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, а также, что оснований для удовлетворения жалобы Голованова И.В. на постановление Межмуниципального отдела Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. Событие вменяемого административного правонарушения имеет место, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Суд не усматривает нарушения норм законодательства при привлечении Голованова И.В. к административной ответственности. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, сведений о правонарушителе, степени его вины, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Должностным лицом в виде административного наказания назначен штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 7.1 КоАП РФ, в размере 20000 рублей для должностных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление по делу об административном правонарушении Межмуниципального отдела Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в отношении Голованова Ильи Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 7.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Голованова Ильи Владимировича без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение десяти дней.

Судья Л.Н. Бессуднова