ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-246/2021 от 15.04.2021 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

<адрес> 15 апреля 2021 года

Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Токарева А.А.,

с участием представителя ООО «ДЖКХ»Даниловой М.И.,

без участия представителя Государственной жилищной инспекции Самарской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «ДЖКХ» - ФИО1 на постановление № ТКмс-93097 ГЖИ Самарской области о назначении административного наказания от 16.02.2021 года о привлечении юридического лица - ООО «ДЖКХ»к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственной жилищной инспекции Самарской области о назначении административного наказания № ТКмс-93097 от 16.02.2021 года, юридическое лицо - ООО «ДЖКХ»привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 125 000 рублей.

Согласно данному постановлению 20.01.2021 года в 09 часов 45 минут и 21.01.2021 года в 14 часов 45 минут специалистом государственной жилищной инспекции Самарской области обнаружено ненадлежащее содержание многоквартирного дома в зимний период по адресу <адрес>, а именно: наличие наледи и снега на проезжей части с Северной и Западной стороны жилого дома, чем нарушен п.24 ч.III «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года №290; п.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России 27.09.2003 года №170, с целью фиксации непосредственного обнаружения составлен акт от 20.01.2021 года и 21.01.2021 года с приложением фотоматериалов, вследствие чего, в соответствии с требованиями ст.28.2, ст.28.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «ДЖКХ» составлен протокол об административном правонарушении № ТЦр-93097 от 28.01.2021 года, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

ПредставительООО «ДЖКХ» - Данилова М.И.обжаловала указанное постановление, указав, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, поскольку результаты проверки, оформленные актами от 20.01.2021 года и 21.01.2021 года проведены с грубыми нарушениями и не могут являться доказательством нарушения ООО «ДЖКХ» действующего законодательства РФ. Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, законодатель закрепил статью 20 - «Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона». Так пунктом 1 статьей 20 ФЗ, регламентировано, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, действующего законодательства РФ. Согласно п. 2 ст. 20 ФЗ, к грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе предусмотренных ч. 16 ст. 10 ФЗ, а именно уведомление юридического лица, о проведении проверки, менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. В адрес ООО «ДЖКХ» уведомление о проведении проверки, не поступало. Акты составлены единолично инспектором, без участия представителей ООО «ДЖКХ», что приводит к нарушению прав и законных интересов ООО «ДЖКХ», как юридического лица, при проведении проверки. Следовательно, проверка проведена с грубыми нарушениями, поскольку ООО «ДЖКХ», о проведении проверки не уведомлено. В этой связи, результаты проверки, оформленные Актами от 20.01.2021 и от 21.01.2021., не могут являться доказательством нарушения законодательства.

В судебном заседании представитель ООО «ДЖКХ» - Данилова М.И. жалобу поддержала в полном объеме.

Представитель государственной жилищной инспекции Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен.

Согласно отзыву ГЖИ, поступившему в суд в ходе проведения мониторинга качества оказания услуг по содержанию многоквартирных домов в зимний период специалистом государственной жилищной инспекции, уполномоченной в силу Приказа ГЖИ Самарской области от 20.04.2020 №6/20п, на составление протокола об административном правонарушении, выявлено нарушение законодательства в сфере лицензирования, а именно: ООО ДЖКХ осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом №21 по ул.Матросова в г.Тольятти с нарушением п.24 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию придомовой территории многоквартирного дома в зимний период времени (выявлено наличие наледи и снега на проезжей части с северной и западной стороны дома. По данному факту в отношении ООО ДЖКХ в присутствии представителя правонарушителя Подоляко С.А., действующего на основании доверенности от 16.02.2021, был составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2021 №ТКмс-93097 по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Проверкой установлено, что ООО ДЖКХ осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом жилого дома № 21 по ул.Матросова г.Тольятти на основании лицензии от 16.04.2015 N 63000019 и, следовательно, несет ответственность перед собственниками помещений за содержание вышеуказанного дома и придомовой территории. Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ послужил факт непосредственного обнаружения правонарушения. Настоящее мероприятие не было направлено в отношении конкретного юридического лица. Таким образом, проверка проведена и оформлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

ГЖИ просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Суд, учитывая мнение заявителя, не возражавшего против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя ГЖИ, определил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «ДЖКХ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Часть 1 ст.1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Исходя из ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 №1100 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» установлены дополнительные лицензионные требования, к которым отнесены:

-соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ;

-исполнение обязанностей по договору управления МКД, определенных ч.2 ст.162 ЖК РФ.

В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома регламентируются п.11 Правил №491.

В соответствии с п.11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила № 491), установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

- осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подп. «а»);

- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подп. «з»).

П. 11.1 Правил № 491 предусмотрено, что Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

Обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда закреплены в постановлении Госстроя РФ «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» №170 от 27.09.2003 года. Нарушение указанных правил, свидетельствует о ненадлежащем техническом обслуживании многоквартирного дома.

В соответствии с ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектами правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован ЖК РФ.

Субъектами административного правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, в том числе, установленных Правительством РФ.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что 20.01.2021 года в 09 часов 45 минут и 21.01.2021 года в 14 часов 45 минут специалистом государственной жилищной инспекции Самарской области обнаружено ненадлежащее содержание многоквартирного дома в зимний период по адресу г.Тольятти, ул.Матросова, д.21, а именно: наличие наледи и снега на проезжей части с Северной и Западной стороны жилого дома, чем нарушен п.24 ч.III «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года №290; п.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России 27.09.2003 года №170, с целью фиксации непосредственного обнаружения составлен акт от 20.01.2021 года и 21.01.2021 года с приложением фотоматериалов, вследствие чего, в соответствии с требованиями ст.28.2, ст.28.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «ДЖКХ» составлен протокол об административном правонарушении № ТЦр-93097 от 28.01.2021 года, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Выявленные нарушения в соответствии с п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, послужили поводом для составления протокола об административном правонарушении №111-р/2 от 06.03.2020 года.

Наличие в действиях ООО «ДЖКХ»рассматриваемого правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № ТКмс-93097 от 28.01.2021 года, уведомлением - вызовом от 22.01.2021 года, актом осмотра придомовой территории от 20.01.2021 года, фототаблицей, актом осмотра придомовой территории от 21.01.2021 года, фототаблицей, актом от 22.01.2021 года, фототаблицей.

Таким образом, государственная жилищная инспекция Самарской области правильно пришла к выводу о том, что в действиях ООО «ДЖКХ»содержится состав административного правонарушения и они верно квалифицированы по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении государственная жилищная инспекция Самарской области в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ было всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства данного дела.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения должностного лица, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

В связи с изложенным, действия юридического лица ООО «ДЖКХ» правильно квалифицированы по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Постановление о привлечении юридического лица ООО «ДЖКХ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ назначено юридическому лицу ООО «ДЖКХ» с применением ч.2 ст.4.1 КоАП РФ, менее минимального размера административного штрафа. При таких обстоятельствах, постановление № ТКмс-93097 ГЖИ Самарской области о назначении административного наказания ООО «ДЖКХ» от 16.02.2021 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены, суд не находит.

Доводы заявителя, что проверка проведена с грубыми нарушениями, являются не состоятельными, по следующим основаниям.

Мероприятие проведенное государственной жилищной инспекцией не было направлено в отношении конкретного юридического лица.

Так, непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Примечанием к ст. 28.1 к КоАП РФ установлено, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

Вместе с тем то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что ГЖИ Самарской области в рамках выполнения полномочий осуществлялся мониторинг по соблюдению правил содержания придомовой территории МКД. В ходе данного мониторинга не требовалось и не осуществлялось взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на заявителя не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В свою очередь, пункт 4.2 статьи 20 Жилищного Кодекса РФ содержит основания проведения внеплановых проверок, при которых согласование с органами прокуратуры и предварительное уведомление проверяемой организации о проведении внеплановой проверки не требуется.

Таким образом, проверка проведена и оформлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № ТКмс-93097 ГЖИ Самарской области о назначении административного наказания от 16.02.2021 года в отношении юридического лица ООО «ДЖКХ», предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя ООО «ДЖКХ» ФИО1 - без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии путем подачи жалобы через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Судья А.А. Токарева