ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-255/19 от 31.01.2019 Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 12-255/19

74RS0031-01-2019-004095-83

Р Е Ш Е Н И Е

28 октября 2019 года г. Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Кульпина Е.В.,

при секретаре Алтуховой А.В.,

с участием защитника – Завалищиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Щербатова Владимира Александровича на постановление о назначении административного наказания № <данные изъяты> от 30 августа 2019 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом - экспертом государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области Терентьевой К.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

23 августа 2019 года в отношении Щербатова Владимира Александровича старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране природы Челябинской области, начальником отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области Машкиным А.В. составлен протокол № <данные изъяты> об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания № <данные изъяты> от 30 августа 2019 года, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом - экспертом государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области Терентьевой К.О., должностное лицо – мастер участка (водоотлива) ИДК горно-обогатительного производства ПАО «ММК» Щербатов Владимир Александрович, <дата обезличена> года рождения, уроженец <данные изъяты>, гражданин РФ, зарегистрированный по адресу: <адрес обезличен>, признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в районный суд Щербатов В.А., просит постановление о назначении административного наказания № <данные изъяты> от 30 августа 2019 года отменить, производство по делу прекратить.

Указывает, что ему в вину вменяется тот факт, что он в силу своих должностных обязанностей, допустил сброс в период с августа 2018 года по июль 2019 года недостаточно очищенных сточных вод посредством выпуска № 4 в р. Урал, с содержанием загрязняющих веществ, превышающем нормативы качества, установленные по указанным выпускам соответствующими Решениями о предоставлении водного объекта в пользование. Считает, что выводы административного органа, изложенные в обжалуемом постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Обосновывая свою позицию, заявитель указывает доводы аналогичные доводам, приводимым им при рассмотрении дела об административном правонарушении, а именно:

Выпуск № 4 ПАО «ММК» представляет собой сброс карьерных вод Известнякового карьера, в рамках текущей деятельности, в реку Урал. Карьерный водоотлив осуществляется круглосуточно.

На выпуск № 4 имеются разрешительные документы: Решение о предоставлении реки Урал для сброса карьерных вод Известнякового карьера, Разрешение на сброс загрязняющих веществ в реку Урал.

В период 2015-2018 гг. ГОП проводил НИОКР по теме «Разработка перспективных вариантов использования сточных вод Известнякового и Доломитового карьеров. Выводы, рекомендации.». Из анализа полученных данных по УКИЗВ и ПАН качества реки Урал следует, что качественная характеристика воды Агаповского карьерного водоотлива не оказывает негативное воздействие и не ухудшает состояние реки Урал по отношению к фоновому створу, расположенному в нижнем бьефе Магнитогорского водохранилища. Также не обнаружено истощения реки Урал и после впадения в нее реки Сухая речка.

Доказательством отсутствия вреда и улучшения качества реки Урал после поступления карьерных сточных вод является дальнейшее снижение УКИЗВ до 3,79 в следующем контрольном створе, расположенном в 0,6 км ниже с. Богдановское.

Таким образом, показано, что по экологическим показателям хозяйственная деятельность горно-обогатительного производства ПАО «ММК» не ухудшает состояния реки Урал по отношению к фоновому створу, расположенному в нижнем бьефе Магнитогорского водохранилища.

С целью выполнения предписания № 273-вк, об исключении сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на выпуске № 4 ПАО «ММК» в водный объект (р. Урал), было выполнено мероприятие, направленное на снижение объемов сброса в реку Урал. В сентябре 2018 года было подано заявление для получения решения и разрешения о предоставлении реки Сухая речка в пользование, для сброса карьерных вод Известнякового карьера во вновь образованный выпуск № 9. На данный момент решение и разрешение на сброс карьерных вод в реки Урал и Сухая речка получены, с допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в пределах нормативов. Таким образом, объем сброса карьерных вод Известнякового карьера в реку Урал, по выпуску № 4, сократился до 16,1 млн. м3/год.

В феврале 2018 года ГОП выдал поручение на АО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГИПРОМЕЗ» на выполнение ПКД (основные технические решения) «Направление карьерных вод Агаповского известнякового карьера на производственные нужды ГОП», с проработкой двух вариантов и предварительным сводно-сметным расчетом:

Перекачка карьерных вод на промышленную площадку ГОП (на технологию), доочистка по сульфатам и по жесткости, с дальнейшим сбросом в Северную нагорную канаву, для использования вод в производственных циклах комбината.

Подобрать технологию очистки карьерных вод на борту карьера, с целью исключения сброса загрязняющих веществ в реку Урал.

В настоящее время проводится процедура выбора поставщика услуг НИОКР на тему: «Комплексные предпроектные исследования Агаповского известнякового карьера, реки Урал, акватории песчаных разработок и территории между рекой Урал и Агаповским карьером, с целью изучения характера водопроводящих путей, исключения карьерных водопритоков или снижения карьерного водоотлива и массы сбросов загрязняющих веществ в реку Урал до требований водоохранного законодательства с учетом перспективного развития карьера в Западном направлении до отметки 305 м. Выводы, методы, рекомендации.».

Для полного исключения сброса загрязняющих веществ на выпуске № 4 ПАО «ММК» в реку Урал, на основании выполнения АО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГИПРОМЕЗ» основных технологических решений по карьерным водам Известнякового карьера (два варианта), будет принято решение о выборе и реализации мероприятий, и на основании решения будет разработана проектно-сметная документация.

В настоящее время в ходе проектирования работ по объекту «Система передачи карьерных вод Известнякового карьера на нужду ГОП»: определена смета предпроектных работ по сметной документации 5,7 млн. рублей, смета проверена, утверждена и направлена в АО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГИПРОМЕЗ».

По результатам производственного контроля, сократились концентрации по: кальцию, магнию, сульфатам, а по железу, нефтепродуктам и нитратам полностью исключены превышения.

Таким образом, ПАО «ММК» осуществляет все необходимые действия по исключению сброса загрязняющих веществ на выпуске № 4 ПАО «ММК» в реку Урал.

Указал, что в силу своей должностной инструкции он является лицом, ответственным за организацию и безаварийную работу механического оборудования участка на основе качественного, полного и своевременного выполнения графиков ремонтов и технического обслуживания, контроль, за качеством сбрасываемой воды по выпуску № 4 не входит в его должностные обязанности.

Кроме того, контролирующий орган в качестве доказательства данного нарушения ссылается на результаты внутреннего производственного экологического контроля сточных вод, проведенного Обществом в указанный период. Результаты лабораторного контроля лаборатории филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Челябинской области имеются только в отношении проб, взятых 03, 08 и 10 июля 2019 года. Однако федеральное законодательство не предусматривает возможность использования в ходе осуществления государственного экологического надзора в качестве доказательств результаты исследований (испытаний, измерений) объектов окружающей среды, которые производились третьими лицами вне процедуры государственного экологического надзора, не органом государственного надзора.

Таким образом, заявитель полагает, что им в рамках своих должностных обязанностей требования природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности Общества соблюдаются, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ (л.д. 2-3, том 1).

Щербатов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении производства по делу от Щербатова В.А. в суд не поступало.

Согласно ч. 2 ст. 25.1, ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Щербатова В.А., поскольку его неявка не препятствует всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств дела.

В судебном заседании защитник Щербатова В.А. – Завалищина Е.А., действующая на основании доверенности № 74АА4556675 от 17.10.2019 года (л.д. 14, том 2) позицию Щербатова В.А. изложенную в жалобе, поддержала в полном объеме, просила жалобу своего доверителя удовлетворить, постановление об административном правонарушении отменить, производство по делу в отношении Щербатова В.А. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Управления Росприроднадзора по Челябинской области о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области, поскольку его неявка не препятствует всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств дела.

Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы законность и обоснованность вынесенного постановления проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Постановление по делу является обоснованным, если имеющие значение для дела факты подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами, а также когда оно содержит исчерпывающие выводы субъекта административной юрисдикции, вытекающие из установленных фактов.

Законность постановления по делу означает соответствие формы и содержания постановления требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным. Это означает, что в постановлении по делу об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом должны быть указаны не только обстоятельства, прямо перечисленные в ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и должны быть приведены доказательства, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ), должна быть дана оценка этих доказательств по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ, для чего в постановлении должно быть отражено существо (содержание) каждого из доказательств.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.

Согласно ст. 37 Водного кодекса РФ сброс сточных, в том числе дренажных, вод является одной из форм водопользования.

В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ч.4 ст.56 Водного кодекса РФ, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1. ст. 8.14 КоАП РФ, выступают общественные отношения в области водопользования.

Водный кодекс РФ устанавливает целевое использование водных объектов: в первую очередь для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; а затем уже для промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства (орошение), гидроэнергетики и других целей. Действующим водным законодательством и подзаконными нормативными актами определены объемы забираемых и сбрасываемых вод, сроки и другие условия, публичные и частные водные сервитуты, условия общего водопользования.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в совершении при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты действий, нарушающих установленные правила водопользования, направленных на несоблюдение установленных законодательством условий при заборе (изъятии) воды из водных объектов и при сбросе сточных вод.

Противоправное бездействие, характеризующее объективную сторону рассматриваемого состава, заключается в: несоблюдении установленного порядка учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод; не проведении систематических наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами; не предоставлении такого рода информации специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда; не установке контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования по определению количественных и качественных характеристик сточных вод, несоблюдении установленных сроков ее государственной аттестации, нарушении ее состояния.

Состав административного правонарушения имеет формальный характер, в связи с чем ответственность за его совершение наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.

Как следует из материалов дела в период с 01 июля 2019 года по 26 июля 2019 года на основании распоряжения № 146 от 20.06.2019 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица, распоряжения № 165 от 11.07.2019 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Челябинской области была проведена плановая, выездная проверка юридического лица ПАО «ММК» ОГРН 1027402166835, ИНН/КПП 7414003633/745501001, юридический адрес: 455000, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Кирова, 93 с целью контроля соблюдения Обществом природоохранного законодательства.

Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки № 146/165 от 26 июля 2019 года.

Как следует из Акта № 146/165 от 26 июля 2019 года в ходе проверки ПАО «ММК» установлено, что Общество допускает нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект на Агаповской площадке комбината (зарегистрирована в системе ПТО УОНВОС за № 75-0174-001731-П, соответственно), а именно:

В период с июля 2016 года по июль 2019 года, осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод посредством выпуска № 4 в реку Урал, с содержанием загрязняющих веществ, превышающим нормативы качества сбрасываемых сточных вод, установленные Решениями о предоставлении водного объекта (река Урал) в пользование от 27.03.2019 № 74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2019-04366/00, от 30.12.2014 №74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2014-00818/00, Разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду от 03.03.2015 № 175, от 15.05.2019 № 395, что является нарушением ч.4 ст. 35, чч.4,6 ст. 56 Водного кодекса РФ.

ПАО «ММК» осуществляет сброс сточных вод в реку Урал по одному выпуску:

Выпуск № 4: воды, образующиеся в результате разработки известнякового карьера, откачиваются из двух зумпфов, находящихся на нижнем горизонте карьера, и по напорным трубопроводам диаметром 325 мм и 480 мм подаются на поверхность в водосборные бочки, затем самотеком по трубопроводам диаметром 750 мм и 1200 мм сбрасываются в реку Урал.

Пользование ПАО «ММК» водным объектом – рекой Урал для сброса сточных вод осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта (река Урал) в пользование от 27.03.2019 № 74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2019-04366/00. Период действия с 17.06.2019 года по 30.06.2022 года. Ранее на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 30.12.2014 №74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2014-00818/00. Период пользования с 30.12.2014 года по 16.06.2019 года.

Выпуск № 4 расположен: Агаповский муниципальный район;

Географические координаты: 53°18&apos;45,4" с.ш. 59°06&apos;09,7" в.д.

На период водопользования с июля 2016 года по июль 2019 года имеются Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты) от 03.03.2015 № 175, от 15.05.2019 № 395, действующий, утвержденный Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

Контроль за качеством сбрасываемых сточных вод ПАО «ММК» осуществляет лаборатория аналитического контроля воды ПАО «ММК», согласно утвержденным план-графикам производственного экологического контроля природных и сточных вод за 2016, 2017, 2018, 2019 годы, согласованных ОВР по Челябинской области Нижне-Обского БВУ. Лаборатория имеет аттестат аккредитации № РОСС.RU.001.512270 от 06.07.2017 года, выданный бессрочно.

Результаты производственного экологического контроля оформляются в виде протоколов исследования качества проб воды, затем регистрируются в журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, в соответствии с формой 2.2 приказа МПР РФ «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» от 08.06.2009 года № 205.

В соответствии с п. 2.3.10 Решения о предоставлении водного объекта (р. Урал) в пользование от 30.12.2014 №74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2014-00818/00, максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах ПАО «ММК» не должно превышать установленных Решением нормативов, что является одним из требований к охране водных объектов и подлежит обязательному выполнению.

В соответствии с Разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты) от 03.03.2015 № 175, от 15.05.2019 № 395, ПАО «ММК» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод по выпуску № 4 поименных и пронормированных количественно в приложении к Разрешению.

В ходе проверки ПАО «ММК» представлены:

копии протоколов исследования качества проб воды за период август 2018 – июль 2019;

копии отчета по форме 2-ТП (водхоз) за 2018 год;

копии журналов водоотведения по выпуску № 4 в реку Урал за период август 2018 – июль 2019.

При выездной проверке ПАО «ММК» специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области 03,08,10 июля 2019 года осуществлен отбор проб сточных вод на выпуске № 4 ПАО «ММК» в реку Урал. Составлены протоколы отбора проб. Также произведен отбор природной воды реки Урал и проб воды ниже выпуска № 4 ПАО «ММК».

Согласно данным результатов лабораторного контроля лаборатории филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Челябинской области: сточные воды выпуска № 4 ПАО «ММК» сбрасываются в поверхностный водный объект реку Урал с превышением установленных нормативов допустимых сбросов.

Согласно представленным данным, концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых ПАО «ММК» в водный объект реку Сухая речка превышают допустимые значения установленные Решениями о предоставлении водного объекта (река Урал) в пользование от 27.03.2019 № 74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2019-04366/00, от 30.12.2014 №74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2014-00818/00, Разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду от 03.03.2015 № 175, от 15.05.2019 № 395 (л.д. 56-90, том 1).

В связи с выявленными нарушениями 23 августа 2019 года в отношении должностного лица - мастера участка (водоотлива) ИДК горно-обогатительного производства ПАО «ММК» Щербатова В.А. составлен протокол № <данные изъяты> об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 30-35, том 1).

Постановлением о назначении административного наказания № <данные изъяты> от 30 августа 2019 года, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом - экспертом государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области, Щербатов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось то, что Щербатов В.А., являясь мастером участка (водоотлива) ИДК горно-обогатительного производства ПАО «ММК», на Агаповской площадке комбината (зарегистрирована в системе ПТО УОНВОС за № 75-0174-001731-П, соответственно), в период с августа 2018 года по июль 2019 года, допустил сброс недостаточно очищенных сточных вод посредством выпуска № 4 в реку Урал, с содержанием загрязняющих веществ, превышающим нормативы качества сбрасываемых сточных вод, установленные Решениями о предоставлении водного объекта (река Урал) в пользование от 27.03.2019 № 74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2019-04366/00, от 30.12.2014 №74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2014-00818/00, Разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду от 03.03.2015 № 175, от 15.05.2019 № 395, что является нарушением ч. 4 ст. 35, чч. 4, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ (л.д. 43-49, том 1).

Щербатов В.А. о дате и времени составления протокола, рассмотрении дела об административном правонарушении был уведомлен, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось заявителем, при составлении протокола и вынесении постановления Щербатов В.А. не присутствовал, представил объяснения по делу.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании приказом (распоряжение) № <данные изъяты> от <дата обезличена> года Щербатов В.А. переведен на должность мастера участка (водоотлива) ИДК горно-обогатительного производства ПАО «ММК» с 28.07.2014 года (л.д. 52, том 1).

Согласно п.1.2.3 должностной инструкции ДИ ММК-002-89 от 02.02.2015 года, к основным задачам мастера участка (водоотлива) ИДК горно-обогатительного производства ПАО «ММК» относится, в том числе обеспечение результативного и эффективного функционирования системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы управления промышленной безопасностью и охраной труда на участке.

В обязанности мастера участка (водоотлива) ИДК горно-обогатительного производства ПАО «ММК» входит: участие в разработке новых и совершенствовании существующих технологических процессов (п. 2.6 должностной инструкции), организация правильного ухода за оборудованием водоотлива и содержанием его в работоспособном состоянии (п. 2.10 должностной инструкции), участие в разработке мероприятий по реализации целей Политики в области качества ОАО «ММК», Экологической Политики ОАО «ММК», и Политики ОАО «ММК» в области промышленной безопасности и охраны труд на участке (п. 2.28 должностной инструкции), выполнение требований нормативной документации системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы управления промышленной безопасностью и охраной труда (п.2.30 должностной инструкции) (л.д. 53-55, том 1).

Факт совершения Щербатовым В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, подтвержден совокупностью доказательств, подробно приведенных в постановлении и имеющихся в материалах дела, в том числе:

протоколом об административном правонарушении № <данные изъяты> от 23.08.2019 года (л.д. 30-35, том 1).

актом проверки №<данные изъяты> от 26.07.2019 года (л.д. 56-90, том 1);

протоколами испытаний (исследований) качества проб воды Лаборатории аналитического контроля воды ПАО «ММК» (л.д. 94-200, том 1);

протоколами результатов измерений проб воды лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области (л.д. 201-234);

протоколами биотестирования воды лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области (л.д. 235-245);

решением о предоставлении водного объекта (река Урал) в пользование от 27.03.2019 № 74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2019-04366/00 (л.д. 1-3, том 2);

решением о предоставлении водного объекта (река Урал) в пользование от30.12.2014 №74-12.01.00.003-Р-РСБХ-С-2014-00818/00 (л.д.4-6, том 2);

разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 15.05.2019 № 395 (л.д. 7, том 2);

разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 03.03.2015 № 175 (л.д. 8-10, том 2), другими материалами дела.

Для вынесения законного и обоснованного решения необходимо, чтобы совокупность имеющихся в материалах дела доказательств была достаточной для подтверждения юридически значимых обстоятельств. Нарушение указанного принципа должностным лицом не допущено. Достоверность и допустимость перечисленных выше доказательств, а также доводы Щербатова В.А. проверены, им дана надлежащая опенка по правилам, предусмотренным ст. 26.1 КоАП РФ, которую подвергать сомнению оснований не имеется. Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Щербатова В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Суд находит выводы должностного лица в этой части законными и обоснованными.

Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем также не представлено.

Обоснованность привлечения Щербатова В.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ сомнения не вызывает, поскольку совокупность доказательств свидетельствует о том, что должностным лицом Щербатовым В.А., как мастером участка (водоотлива) ИДК горно-обогатительного производства ПАО «ММК» допущены нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект - река Урал, находящийся в водопользовании ПАО «ММК».

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии Щербатовым В.А. всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Оснований полагать, что несоблюдение требований закона вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, неопределимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.

Состав данного административного правонарушения имеет формальный характер, не требует наступления вредных последствий, в связи с чем, ответственность за его совершение наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.

Какие-либо неустранимые сомнения в виновности Щербатова В.А. отсутствуют.

Иные доводы жалобы не исключают правомерность привлечения Щербатова В.А., обоснованность назначенного наказания, а также не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права.

Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица и не опровергают их.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, при составлении протокола об административном правонарушении Щербатова В.А. не присутствовал.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Оснований для признания совершенного Щербатовым В.А. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, судом не усматривается, поскольку в данном случае допущенное правонарушение посягает на экологическую безопасность, на безопасность водной среды, допущен сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект в течение длительного времени, со значительными превышениями установленных нормативов.

Административное наказание Щербатову В.А. назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и требований статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, является справедливым. При этом учтен характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области обеспечения экологического благополучия, а также то, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в нарушении установленного законом порядка и не исполнении своих обязанностей в области охраны окружающей среды.

Следует также отметить, что наказание назначено в минимальном размере. Оснований для изменения назначенного Щербатову В.А. административного наказания не имеется.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного, постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление о назначении административного наказания № <данные изъяты> от 30 августа 2019 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом - экспертом государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области Терентьевой К.О. в отношении Щербатова Владимира Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Щербатова В.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий: