ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-267/2022 от 21.09.2022 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

21 сентября 2022 года город Тула

Судья Советского районного суда города Тулы Гаврикова Л.Н.,

рассмотрев в помещении суда с участием представителя садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна ГИС» по доверенности Стародубцевой Т.А.,

административное дело № 12-267/2022 по жалобе садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна ГИС» на постановление административной комиссии муниципального образования города Тулы по Зареченскому территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна ГИС» (ИНН 7130011278, юридический адрес: <адрес>), к административной ответственности по ст. 8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области»,

установил:

постановлением административной комиссии муниципального образования города Тулы по Зареченскому территориальному № 2391 от 21 сентября 2022 года СНТ «Лесная поляна ГИС» привлечено к административной ответственности по ст. 8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, СНТ обратилось с жалобой, указав, что постановление подлежит отмене, так как административной комиссией не соблюдены установленные законом требования при составлении протокола об административном правонарушении, в том числе, об извещении о дате и времени составления протокола. Полагает, что СНТ не было извещено. При этом, имеющаяся отметка в отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором о вручении его адресату не обоснована, так как ни председатель, ни иное уполномоченное СНТ лицо, извещение не получали, о чем имеется справка почтового отделения. Иные извещения СНТ также не получало. Кроме того, указывает на имеющийся договор с ООО «ЭкологияРегион» /К от ДД.ММ.ГГГГ на сбор отходов производства и потребления IV-V класса опасности. Просит суд постановление отменить.

В судебном заседании представитель СНТ по доверенности Стародубцева Т.А. доводы жалобы поддержала по изложенным основаниям и просила жалобу удовлетворить, в случае установления вины СНТ «Лесная поляна ГИС» просила заменить наказание в виде штрафа на предупреждение, указав, что СНТ ранее к административной ответственности не привлекалось, в его действиях отсутствует вред или угроза возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. В настоящее время СНТ заключен договор с региональным оператором ООО «Хартия».

Представитель административной комиссии муниципального образования города Тула по Зареченскому территориальному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял.

Суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В силу требований ст. 8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» нарушение, утвержденных органами местного самоуправления, правил благоустройства территорий поселений (городских округов), а также не обеспечение собственниками, владельцами, арендаторами благоустройства принадлежащих (арендованных) им (ими) объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, утвержденных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если эти действия (бездействие) не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно Решению Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156 (в ред. от 26.09.2018) «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула» благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Из протокола об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в адрес управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходам, образующимися на территории муниципальных образования г. Тулы, Щекино и <адрес>ов <адрес> – ООО «Хартия» поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ-и/2021 об отсутствии у СНТ «Лесная поляна ГИС», расположенного по адресу <адрес>, заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, что является нарушением п. 8.5.6.2. «Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула».

Вина СНТ «Лесная поляна ГИС» в совершении административного правонарушения подтверждается сообщением ООО «Хартия» в адрес административной комиссии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии заключенного СНТ «Лесная поляна ГИС» с ООО «Хартия» договора на ДД.ММ.ГГГГ, а также об отсутствии заявки о заключении договора на вывоз ТКО от СНТ на момент выявления правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ.

Представленные доказательства обоснованно признаны административной комиссией допустимыми и достоверными, так как получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, при этом совокупность доказательств являлась достаточной для разрешения дела по существу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств комиссией установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Из предоставленных материалов следует, что председатель СНТ был надлежащим образом уведомлен о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении – ДД.ММ.ГГГГ, о чем СНТ было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ по его юридическому адресу: <адрес>

Поскольку представитель СНТ не явился, протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии СНТ, копия протокола в тот же день направлена в адрес СНТ также по юридическому адресу.

Представленная административной комиссией копия протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о дате и месте его составления, должности, фамилии и инициалах лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, также указаны сведения о месте, времени совершения административного правонарушения, статью Закона Тульской области «Об административных правонарушениях», на основании которой СНТ привлекается к административной ответственности.

Уведомлением административной комиссии, направленным по юридическому адресу СНТ ДД.ММ.ГГГГ, товарищество было проинформировано о дате, времени и месте заседания по рассмотрению дела о совершении СНТ административного правонарушения, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку на заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ представитель СНТЬ не явился, комиссией было вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ, о чем СНТ было уведомлено телеграммой от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ СНТ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11-2 Закона Тульской области от 09 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 8.5.4 Правил благоустройства физические и юридические лица всех форм собственности обязаны предусмотреть места для накопления ОПП.

Согласно п. 8.5.5.3 вновь зарегистрированные организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, в том числе гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, в течение месяца со дня их государственной регистрации обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу п. 8.5.6.2 Правил благоустройства территории муниципального образования г, Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31 января 2018 года № 47/1156 - отсутствие заключенных с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

С ДД.ММ.ГГГГ функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов), образующихся на территории муниципальных образований города Тулы, Щекинского и Киреевского районов Тульской области осуществляет ООО «Хартия» на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что СНТ «Лесная поляна ГИС», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность Законом Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи, с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.

При этом доводы жалобы о неизвещении СНТ о дате, времени и месте составления прокола об административном правонарушении, рассмотрении протокола и вынесении постановления об административном правонарушении, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку материалами дела подтверждено направление административной комиссией соответствующих извещений в адрес СНТ по его юридическому адресу.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 63 Постановления Пленума от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

Выявленное правонарушение является длящимся, выявлено ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Постановление о привлечении СНТ «Лесная поляна ГИС» к административной ответственности вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - некоммерческих организаций.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает наличие обязательного условия для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, безопасности государства.

Из обжалуемого постановления следует, что ранее СНТ «Лесная поляна ГИС» к административной ответственности не привлекалось, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ СНТ заключило договор с ООО «Экология Регион» на сбор отходов производства и потребления IV-V класса опасности, сведений о причинении ущерба либо угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате не заключения договора по оказанию услуг по обращению с ТКО СНТ «Лесная поляна ГИС» материалы дела не содержат, СНТ «Лесная поляна ГИС» является некоммерческой организацией, правонарушение, за совершение которого СНТ «Лесная поляна ГИС» привлечено к административной ответственности, не относится к перечню правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные требования закона не были приняты во внимание административной комиссии при принятии решения о виде наказания СНТ.

Суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, установленные в ходе его рассмотрения, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ СНТ с ООО «Хартия» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, полагает возможным заменить наказание, назначенное СНТ «Лесная поляна ГИС» в виде штрафа в размере 200000 руб. на предупреждение, признав совокупность установленных обстоятельств исключительными, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит изменению в части, назначенного СНТ «Лесная поляна ГИС» наказания.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна ГИС» удовлетворить частично.

Постановление административной комиссии муниципального образования города Тулы по Зареченскому территориальному от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна ГИС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» изменить в части вида назначенного наказания, заменив назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.

В остальной части постановление административной комиссии муниципального образования города Тулы по Зареченскому территориальному № 2391 от 21 сентября 2021 года оставить без изменений, жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна ГИС» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Советский районный суд города Тулы в течение 10 дней с момента вручения копии решения суда путем подачи жалобы в Советский районный суд г. Тулы.

Судья