ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2021 от 25.03.2021 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело № 12-26/2021

Решение

Именем Российской Федерации

25 марта 2021 г. г. Вышний Волочек

Судья Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Шустрова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ГКУ «Дирекция Территориального дорожного фонда Тверской области» Афиногентова К.С. на постановление №25-10-3/274/125-2020 о назначении административного наказания, вынесенное 30 декабря 2020 г. старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Андрюшиной Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ГКУ Тверской области «Дирекция Территориального дорожного фонда Тверской области»,

установила:

постановлением №25-10-3/274/125-2020 старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Андрюшиной Е.В. от 30 декабря 2020 г. ГКУ Тверской области «Дирекция Территориального дорожного фонда Тверской области» (далее по тексту – ГКУ «Дирекция ТДФ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В жалобе и дополнениях к ней законный представитель юридического лица ГКУ «Дирекция ТДФ» Афиногентов К.С. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что выводы должностного лица о виновности ГКУ «Дирекция ТДФ» противоречат диспозиции части 1 статьей 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела следует, что 13 октября 2020 г. уполномоченным должностным лицом Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, согласно планового (рейдового) задания в границах деревни Тимково Бологовского района Тверской области на автомобильной дороге «Бологое - Березовский рядок» на автодорожном мосту был установлен факт проведения ООО «СК ВИТ» работ. Указанные работы проводились ООО «СК ВИТ» в рамках государственного контракта от 03.02.2020 №4/2020-М на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Бологовском и Фировском районах, Вышневолоцком городском округе. Заказчиком указанных работ являлось ГКУ «Дирекция ТДФ". По мнению должностного лица указанные работы должны были проводится с применением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а ГКУ «Дирекция ТДФ" их не осуществило. Вместе с тем, считают, что материалы дела не содержат сведений о том, что ГКУ «Дирекция ТДФ" или ООО «СК ВИТ» осуществляют строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства автодорожного моста (автомобильная дорога «Бологое - Березовский рядок») или осуществляет внедрение новых технологических процессов и предполагает ведение иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания. При этом указывают, что автомобильные дороги, наряду с линиями электропередач, линиями связи, трубопроводами, железнодорожными линиями и тому подобными сооружениями отнесены к линейным объектам (п. 10.1 Градостроительного кодекс Российской Федерации). Поскольку сооружение относятся к объектам капитального строительства, такой линейный объект как автомобильная дорога также относится к объектам капитального строительства. Таким образом, административная ответственность по части 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникает только при совершении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги, а не работ по текущему содержанию искусственных сооружений в рамках государственного контракта от 03.02.2020 № 4/2020-М. Работы, выполняемые ООО «СК ВИТ» в границах деревни Тимково Болотовского района Тверской области на автомобильной дороге «Бологое - Березовский рядок» на автодорожном мосту соответствуют подпункту 3 пункта 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402, а именно, как работы по содержанию искусственных сооружений, в отношении которых принятие мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания законодательством не предусмотрено. Кроме того, должностным лицом административного органа при привлечении юридического лица - ГКУ «Дирекция ТДФ», в рамках административного дела не исследовался вопрос, какие виды работ осуществлялись в отношении искусственных сооружений (строительство, реконструкция, капитальный ремонт или содержание) в границах деревни Тимково Бологовского района Тверской области на автомобильной дороге «Бологое - Березовский рядок» на автодорожном мосту и является ли автомобильная дорога (искусственное сооружение) объектом капитального строительства. Таким образом, административная ответственность по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ возникает только при совершении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги, а не работ по текущему ремонту. Также указывают, что ГКУ «Дирекция ТДФ» не является субъектом административного правонарушения. Признавая ГКУ «Дирекция ТДФ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, должностное лицо указывает, что расходы на проведение мероприятий по сохранению водных биоресурсов не установлены государственным контрактом от 03.02.2020 №4/2020-М (в составе объемов работ по содержанию), в связи с чем, обязанность по принятию мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания возложена на ГКУ. Согласно пункту 1.1 Государственного контракта от 03.02.2020 №4/2020-М, подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Бологовском и Фировском районах, Вышневолоцком городском округе. Цена контракта включает в себя прибыль подрядчика, уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту (пункт 1.3. Контракта). Подрядчик несет полную материальную, административную и уголовную ответственность за вред, причиненный третьим лицам (личности или имуществу) вследствие выполнения (в том числе с надлежащим качеством) подрядчиком работ в соответствии с контрактом (пункт 2.3.10 контракта). В соответствии с пунктом 2.9.1 контракта подрядчик должен исполнять все Федеральные законы, законы Тверской области и другие нормативные акты и правила, контролирующие степень загрязнения окружающей среды и пожарной безопасности. Подрядчик должен принять необходимые меры для предупреждения загрязнения рек, озер, прудов и водоемов отбросами, топливом, маслами, битумным и химическими веществами, а так же другими вредными материалами. Кроме того, ведомость объемов работ по содержанию искусственных сооружений на 1 п.м. моста (путепровода) не должна содержать никаких сведений в отношении мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, поскольку последнее относится к расходам подрядчика, включенным в цену контракта), а не к работам. Перечень работ предусмотренных ведомостью объемов работ по содержанию искусственных сооружений на 1 п.м. моста (путепровода) соответствует подпункту 3 пункта 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402. Также указывают, что должностным лицом административного органа допущены нарушения процессуального характера, имеющие существенное значение. Так, в акте осмотра места происшествия от 13 октября 2020 г. и иных материалах дела отсутствуют сведения об измерении ширины прибрежной водоохраной полосы (водоохраной зоны), в связи с чем, выводы должностного лица о том, что работы осуществлены в водоохранной зоне, не имеют под собой оснований. Также в ходе административного расследования было назначено проведение расчета ущерба, возможно нанесенного водным биологическим ресурсам. Результаты запроса были оформлены экспертным заключением, однако в нарушение ч.4 ст.26.4 КоАП РФ ГКУ «Дирекция ТДФ» не было ознакомлено должностным лицом административного органа с определением о назначении экспертизы, процессуальные права ГКУ «Дирекция ТДФ» в связи с проведением экспертизы не разъяснялись. После получения экспертного заключения ГКУ «Дирекция ТДФ» не было с ним ознакомлено, в связи с чем, в нарушение ст.25 КоАП РФ было лишено возможности своевременно мотивированно заявить о несогласии с выводами эксперта, ходатайствовать о назначении этой экспертизы или представлять иные доказательства с учетом поступившего экспертного заключения. В связи с изложенным считают экспертное заключение подлежащим исключению из числа доказательств по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании защитник ГКУ «Дирекция ТДФ» Кнышев М.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме по указанным в ней основаниям, также указав, что должностным лицом неверно определено место совершения административного правонарушения, в постановлении указано озеро Кафтино, однако в фотоотчете видно обозначение – река Кемка, в рамках контракта также указано – р. Кемка. В выписке из водного реестра указано Кафтинское водохранилище, откуда вытекает река Кемка. Мост, на котором проводились работы, расположен не через озеро Кафтино, а через реку Кемка. Указанные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом, на котором видно обозначение реки Кемка, в разъяснениях государственного подрядчика ООО «СК ВИТ» о том, что работы производились на мосту через реку Кемка, а также в государственном контракте на содержание искусственных сооружений, также указано, что осуществляют содержание моста через реку Кемка. Согласно государственного водного реестра, действительно, существует Кафтинское водохранилище и из него вытекает река Кемка и с учетом того, что река вытекает, никаким образом засорить озеро Кафтино ГКУ «Дирекция ТДФ» не могла.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Андрюшина Е.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу, из которых следует, что в удовлетворении жалобы просят отказать, поскольку проведение строительных работ по расчистке сооружений опорных конусов, изготовлению деревянного настила (лесов) для проведения работ по восстановлению и реконструкции несущей конструкции, расположенной вдоль полотна проезжей части моста, протяженностью около 12 м., находящейся над акваторией водоема - озера Кафтино (водоем рыбохозяйственного значения), укрепление раствором бетонной смести несущих конструкций пролетных частей моста проведено без применения защитных устройств, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ. Указанная деятельность оказала неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, что выразилось в сокращении (перераспределении) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна озера Кафтино. Вместе с тем, ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе, за осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. ГКУ Тверской области «Дирекция ТДФ» является юридическим лицом - государственным учреждением с наделением его функциями государственного органа управления дорожным хозяйством области и заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них. Предметом Государственного контракта от 03.02.2020 №4/2020-М, заключенного между ГКУ Тверской области «Дирекция ТДФ» и ООО СК «ВИТ», является выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Бологовском и Фировском районах, Вышневолоцком городском округе. Пунктом 2.9.1 Государственного контракта предусмотрена обязанность Подрядчика исполнять все Федеральные законы, законы Тверской области и другие нормативные акты и правила, контролирующие степень загрязнения окружающей среды и пожарной безопасности, принятие необходимых мер для предупреждения загрязнения рек, озер, прудов и водоемов отбросами, топливом, маслами, битумными и химическими веществами, а также другими вредными материалами, ответственность за весь ущерб, причиненный персоналом Подрядчика в процессе выполнения работ. В соответствии с предоставленной ООО СК «ВИТ» документацией, на указанном объекте были выполнены работы по заявке Заказчика исключительно в рамках работ по содержанию объекта, обязанности по принятию мер по сохранению водных биоресурсов, компенсации вреда не содержатся в Государственном контракте, расходы на проведение указанных мероприятий не предусмотрены в составе объема работ по содержанию искусственных сооружений (Приложение №3 к Техническому заданию). При этом Подрядчиком при выполнении работ были приняты необходимые меры для предупреждения загрязнения рек отбросами и прочими веществами, все работы с использованием строительных материалов выполнялись ответственно, с необходимыми мерами безопасности, захламление территории и складирование строительных отходов и мусора не осуществлялось, вред водным биологическим ресурсам не причинен, факт гибели водных биологических ресурсов не установлен. Исходя из изложенного, следует, что лицом, ответственным за осуществление деятельности, оказавшей негативное влияние на среду обитания водных биологических ресурсов без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, является юридическое лицо – ГКУ «Дирекция ТДФ», которое при планировании указанной деятельности имело возможность для соблюдения ч.1 ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 №166-ФЗ за нарушение которой предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее соблюдению. В связи с чем, просят оставить постановление о назначении административного наказания без изменения, жалобу ГКУ «Дирекция ТДФ» - без удовлетворения. Также указала, что в материалах дела имеется выписка из государственного водного реестра, реки Кемка в водном реестре нет, это озеро Кафтино – водохранилище, озеро и водохранилище это один и тот же объект, в водном реестре значится как водохранилище. В правилах по рыболовству, Кафтино, обозначено как озеро. При вынесении постановления и указании места совершения административного правонарушения, руководствовались правилами по рыболовству. В рамках административного расследования экспертиза не назначалась, был направлен запрос, в соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ специалисту ФГБУ «Главрыбвод» по поводу оценки негативного воздействия, экспертиза по данному делу не назначалась.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Брызгалов В.В., в судебное заседание не явился, в ходе ранее проведенного судебного заседания с доводами жалобы не согласился, указав, что табличка с обозначением р. Кемка, изображенная на фототаблице, приобщенной к материалам дела, не соответствует действительности. При составлении протокола об административном правонарушении удостоверился в том, что имеется вина ГКУ «Дирекция ТДФ» в совершении административного правонарушения и считает, что именно они являются субъектом административного правонарушения. Им также были исследованы и приняты во внимание условия контракта ООО «СК ВИТ».

Заслушав защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В силу ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2). Там запрещены движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пункт 4 части 15).

Также в этих границах допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу требований ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания; деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которым определены меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления (далее Положение №380).

Согласно пункту 2 Положения №380 одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Согласно положениям статей 1 и 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность такой оценки является одним из принципов охраны окружающей среды.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 32 Закона).

Порядок проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, ее основные принципы, этапы и требования к материалам по оценке установлены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 №372 (далее - Положение №372).

Согласно пункту 2.2 Положения №372 проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу.

В соответствии с пунктом 5 Положения №380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных пунктами "в" - "з" настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 6 Положения №380 при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания.

Таким образом, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания прямо или косвенно, должно осуществляться только при наличии оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, плана мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и согласования их с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Административная ответственность, в том числе за осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов установлена частью 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13 октября 2020 г. в 09:40 часов в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий по охране водных биологических ресурсов, согласно планового (рейдового) задания №25-15-3/210 от 12.10.2020) государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Брызгаловым В.В. на озере Кафтино (водоем рыбохозяйственного значения) Бологовского района Тверской области в границах деревни Тимково Бологовского района Тверской области на автомобильной дороге Бологое-Березовский Рядок на автодорожном мосту установлен факт осуществления деятельности – проведение строительных работ по расчистке сооружений опорных конусов, изготовлению деревянного настила (лесов) для проведения работ по восстановлению и реконструкции несущей конструкции, расположенной вдоль полотна проезжей части моста, протяженностью около 12 м., находящейся над акваторией водоема, укрепление раствором бетонной смести несущих конструкций пролетных частей моста без применения защитных устройств. Факт гибели водных биологических ресурсов визуально не установлен. Указанные виды работ осуществлены без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий по охране водных биологических ресурсов составлен акт осмотра места происшествия от 13 ноября 2020 г., а также карта-схема от 13 ноября 2020 г.

В связи с выявленными нарушениями требований законодательства в сфере природопользования государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Брызгаловым В.В. вынесено определение №25-10-3/18-АР-2020 от 13 октября 2020 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Во время проведения административного расследования установлено, что в соответствии с Государственным контрактом от 03.02.2020 №4/2020-М заказчиком на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Бологовском и Фировском районах, Вышневолоцком городском округе является ГКУ «Дирекция Территориального дорожного фонда Тверской области», подрядчиком – ООО «Строительная компания «ВИТ».

В соответствии с п. 1.1 государственного контракта от 03.02.2020 №4/2020-М Подрядчик принял на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Бологовском и Фировском районах, Вышневолоцком городском округе (Приложение №1 к Техническому заданию) в соответствии с требованиями, указанными в п.1.8 настоящего контракта, требования нормативных документов (Приложение №2 к Техническому заданию), а Заказчик принимает на себя обязательства принять и оплатить работы в объемах, выполненных в соответствии с условиями контракта, обеспечить финансирование выполненных работ в размере и формах, предусмотренных настоящим Контрактом.

Согласно п.1.3 государственного контракта цена контракта включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту.

В соответствии с п. 4.1 государственного контракта основные работы по содержанию искусственных сооружений указаны в Приложении №3 к Техническому заданию.

Ведомость объемов работ по содержанию искусственных сооружений на 1 п.м. моста (путепровода) (Приложение №3 к Техническому заданию) предусматривает виды работ, относящиеся в соответствии с пп. 3 п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402, к работам по текущему содержанию искусственных сооружений.

В соответствии с п. 2.3.9 государственного контракта от 03.02.2020 №4/2020-М подрядчик несет полную материальную, административную и уголовную ответственность за вред, причиненный третьим лицам (личности или имуществу) вследствие выполнения (в том числе с надлежащим качеством) Подрядчиком работ в соответствии с Контрактом.

Из п. 2.9.1 контракта следует, что Подрядчик должен исполнять все Федеральные законы, законы Тверской области и другие нормативные акты и правила, контролирующие степень загрязнения окружающей среды и пожарной безопасности. Подрядчик должен принять необходимые меры для предупреждения загрязнения рек, озер, прудов и водоемов отбросами, топливом, маслами, битумными и химическими веществами, а также другими вредными материалами. Подрядчик несет ответственность за весь ущерб, причиненный персоналом Подрядчика в процессе выполнения работ.

Условия государственного контракта от 03.02.2020 №4/2020-М не содержат положений о возложении на подрядчика ООО СК «ВИТ» обязанности по принятию мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, расходы на проведение указанных мероприятий также не предусмотрены в составе объемов работ по содержанию искусственных сооружений (Приложение №3 к Техническому заданию).

Из заключения ведущего инженера-эколога Тверского областного отдела Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» Д.С. Пинтелеева от 12.11.2020 №25-25-3/795, следует, что строительные работы в акватории не зарегистрированы. Информация о зоне затопления (пойменной зоне) озера Кафтино на участке проведения работ отсутствует. Таким образом, зарегистрированные работы, отраженные в акте осмотра места происшествия и карте-схеме можно рассматривать, как работы в водоохраной зоне. Глава II Методики предусматривает расчет ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания при работах на участках акватории и пойменных участках, то есть участках имеющих значение для нереста, зимовки, нагула и миграций. В связи с тем, что отсутствует информация о зоне затопления (пойменной зоне) озера Кафтино на участке проведения работ, произвести расчет ущерба в соответствии с методикой исчисления вреда «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам», утвержденная Приказом Федерального агентства по рыболовству №1166 от 25.11.2011 г., не представляется возможным. Угроза причинения существенного вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, в соответствии с представленными данными, не прогнозируется. Данная деятельность не могла повлечь за собой массовую гибель рыбы и других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов. Данная деятельность повлекла сокращение (перераспределение) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна озера Кафтино, что негативно сказывается на водных биологических ресурсах и среде их обитания.

В нарушение п. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 №166-ФЗ при планировании деятельности, связанной с осуществлением строительных работ по расчистке сооружений опорных конусов, изготовлению деревянного настила (лесов) для проведения работ по восстановлению и реконструкции несущей конструкции пролетных частей моста ГКУ «Дирекция ТДФ» не приняты меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

21 декабря 2020 г. в отношении ГКУ «Дирекция ТДФ» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением №25-10-3/274/125-2020 старшего государственного инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Андрюшиной Е.В. от 30 декабря 2020 г. ГКУ Тверской области «Дирекция Территориального дорожного фонда Тверской области» (далее по тексту – ГКУ Тверской области «Дирекция ТДФ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ, и вина ГКУ Тверской области «Дирекция ТДФ» в его совершении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, которые были оценены должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: протоколом об административном правонарушении №056618 от 21 декабря 2020 г., актом осмотра места происшествия от 13 ноября 2020 г., фототаблицей, картой-схемой от 13.10.2020 к акту осмотра места происшествия, сообщением ГКУ «Дирекция ТДФ» от 20.10.2020 №02/5218, письменными объяснениями генерального директора ООО СК «ВИТ» Решетникова С.П. от 23.10.2020 №337, государственным Контрактом №4/2020-М на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Бологовском и Фировском районах, Вышневолоцком городском округе от 03 февраля 2020 г., Техническим заданием на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Бологовском и Фировском районах, Вышневолоцком городском округе (Приложение №1 к государственному Контракту №4/2020-М, Перечнем обслуживаемых искусственных сооружений (Приложение №1 к Техническому заданию), Ведомостью объемов работ по содержанию искусственных сооружений на 1 п.м. моста (путепровода) (Приложение №3 к Техническому заданию), фотоотчетом ООО СК «ВИТ» выполненных работ за период с 01.09.2020 по 30.09.2020, заключением специалиста инженера-эколога Тверского областного отдела Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» Пинтелеева Д.С. от 12 ноября 2020 г., выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГКУ Тверской области «Дирекция ТДФ».

Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами установлен факт нарушений ГКУ «Дирекция ТДФ» требований в области охраны окружающей среды и природопользования.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.

В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Судья принимает во внимание, что юридическое лицо ГКУ «Дирекция ТДФ», имея реальную возможность своевременно предпринять меры для соблюдения природоохранного законодательства по соблюдению ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части принятия мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения ГКУ «Дирекция ТДФ» природоохранного законодательства в силу чрезвычайных событий или обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не установлены.

С учетом изложенного, должностное лицо пришел к правомерному выводу о наличии в действиях юридического лица ГКУ «Дирекция ТДФ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ГКУ «Дирекция ТДФ» имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях учреждения.

Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания правильно исходило из того, что в силу ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" осуществление строительных работ по расчистке сооружений опорных конусов, изготовлению деревянного настила (лесов) для проведения работ по восстановлению и реконструкции несущей конструкции пролетных частей моста относится к иной деятельности, требующей применение мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок осуществления которых определяется Правительством Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что ГКУ «Дирекция ТДФ» не является субъектом административного правонарушения, поскольку в силу условий государственного Контракта, а также положений ст.751 ГК РФ, меры по охране окружающей среды, в том числе, по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, должны предприниматься Подрядчиком работ, а не Заказчиком, судья признает несостоятельными.

Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 751 ГК РФ при осуществлении строительства и связанных с ним работ подрядчик обязан соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ (абзац 1).

Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований (абзац 2).

Требования об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, выполнение которых возложено на подрядчика, должны быть предусмотрены в законах и иных правовых актах.

По смыслу закона абзац 2 п. 1 ст. 751 ГК РФ имеет ввиду главным образом ответственность подрядчика перед третьими лицами, то есть обязанность возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Применяя соответствующую норму в случае, когда речь идет о посягательстве на окружающую среду, следует руководствоваться Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", гл. XIV которого предусматривает основания, размер и виды ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В целях правовой охраны природных объектов, обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в целом подрядчиком при осуществлении строительства, а также ведения иной хозяйственной деятельности, должны осуществляться мероприятия по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Анализ приведенных выше норм федерального законодательства во взаимосвязи с положениями ст. 751 ГК РФ свидетельствует о том, что закон не исключает возможность возложения ответственности за нарушение требований об охране окружающей среды как на подрядчика, так и на заказчика проводимых работ.

Мероприятия, предусмотренные п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, не включены в Государственный контракт и Техническое задание на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, как обязанность подрядчика, отсутствует указание на них и в ведомости объема работ, тогда как обязательная для проведения оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания предполагает оплату ее производства.

Доказательств того, что расходы на проведение оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания заложены в цену заключенного между заказчиком и подрядчиком контракта, не представлено.

При этом судья учитывает, что со стороны подрядчика ООО «СК «ВИТ» при выполнении работ по содержанию искусственных сооружений в данном случае были приняты необходимые меры для предупреждения загрязнения рек отбросами и прочими веществами, все работы с использованием строительных материалов выполнялись с соблюдением необходимых мер безопасности, захламление территории и складирование строительных отходов и мусора не осуществлялось, вред водным биологическим ресурсам не причинен, факт гибели водных биологических ресурсов не установлен.

Довод о том, что административная ответственность по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ возникает только при совершении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги, а не работ по текущему содержанию искусственных сооружений, несостоятелен, поскольку указанной статьей установлена административная ответственность, в том числе, за осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Ссылка заявителя на сложившуюся судебную практику также несостоятельна, поскольку вопросы виновности или невиновности привлекаемых к административной ответственности лиц разрешаются судом индивидуально в каждом конкретном деле в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела.

Судья не может согласиться с доводами о допущенных должностным лицом процессуальных нарушениях в части не ознакомления ГКУ «Дирекция ТДФ» с определением о назначении экспертизы и выводами эксперта.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 26.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Данная норма наделяет должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, правом поручить совершение отдельных действий, предусмотренных Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа, и направлена на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В рамках административного расследования должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области в соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ был направлен запрос специалисту ФГБУ «Главрыбвод» о проведении расчета ущерба, возможно нанесенного водным биологическим ресурсам в результате проведения работ в прибрежной защитной полосе и над акваторией водного объекта озера Кафтино, по результатам которого ведущим инженером-экологом Тверского областного отдела Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО1 в соответствии с положениями ст.25.9 КоАП РФ составлено заключение специалиста от 13.10.2020.

При этом производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.48 КоАП РФ возбуждено 13.10.2020 только после получения заключения специалиста.

Утверждение представителя лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания неверно указано место совершения административного правонарушения: озеро Кафтино (водоем рыбохозяйственного значения) Бологовского района Тверской области в границах деревни Тимково, не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления, так как согласно выписке из государственного водного реестра, место совершения административного правонарушения обозначено, как озеро водохранилище Кафтино (исток р. Кемка).

Указанные данные также отражены в Правилах рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна и Атласе Тверской области.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностными лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области пришло к обоснованному выводу о доказанности вины ООО ГКУ «Дирекция ТДФ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.48 КоАП РФ.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ, не имеется.

Судья учитывает, что в соответствии с положениями части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание назначено ООО ГКУ «Дирекция ТДФ» с учетом характера совершенного правонарушения, наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность – совершение административного правонарушения впервые, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в размере минимального административного штрафа, установленного санкцией статьи.

Порядок и срок привлечения к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления о назначении административного наказания №25-10-3/274/125-2020 от 30 декабря 2020 г. в отношении ООО ГКУ «Дирекция ТДФ» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решила:

постановление №25-10-3/274/125-2020 о назначении административного наказания, вынесенное 30 декабря 2020 г. старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Андрюшиной Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ГКУ Тверской области «Дирекция Территориального дорожного фонда Тверской области», оставить без изменения, жалобу законного представителя ГКУ «Дирекция Территориального дорожного фонда Тверской области» Афиногентова К.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.А. Шустрова

Дело № 12-26/2021