ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-291/2017 от 28.06.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № 7-12-291/17

Р Е Ш Е Н И Е

28 июня 2017 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Дилмас» ФИО3 на постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

начальником отдела по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора Юрченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Дилмас».

Постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дилмас» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, законный представитель ООО «Дилмас» ФИО3 просит вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО «Дилмас» - ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Ростехнадзора - Киреевой А.Г., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

По смыслу примечания к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признание нарушения грубым не требует установления причинно-следственной связи между невыполнением организацией обязательных требований при эксплуатации опасного производственного объекта и причинением вреда жизни и здоровью людей. Невыполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта само по себе создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей и наступление необратимых последствий в результате невыполнения этих требований необязательно для квалификации данного нарушения в качестве грубого.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 2). Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3). К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 6). Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте (статья 9). В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание (статья 10). Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование (пункт 3 статья 11). Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ) (статья 14). Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (статья 15).

Из пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 19 указанного Федерального закона, пп. "у" п. 5, Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 эксплуатация объекта с нарушением требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, являются грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении указанного выше лицензируемого вида деятельности.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ростехнадзором на основании распоряжения руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Дилмас» с целью исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 (пункт 5 протокола совещания от ДД.ММ.ГГГГ) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Дилмас» в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности требований, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что основным видом экономической деятельности ООО «Дилмас» является оптовая торговля моторным топливом. Из письменного пояснения директора ООО «Дилмас» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Дилмас» осуществляет деятельность по производству и экспорту темных нефтепродуктов.

В собственности ООО «Дилмас» находится танкер «Турмалин» (свидетельство о праве собственности на судно МР-IV , объемы танков: мазут – 2400 тонн, дизельное топливо – 455 тонн), находящийся на рейде порта <адрес>, на борту которого осуществляется производство мазута флотский марки .

Производство мазута осуществляется согласно «Технологии производства «МАЗУТ ФЛОТСКИЙ марки » по Стандарту организации СТО «Мазут флотский . Требования и методы испытаний», утвержденному директором ООО «Дилмас» ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» ДД.ММ.ГГГГ, путем ведения технологического процесса смешения топочных мазутов 40, 100, ТКМ-8 и ТКМ-16, топлива ТСУ-180, топлива печного бытового, топлива судового маловязкого, вакуумного газойля, топлива дизельного, топлива котельного маловязкого марок ТКМ – 8 и ТКМ -16 с добавлением средних и тяжелых дистиллятов, гудрона и кубовых остатков.

Соответствие мазута флотский марки СТО подтверждается сертификатом соответствия от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Соответствие вышеуказанного мазута требованиям технического регламента Таможенного союза ТР «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» подтверждается декларацией о соответствии рег. от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании протоколов испытаний, проведенных Теплотехнической лабораторией ОАО «ДНИИМФ» (свидетельство о признании испытательной лаборатории до ДД.ММ.ГГГГ).

ООО «Дилмас» в 2016 году произведено 2140 тонн нефтепродуктов, за январь и февраль 2017 года – 750 тонн.

Сырьем для производства мазута флотский марки являются нефтепродукты, закупаемые поставщиком с нефтебаз Приморского края по договорам перевалки и хранения нефтепродуктов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Дилмас» не имеет лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. На производственном объекте - танкере «Турмалин» обращаются в технологическом процессе производства мазута опасные вещества (горючие жидкости) в количестве более 2000 тонн, производственный объект обладает критериями опасности, соответствующими I классу опасности в соответствии с Приложением 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При этом, в ходе проверки выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, в частности:

в отсутствие лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности осуществляется производства нефтепродуктов на производственном объекте (СТО «Мазут флотский Требования и методы испытаний»), утверждённый директором ООО «Дилмас» ФИО3ДД.ММ.ГГГГ. Нарушены статьи 6 и 9 Закона № 116-ФЗ; часть 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

производственный объект не зарегистрирован, как опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов. Нарушена статья 2 Закона № 116-ФЗ.

не создана и не функционирует система управления промышленной безопасностью. Нарушены статьи 9 и 11 Закона № 116-ФЗ.

не разработана и отсутствует декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, на котором используются и перерабатываются горючие жидкости в объёме более 2 тыс. тонн, в технологическом процессе. Нарушены статьи 9 и 14 Закона № 116-ФЗ.

отсутствует договор страхования для опасного производственного объекта. Нарушены статья 15 Закона № 116-ФЗ; статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

не заключён с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание и не разработан План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Нарушены статьи 9 и 10 Закона № 116-ФЗ.

не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Нарушена статья 9 Закона № 116-ФЗ.

не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Нарушена статья 11 Закона № 116-ФЗ.

Факт совершения юридическим лицом – ООО «Дилмас» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного с участием представителя ООО «Дилмас»; актом проверки ООО «Дилмас» от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Дилмас» об устранении выявленных нарушений; распоряжение руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Дилмас» с целью исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 (пункт 5 протокола совещания от ДД.ММ.ГГГГ); уведомлением ООО «Дилмас» от ДД.ММ.ГГГГ с копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Дилмас» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые получены представителем ООО «Дилмас» ФИО8ДД.ММ.ГГГГ входящий ; письменным ответом от ООО «Дилмас» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ООО «Дилмас» осуществлял ранее и осуществляет деятельность по производству и экспорту темных нефтепродуктов; паспортами качества темного топлива, с указанием изготовителя, поставляемого ООО «Дилмас»; протоколом испытаний «мазут флотский марки »; сертификатом соответствия от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; решением о выдаче сертификата соответствия от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о праве собственности на судно МР-IV – танкер «Турмалин», выданного ООО «Дилмас»; лицензией серии МР-1 от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «Дилмас» на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов; лицензией серии МР-4 от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «Дилмас» на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; письменным ответом ООО «Дилмас» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что смешение компонентов сырья при производстве мазут флотский марки происходит на танкере «Турмалин»; письменным сообщением ООО «Дилмас» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ООО «Дилмас» в 2016 году произведено 2140 тонн нефтепродуктов, в 2017 году произведено 750 тонн нефтепродуктов, объем танков танкера «Турмалин» составляет мазут – 2400 тонн, дизельное топливо – 455 тонн; Технологией производства «МАЗУТ ФЛОТСКИЙ марки » по Стандарту организации СТО «Мазут флотский Требования и методы испытаний», утвержденной директором ООО «Дилмас» ФИО3ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Дилмас», оцененными судьей в совокупности и в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, и дав им надлежащую оценку, судья обоснованно согласился с выводами административного органа о наличии в действиях ООО «Дилмас» состава инкриминируемого правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностным лицом, были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий. Деятельность опасного производственного объекта должна осуществляться в условиях максимальной гарантии безопасной эксплуатации, предупреждения аварий и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации их последствий.

Нарушение обществом указанных выше требований промышленной безопасности фактически привело к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, поскольку невыполнение указанных выше требований промышленной безопасности может привести к необратимым последствиям (возникновению техногенной катастрофы, гибели людей, утрате ими здоровья и т.д.), и именно от этих неблагоприятных последствий невыполнения требований промышленной безопасности законодатель предостерегает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, устанавливая правила, которые организация обязана выполнять.

В связи с этим не могут быть признаны обоснованными доводы жалобы об отсутствии в действиях общества события правонарушения.

Доводы жалобы о том, что танкер «Турмалин» не является опасным производственным объектом, он имеет все разрешительные документы, подтверждающие его безопасную эксплуатацию; мазут марки производится в результате смешения различных компонентов, без применения какого-либо сложного технологического процесса, без установки и применения дополнительного оборудования, в связи с чем опасных веществ нет; танкер «Турмалин» является объектом морского транспорта и его деятельность подконтрольна Ространснадзору, при этом нормативные документы в области промышленной безопасности к морским судам не применяются, и на них не распространяются, являются надуманными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В совокупности исследованных доказательств достоверно установлено, что на производственном объекте танкере «Турмалин» обращаются в технологическом процессе производства мазута опасные вещества (горючие жидкости) в количестве более 2000 тонн, в связи с чем производственный объект обладает критериями опасности, соответствующими I классу опасности в соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в связи с чем ООО «Дилмас» эксплуатируя опасный производственный объект, обязано выполнять установленные правила в области промышленной безопасности.

Довод жалобы о том, что проверка проводилась с нарушением порядка установленного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необоснован, поскольку проверка проводилась на основании распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 (пункт 5 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ). Проверка была проведена в рамках указанных задач и в соответствии с перечнем указанных мероприятий, с надлежащим уведомлением Общества, в связи с чем согласование с органами прокуратуры в данном случае не требуется.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи городского суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении судьи.

Административное наказание ООО «Дилмас» назначено в пределах санкции части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену вынесенного постановления при рассмотрении дела не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Дилмас» оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Судья А.М. Тымченко