ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-293/2015 от 20.01.2016 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-33 20 января 2016 года

г. Архангельск

просп. Никольский 46

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Соломбальского районного суда г.Архангельска ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по жалобе государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Архангельской области Р.. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Соломбальского судебного района г.Архангельска от 18 ноября 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Управленческая компания «ВодСервис»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Соломбальского судебного района г.Архангельска от 18 ноября 2015 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Управленческая компания «ВодСервис» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, государственный жилищный инспектор Государственной жилищной инспекции Архангельской области Р. обжаловал его в районный суд. В жалобе указывает, что постановление вынесено мировым судьей незаконно и необоснованно, а потому подлежит отмене. Заключив договор управления многоквартирным домом <адрес>, Общество, в силу ст. 161 ЖК РФ приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В пункте 2 Минимального перечня работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства №290 от 03.04.2013, указаны работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них, устранение выявленных неисправностей. В ходе проверки предписания от 20 августа 2015 года установлен факт неисполнения пунктов 1,2,3, а именно: не приняты меры, исключающие подтопление техподполья в 1 и 2 подъезды; ненадлежащее содержание придомовой территории (затопление); ненадлежащее содержание (подтопление) помещений, входящих в состав общего имущества (цокольного этажа в 1 подъезде).

В судебное заседание инспектор Государственной жилищной инспекции Архангельской области Р.. не явился, извещен надлежащим образом..

Законный представитель ООО «УК «ВодСервис» ф. и защитник С. с доводами жалобы не согласились, считают, что постановление мирового судьи вынесено законно и обоснованно. Пояснили, что подтопление техподполья, затопление придомовой территории, и цокольного этажа произошло по вине ООО «ПСК «Энерголайнс» из-за неисправности наружных сетей водопровода, который находится в ведомстве ООО «ПСК «Энерголайнс» (сейчас ООО «Роса»). Общество неоднократно обращалось в ООО «ПСК «Энерголайнс» с требованием принять меры по очистке канализационных колодцев и сетей. Осушить техподполье, цокольный этаж и придомовую территорию дома до устранения причин аварии на наружных сетях не представлялось возможным, так как поступление туда воды было постоянным.

Проверив материалы дела, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 17 августа 2015 года должностным лицом данной инспекции в отношении ООО «УК «ВодСервис» проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения граждан, проживающих в доме <адрес> с жалобой на ненадлежащее содержание и ремонт дома.

При проверке 20 августа 2015 года в жилом доме <адрес> установлены нарушения требований Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013, и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, а именно:

- не приняты меры, исключающие подтопление техподполья с 1 по 2 подъезды;

- ненадлежащее содержание придомовой территории (затопление);

- ненадлежащее содержание (подтопление) помещений, входящих в состав общего имущества (цокольного этажа в 1 подъезде);

- неисправность покрытия козырька входа во 2 подъезд;

- неисправность отделки фасада в районе 1 подъезда со стороны дворового фасада;

- отсутствие заполнения проема слухового окна в районе 2 подъезда со стороны дворового фасада;

- ненадлежащее содержание электрооборудования (отсутствие освещения) на лестничной площадке 2 этажа 1 подъезда, на лестничных площадках 1,2 этажа 2 подъезда.

Нарушения зафиксировано Инспекцией в акте проверки от 20 августа 2015 года .

20 августа 2015 года Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений, сроком исполнения до 05 октября 2015 года.

На основании распоряжения Инспекции от 16 октября 2015 года в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка ранее выданного предписания от 20 августа 2015 года.

Актом проверки от 20 октября 2015 года выявлен факт неисполнения пунктов 1, 2 и 3 предписания № А-02/02-12/1224 от 20 августа 2015 года.

По факту выявленного правонарушения 21 октября 2015 года государственным жилищным инспектором в отношении ООО «УК «ВодСервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор.

Мировой судья пришел к выводу об отсутствии вины Общества в инкриминируемом ему административном правонарушении, указав, что ООО «УК «ВодСервис» были предприняты все зависящие от него меры по устранению подтопления дома <адрес>, возникшего по причине утечки водопровода на наружных сетях.

Судья районного суда с таким выводам мирового судьи согласиться не может в силу следующего.

Согласно договору управления многоквартирными домами от 15 февраля 2014 года ООО «УК «ВодСервис» по поручению собственника - МО «Город Архангельск» предоставляет жильцам дома <адрес> услуги по холодному и горячему водоснабжению, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

На основании Постановления мэрии г.Архангельска от 30.01.2015 N 72 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "Город Архангельск" (в ред. от 21.09.2015) гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение в Северном территориальном округе являлось ООО «ПСК Энерголайнс», со 22.09.2015 – ООО «Роса».

Согласно акту от 12 ноября 2015 года (л.д.73) авария на наружных сетях водоснабжения была устранена 12 ноября 2015 года.

В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В ч. 1 ст. 36 ЖК РФ указано, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В силу ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и т.д.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт мест общего пользования (пункт 11 Правил N 491).

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Заключив договор управления многоквартирным домом, ООО «УК «ВодСервис» приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, технические подвалы.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.

В пункте 2 Минимального перечня указаны работы, выполняемые в зданиях с подвалами:

проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения;

проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями;

контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки ранее выданного предписания от 20 августа 2015 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции выявлен факт неисполнения пунктов 1, 2 и 3 предписания от 20 августа 2015 года, а именно:

- не приняты меры, исключающие подтопление техподполья с 1 по 2 подъезды;

- ненадлежащее содержание придомовой территории (затопление);

- ненадлежащее содержание (подтопление) помещений, входящих в состав общего имущества (цокольного этажа в 1 подъезде).

Указанные обстоятельства подтверждены протоколом об административном правонарушении от 21 октября 2015 года, актами проверки от 20 августа и 20 октября 2015 года, предписанием об устранении выявленных нарушений от 20 августа 2015 года, которые в совокупности с другими материалами дела, отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.

Не может быть принят во внимание довод ООО «УК «ВодСервис» об отсутствии вины, со ссылкой на допущенное бездействие со стороны ООО «ПСК «Энерголайнс», поскольку объективных доказательств невозможности осушить техподполье, цокольный этаж и придомовую территорию дома до устранения аварии на наружных сетях суду не представлено. Неоднократные обращения ООО «УК «ВодСервис» в ООО «ПСК «Энерголайнс», ООО «Роса» с требованием принять меры по очистке канализационных колодцев и сетей такими доказательства признаны быть не могут. Даже в случае постоянного поступления воды в техподполье дома, цокольный этаж и на придомовую территорию, ничто не препятствовало ООО «УК «ВодСервис», во исполнение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить осушение техподполья дома, цокольного этажа и на придомовой территории посредством использования соответствующих технических устройств.

ООО «УК «ВодСервис» не выполнило в установленный срок до 05 октября 2015 года пункты 1, 2 и 3 предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области от 20 августа 2015 года, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

В нарушение требования статьи 24.1 КоАП РФ о задачах производства по делам об административных правонарушениях, мировой судья не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела. Не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 20 августа 2015 года установлен до 05 октября 2015 года.

Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения ООО «УК «ВодСервис» к административной ответственности по ч. 24 ст.19.5 КоАП РФ начал исчисляться 06 октября 2015 года и истек 06 января 2016 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №3 Соломбальского судебного района г.Архангельска от 18 ноября 2015 года, вынесенное в отношении ООО «УК «ВодСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 Соломбальского судебного района г.Архангельска от 18 ноября 2015 года в отношении ООО «Управленческая компания «ВодСервис» по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ отменить.

Производство по делу в отношении ООО «Управленческая компания «ВодСервис» по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ прекратить с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья О.Г. Кривуля