ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-321/20 от 02.06.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 12-321/2020

УИД 39RS0001-01-2020-000979-78

Р Е Ш Е Н И Е

2 июня 2020 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Пичурина О.С., при секретаре Ружниковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Торговый центр «Сити» Петрова М.Н. на постановление главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Васильева А.С. от 4 февраля 2020 года по делу № 174/19 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Васильева А.С. от 4 февраля 2020 года по делу №174/19 об административном правонарушении должностное лицо – генеральный директор ООО «Торговый центр «Сити» (ООО «ТЦ «Сити») Петров М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Генеральный директор ООО «Торговый центр «Сити» Петров М.Н. с указанным постановлением не согласился, подав на него жалобу, в которой просит постановление о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что общество регулярно осуществляет мероприятия по прочистке сетей и обслуживанию очистных сооружений, для исключения значительного негативного воздействия на водный объект, ежеквартально осуществляет производственный лабораторный контроль сточных вод, сбрасываемых в ручей Гагаринский. После выявленных нарушений обществом проведен внеплановый осмотр системы очистки сточных вод для выявления неисправностей и степени загрязнения фильтрующих элементов, выполнен ремонт и замена оборудования. Предприятие осуществляет все необходимые меры по охране водного объекта «ручей Гагаринский» и его деятельность не ведет к его загрязнению, засорению и (или) истощению и как следствие отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Общество является официальным водопользователем, располагает всей разрешительной документацией, непреднамеренно допустило незначительное нарушение правил водопользования при заборе и сбросе сточных вод. Полагает, что действия должны быть квалифицированы по ст. 8.14 КоАП РФ. Кроме того, указывает, что им и обществом приняты меры по улучшению экологической обстановки на объекте, а именно получены технические условия на проведение мероприятий по улучшению гидротехнических сооружений общества. Ссылается на малозначительность вмененного ему административного правонарушения.

Должное лицо – генеральный директор ООО «Торговый центр «Сити» Петров М.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Пояснил, что ими нарушены утвержденные нормативы допустимого сброса веществ. При анализе выявлены незначительные превышения. Все специальные разрешения оформлены, есть очистные сооружения, которые специально подготавливают сточные воды. Загрязнение водного объекта произошло. Принимают меры для того, чтобы уйти от сброса в водный объект. Получены технические условия на врезку в городские сети водоотведения. Считает, что органы не правильно квалифицируют допущенные нарушения.

Его защитник по доверенности Баймаков А.В. в судебном заседании пояснил, что их привлекли за несанкционированный сброс сточных вод. У них имеются очистительные сооружения, разрешительная документация. Допущены локальные нарушения по отдельным элементам. Нарушения правил работы очистных сооружений. Нарушили правила сброса сточных вод, решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей дальнейшего сброса с условиями предварительной очистки, за что предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 8.14. КоАП. Очистные сооружения были ведены в эксплуатацию.

Калининградский межрайонный природоохранный прокурор, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежаще.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитника, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 1 - 3 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п. 1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 55 названного Кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Как установлено из материалов дела, 15 ноября 2019 года Калининградским межрайонным природоохранным прокурором в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Торговый центр «Сити» Петрова М.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ, а именно за нарушение водного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект - ручей Гагаринский с превышением установленных нормативов.

ООО «ТЦ «Сити» ОГРН 1083925039703 ИНН/КПП 3907203311/390701001, расположенное по адресу: ул. Судостроительная, д. 75, литер Е, каб. 309, г. Калининград, согласно выписке из ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности осуществляет аренду и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является генеральный директор ООО «ТЦ «Сити» Петров М.Н., который назначен да данную должность приказом от 30.06.2017.

Из постановления и материалов дела следует, что на основании решений Министерства развития инфраструктуры Калининградской области о предоставлении водного объекта в пользование от 08.07.2015 № 39-01.01. 00.002-Р-РСБХ-С-2015-00502/00 и № 39-01.01.00.002-Р-РСБХ-С-2015-00501/00 ООО «ТЦ «Сити» для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, предоставлен в пользование водный объект - ручей Гагаринский с 8.07.2015 по 1.03.2020. При этом в п.п. 10 п. 2.3 решений указано, что использование водного объекта разрешается при условии соблюдения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах по выпуску не превышающих значений, установленных нормативами допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов в водный объект, утвержденными Федеральным агентством водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 2.03.2015, регистрационный номер 02.03.15-08/1 на срок до 1.03.2020.

Приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов для ООО «ТЦ «Сити» утверждены нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в ручей Гагаринский.

Из протокола лабораторных испытаний ООО «Балтийский Экологический Центр» № 186.19-ВОД-21 от 30.08.2019 проб сточных вод, отобранных в том числе от:

Т2 - выпуск № 1, очищенные поверхностные (дождевые, талые) сточные воды после МОС (падающая струя)/очищенные сточные воды;

ТЗ - выпуск № 2, поверхностные (дождевые, талые) сточные воды с крыши предприятия (падающая струя)/очищенные сточные воды следует, что при сравнении концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ООО «ТЦ «Сити» с утвержденными НДС, установлено, что допущены превышения концентрации загрязняющих веществ по следующим показателям по выпуску № 1:

БПКполн - результат анализа 3,09 мг/дм3 при НДС 3,0 мг/дм3;

аммоний-ион - результат анализа 0,86 мг/дм3 при НДС 0,5 мг/дм3;

нефтепродукты - результат анализа 0,13 мг/дм3 при НДС 0,05 мг/дм3.

Таким образом, ООО «ТЦ «Сити» в нарушение требований пунктов 1 и 2 статьи 34, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 4 статьи 35, части 2 статьи 39, части 2 статьи 55, части 6 статьи 56 и части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации допустило сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в ручей Гагаринский с превышением концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, с превышением установленных нормативами допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов концентраций вредных (загрязняющих) веществ, из чего следует, что производственная деятельность общества оказывает негативное воздействие на водный объект.

Действия должностного лица – генерального директора ООО «ТЦ «Сити» Петрова М.Н. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку в результате воздействия хозяйственной деятельности ООО «ТЦ «Сити» на окружающую среду нарушены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, что может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водного объекта, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в связи с чем оснований для квалификации действий должностного лица по ст.8.14 КоАП РФ не имеется.

Указанные обстоятельства и вина генерального директора ООО «ТЦ «Сити» Петрова М.Н. в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются согласующимися между собой доказательствами, имеющимися в материалах дела, достоверность, допустимость и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением Калининградского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.11.2019, решениями о предоставлении водного объекта в пользование, протоколом лабораторных испытаний № 186.19-ВОД-21, произведенных экологической лабораторией ООО «Балтийский Экологический центр», а также иными материалами дела.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо общества имело возможность для соблюдения требований водного законодательства, однако не сделало этого, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей и наличии вины генерального директора юридического лица в совершении вмененного правонарушения.

Таким образом, генеральный директор ООО «ТЦ Сити», вопреки доводам жалобы, не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению специального режима осуществления хозяйственной деятельности, в результате чего общество осуществило загрязнение водного объекта.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «ТЦ «Сити», реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер, материалы дела не содержат.

Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности генерального директора ООО «ТЦ «Сити» в совершении административного правонарушения, в жалобе не приведено.

Довод жалобы о том, что совершенное генеральным директором ООО «ТЦ «Сити» административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица не является.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, объектом которого является защита окружающей среды, оснований для признания его малозначительным и освобождения генерального директора ООО «ТЦ «Сити» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей должностным лицом административного органа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в минимальном размере санкции статьи, с учетом характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воду, а объективной стороной - нарушение водоохранного режима.

При этом каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Суд считает, что факт совершения генеральным директором ООО «ТЦ «Сити» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нашел полное подтверждение, его действия были квалифицированы должностным лицом правильно, в соответствии с установленными обстоятельствами, оценка всем доказательствам и обстоятельствам по делу дана объективно и правильно, в ходе производства по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений допущено не было, наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией статьи.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь его изменение или отмену, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Васильева А.С. от 4 февраля 2020 года по делу № 174/19 о привлечении генерального директора ООО «Торговый центр «Сити» Петрова М.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Петрова М.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.С. Пичурина