ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-322/20 от 26.05.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

39RS0001-01-2020-000980-75

Дело № 12-322/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

26 мая 2020года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Чеснокова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Торговый центр Сити» - генерального директора Петрова М.Н. на постановление Главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 30 января 2020года по делу №59/2020 об административном правонарушении в отношении ООО «Торговый центр Сити» о привлечении» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 30 января 2020года по делу №59/2020 об административном правонарушении, ООО ««Торговый центр Сити» (ООО «ТЦ Сити») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000рублей.

Законным представителем ООО «Торговый центр Сити» Петровым М.Н. в суд подана жалоба, в которой он выражает несогласие с указанным актом, приводя доводы о его незаконности, просит постановление должностного лица о привлечении ООО «ТЦ Сити» к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ отменить.

Указывает, на то, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Общество является официальным водопользователем, располагает всей разрешительной документацией, непреднамеренно допустило незначительное нарушение правил водопользования при заборе и сбросе сточных вод, полагает, что действия общества должны быть квалифицированы по ст.8.14 КоАП РФ.

Кроме того ссылается на малозначительность вмененного обществу административного правонарушения.

ООО «Торговый центр Сити», Калининградский межрайонный природоохранный прокурор о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежаще, прокурор и законный представитель общества в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно чч. 1 - 3 ст. 22 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В силу ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 55 названного Кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Как следует из материалов дела, 15 ноября 2019 года Калининградским межрайонным природоохранным прокурором при рассмотрении материалов проверки соблюдения ООО «ТЦ «Сити» требований водного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект - ручей Гагаринский установлено следующее.

ООО «ТЦ «Сити» ОГРН 1083925039703 ИНН/КПП 3907203311/390701001, расположенное по адресу: ул. Судостроительная, д. 75, литер Е, каб. 309, г. Калининград, согласно выписке из ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности осуществляет аренду и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

На основании решения Министерства развития инфраструктуры Калининградской области от 08.07.2015 № 39-01.01,00.002-р-рсбх-с-2015-00502/00 и № 39-01.01.00.002-р- рсбх-с-2015-00501/00 ООО «ТЦ «Сити» для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, предоставлен в пользование водный объект - ручей Гагаринский.

Приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов ООО «ТЦ «Сити» утверждены нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Представлены результаты измерений качества сточных вод ООО «ТЦ «Сити» протокол лабораторных испытаний № 186.19-ВОД-21 от 30.08.2019 проб сточных вод, отобранных от:

Т2 - выпуск № 1, очищенные поверхностные (дождевые, талые) сточные воды после МОС (падающая струя)/очищенные сточные воды;

ТЗ - выпуск № 2, поверхностные (дождевые, талые) сточные воды с крыши предприятия (падающая струя)/очищенные сточные воды.

При сравнении концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ООО «ТЦ «Сити», по вышеуказанному протоколу с утвержденными НДС, установлено, что допущены превышения концентрации загрязняющих веществ по следующим показателям по выпуск № 1:

БПКполн - результат анализа 3,09 мг/дм3 при НДС 3,0 мг/дм3;

аммоний-ион - результат анализа 0,86 мг/дм3 при НДС 0,5 мг/дм3;

нефтепродукты - результат анализа 0,13 мг/дм3 при НДС 0,05 мг/дм3;

аммоний-ион - результат анализа 0,61 мг/дм3 при НДС 0,50 мг/дм3;

Таким образом, ООО «ТЦ Сити», в нарушение требований вышеприведенных положений закона допустило сброс загрязняющих сточных вод в ручей Гагаринский. Действия ООО «ТЦ Сити» правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку в результате воздействия хозяйственной деятельности ООО «ТЦ «Сити» на окружающую среду нарушены нормативы качества окружающей среды (нормативы допустимого воздействия на окружающую среду), что может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водного объекта, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП, оснований для квалификации действий общества по ст.8.14 КоАП РФ не имеется.

Указанные обстоятельства и вина ООО «ТЦ Сити» в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: постановлением Калининградского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.11.2019года, решениями о предоставлении водного объекта в пользование, протоколом лабораторных испытаний № 186.19-ВОД-2Г, произведенных экологической лабораторией ООО «Балтийский Экологический центр», а также иными материалами дела.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ООО «ТЦ Сити», вопреки доводам жалобы, не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению специального режима осуществления хозяйственной деятельности, осуществило загрязнение водного объекта.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «ТЦ Сити», реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер, материалы дела не содержат.

Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности ООО «ТЦ Сити» в совершении административного правонарушения, в жалобе не приведено.

Довод жалобы о том, что совершенное ООО «ТЦ Сити» административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица не является.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, объектом которого является защита окружающей среды, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО «ТЦ Сити» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание в виде штрафа в размере 150000рублей должностным лицом административного органа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воду, а объективной стороной - нарушение водоохранного режима.

При этом каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Принцип презумпции невиновности соблюден.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь его изменение или отмену, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 30 января 2020года по делу №59/2020 об административном правонарушении в отношении ООО «Торговый центр Сити» о привлечении» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Е.В.Чеснокова