ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/2018 от 30.03.2018 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

Дело № 12-34/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Тагил 30 марта 2018 года

Судья Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Монахова А.И.,

с участием защитника Публичного акционерного общества «Уралхимпласт» (далее ПАО «Уралхимпласт») Чиркова Д.И.

старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу Овсянникова А.Г.

рассмотрев на основании статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу защитника ПАО «Уралхимпласт» Чиркова Д.И. на постановления №№03-03-08/115-2017, 03-03-08/153-2017, 03-03-08/119-2017, 03-03-08/151-2017, 03-03-08/149-2017,03-03-08/113-2017, 03-03-08/117-2017, вынесенные от 21 декабря 2017 года начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, старшим государственным инспектором РФ по Уральскому федеральному округу Овсянниковым А.Г. о привлечении общества к административной ответственности по ст.8.2., 8.2, 8.2, ст.8.5, ч.2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.4, ч.1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

21 декабря 2017 года начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, старшим государственным инспектором РФ по Уральскому федеральному округу Овсянниковым А.Г. в отношении ПАО «Уралхимпласт» вынесены постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования:

постановлением № 03-03-08/113-2017 по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в том, что производственный лабораторный контроль окружающей среды на полигоне ТТПО (захоронения твердых токсичных промышленных отходов) и прудках накопителях-усреднителях БОС (биологических очистных сооружений) предприятия в 2014, 2015, 2016 годах выполнен не в полном объеме и с нарушением норм природоохранного законодательства;

постановлением № 03-03-08/115-2017 по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в осуществлении деятельности, связанной с образованием и размещением отходов производства и потребления в отсутствие действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

постановлением № 03-03-08/117-2017 по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления при осуществлении деятельности по сбору отходов IV класса опасности от юридического лица ООО «Уралхимпласт-Амдор» на полигоне ТТПО в отсутствие лицензии на данный вид деятельности.

постановлением № 03-03-08/119-2017 по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за предоставление недостоверной информации в характеристике на объект размещения отходов Полигон ТТПО о видах и количестве отходов, которые разрешено размещать на данном объекте; предоставление недостоверной информации в характеристике на прудок-накопитель-усреднитель № 2 о его вместимости и площади;

постановлением № 03-03-08/149-2017 по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за эксплуатацию объекта размещения отходов – прудка-накопителя-усреднителя №2, в отсутствие проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

постановлением № 03-03-08/151-2017 по ч. 2 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за осуществление деятельности по эксплуатации полигона по захоронения ТПО в несоответствии с документацией, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

постановлением № 03-03-08/153-2017 по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, защитник ПАО «Уралхимпласт» обратился в суд с жалобами, в которых просит постановления должностного лица отменить, производства по делам прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку в соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Правонарушения, за которые общество привлечено к административной ответственности, являются длящимися, срок давности начинает течь со дня обнаружения правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Поскольку проверка, в ходе которой правонарушения были обнаружены, проводилась в период с 14 ноября по 09 декабря 2016 года, то днем совершения административного правонарушения является 09 декабря 2016 года. Таким образом, полагает, что постановления о привлечения общества к административной ответственности, вынесены 21 декабря 2017 года за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Определением суда от 12 марта 2018 года жалобы на указанные постановления должностного лица №03-03-08/115-2017, 03-03-08/153-2017, 03-03-08/119-2017, 03-03-08/151-2017, 03-03-08/149-2017,03-03-08/113-2017, 03-03-08/117-2017 от 21 декабря 2017 года соединены в одно производство.

Защитник ПАО «Уралхимпласт» Чирков Д.И. в суде доводы жалоб поддержал в полном объеме, дополнив основание отмены постановления о привлечение общества к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отсутствие состава административного правонарушения, поскольку административным органом не доказано, что обнаруженные загрязняющие вещества попали в почву вследствие противоправных действий ПАО «УХП». В отходах, образуемых в процессе производства на ПАО «УХП» загрязняющие вещества, указанные в постановлении о привлечении общества к административной ответственности, отсутствуют, что подтверждается проведенной в 2014 году Инвентаризацией отходов производства и потребления. Кроме того, в соответствии с планом мониторинга окружающей среды, ПАО «УХП» ежегодно проводит лабораторные испытания почвы в районе прудков накопителей. Из представленных протоколов лабораторных испытаний за 2014 года действительно наблюдается превышение допустимой концентрации по никелю. Однако из протоколов за 2015 и 2016 года следует, что концентрация никеля находится в допустимых пределах, что свидетельствует о том, что Обществом проводятся мероприятия по улучшению и защите земель. Аналогичная ситуация и по концентрации 3,4 бенз(а)пирена и цинка: выявленные в 2015 году превышения допустимых концентраций, в 2016 году отсутствуют. Также защитник полагает, что должностным лицом, проводившим административное расследование, допущены существенные процессуальные нарушения, поскольку взятие проб, необходимых для проведения экспертизы, произведено с нарушением положений ст.ст.25.5 и ст.27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуполномоченным должностным лицом, которому проведение административного расследования не поручалось; отбор проб, их передача и лабораторные испытания проводились Обществом самостоятельно для целей производственного контроля, а не для выяснения обстоятельств дела в рамках административного расследования; инженер отдела экологии Общества, производившая отбор проб, не является аттестованным экспертом, в связи с чем с достоверностью установить соблюдение ею государственных стандартов отбора проб и указанного места отбора проб не представляется возможным; в рамках административного расследования экспертиза не проводилась.

В обоснование своих доводов защитником представлены общая пояснительная записка Полигона по захоронению твердых токсичных промышленных отходов от октября 1995 года; лицензия 066 № 00287 от 26 сентября 2014 года на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с приложением перечня отходов; сводное заключение Государственной экологической экспертизы Свердловского областного комитета по охране природы № 758 по Проекту полигона по захоронению токсичных промышленных отходов от 09 апреля 1996 года; инвентаризация отходов производства и потребления ОАО «Уралхимпласт» от 2014 года; протоколы лабораторных испытаний проб почв от 2014, 2015 и 2016 годов; протоколы КХА по результатам исследования проб отходов ПАО «Уралхимпласт», отобранных 20 июня 2017 года.

Должностное лицо, составившее в отношении ПАО «Уралхимпласт» протокол об административном правонарушении - старший государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Овсянников А.Г., суду пояснил, что правовым основанием для привлечения ПАО «Уралхимпласт» к ответственности послужили обстоятельства, установленные в ходе проведения плановой проверки, указанные в акте проверки по выявлению нарушений ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» и Земельного Кодекса РФ от 25 сентября 2001 года. Событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается не в установлении факта превышения концентраций загрязняющих веществ, а в не проведении мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Наличие в действиях Общества состава правонарушения установлено на основании представленных юридическим лицом документов. Ни при проведении проверки, ни в ходе рассмотрения административного дела доказательств наличия каких-либо разработанных мероприятий по охране земель ПАО «Уралхимпласт» не было представлено. Установление источников загрязнений на Росприроднадзор не возложено. Кроме того, Росприроднадзор проводил плановую проверку, а не административное расследование как указал защитник ПАО «Уралхимпласт», проведение которой регламентированы положениями ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальные предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля», и процессуальных нарушений при производстве по делу об административных правонарушениях допущено не было.

Обсудив доводы жалоб, проверив представленные суду материалы дел об административных правонарушениях, суд приходит к следующему:

Статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Частью 1 статьи 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Частью 2 статьи 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности на основе следующих принципов: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года JV» 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 39 указанного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Содержание ч. 2 ст. 39 Закона предусматривает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно п. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В соответствии с ГОСТ 27593-88 Почвы термины и определения, загрязнение почв - накопление в почве веществ и организмов в результате антропогенной деятельности в таких количествах, которые понижают технологическую, питательную и гигиеническо-санитарную ценность природных объектов.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со ст. 26 данного Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе - нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Руководствуясь ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 9 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1062 настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности деятельность в области обращения с отходами) является конкретно определенным и исчерпывающим.

Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 18 гл. 3 «Порядка ведения государственного кадастра отходов», утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N17520).

Согласно п. 7 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора, в том числе, для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов, а также в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.В соответствии со ст. 33 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов, связанных с размещением (хранение и захоронение) отходов I-V класса опасности является объектом государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 5 ст. 18. Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона «О государственной экологической экспертизе» № 174-ФЗ проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Из представленных суду материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что ПАО «Уралхимпласт» имеет на балансе объекты размещения отходов: полигон захоронения твердых токсичных промышленных отходов (Полигон ТТПО) и прудки-накопители-усреднители биологических очистных сооружений (ПНУ БОС).

При этом ПАО «Уралхимпласт» допускает несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на полигоне ТТПО и прудках накопителях-усреднителях БОС, а именно:

- производственный лабораторный контроль окружающей среды на полигоне ТТПО и прудках-накопителях-усреднителях БОС в 2014, 2015 и 2016 годах выполнен не в полном объеме и с нарушением норм природоохранного законодательства (в нарушение ч. 1 ст. 36, ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 12, ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п. 5.10.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», Приложения № 3 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», п. 6.7 МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест», ГОСТ 17.4.3.06-86 «Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ», п. 4 приказа Минприроды России № 66 от 04.03.2016 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»;

- осуществляет производственную деятельность, связанную с образованием и размещением отходов производства и потребления, в отсутствии действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 9 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

- осуществляет деятельности по сбору отходов IV класса опасности от юридического лица ООО «Уралхимпласт-Амдор» на Полигон ТТПО в отсутствии лицензии на данный вид деятельности (в нарушение ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п. 1 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1062);

- в нарушение требований природоохранного законодательства указало недостоверную информацию о видах и количестве отходов, которые разрешено размещать на данном объекте, а также в характеристике на прудок-накопитель-усреднитель № 2 указало недостоверную (не обоснованную) информацию о его вместимости и площади (в нарушение ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п. 18 гл. 3 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, п. 7 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49);

- ведет эксплуатацию объекта в отсутствие проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (в нарушение ч. 1 ст. 36, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- осуществляет эксплуатацию полигона по захоронению ТПО в несоответствии с документацией, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (в нарушение ст. 3, 32, 33, ч. 1 и ч. 2 ст. 36ч. 2 ст. 37, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, ч. 5 ст. 18, п. 7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а также Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»);

- не обеспечило в результате эксплуатации объектов размещения отходов выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 13, п. 3 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Указанные обстоятельства установлены в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 14 ноября по 09 декабря 2016 года в отношении ПАО «Уралхимпласт» на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу о проведении плановой выездной проверки от 08.11.2016 № 2147 (с изменениями, внесенными приказом № 2356 от 05 декабря 2016 года) с целью соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, соблюдения лицензионных требований.

В ходе проведения проверки, проведенной с привлечением в качестве экспертов представителей экспертной организации ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу», а также с участием представителей ПАО «Уралхимпласт», были исследованы правоустанавливающая, разрешительная и иная документация, представленная Обществом, в том числе: лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности серии 066 № 00287 от 26 сентября 2014 года; инвентарная карточка от 21 декабря 2006 года на полигон захоронения твердых отходов; Постановление Главы администрации МО «Пригородный район» от 01 марта 2005 года № 324 «Об утверждении проекта границ и уточнения площади земельного участка ранее предоставленного Нижнетагильскому заводу пластмасс»; решение исполкома Пригородного района совета депутатов трудящихся об отводе земельных участков заводу пластмасс для строительства прудков-накопителей от 13 июня 1967 года; договор аренды земельного участка от 10 февраля 2010 года № 1313 для эксплуатации полигона по захоронению твердых токсичных промышленных отходов; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17 ноября 2015 года № 920 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05 сентября 2016 года № 603 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов»; договоры передачи отходов, а также исполнительной документации по приему и передаче отходов; статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2015 год; данные учета движения отходов за 2014-2016 годы; заявления предприятия от 26.07.2016 № 90/5721 и от 17.02.2015 № 20/5721; характеристики объектов размещения отходов Полигон ТТПО и прудка-накопителя-усреднителя № 2; справка о рекультивации земель и использования плодородного слоя земли; справка о нарушенных землях; справка о перечне земельных участков; Сводное заключение Государственной экологической экспертизы 29.04.1996 № 758; Проект Полигона по захоронению твердых промышленных отходов с общей пояснительной запиской от 1995 г7ода; инвентаризация отходов производства и потербления2014; экспертные заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» с приложениями.

Данные документы были исследованы в ходе рассмотрения жалобы.

По результатам проведенной проверки вышеуказанные нарушения зафиксированы в акте проверки № 849 от 28 декабря 2016 года, на основании которого должностным лицом Росприроднадзора в отношении Общества возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2, ст. 8.2, ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.4, ч. 2 ст. 8.4 и ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которого составлено семь соответствующих протоколов по делам об административных правонарушениях.

Доказательств того, что ПАО «Уралхимпласт» осуществляет производственную деятельность с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на полигоне ТТПО и прудках накопителях-усреднителях БОС в части выявленных нарушений, либо осуществляет ее в меньшем объеме, в материалы дела не представлено, судом при рассмотрении жалобы не установлено. Сам заявитель и его защитник не оспаривают факт допущенных нарушений, за исключением неисполнения при эксплуатации полигона ТТПО и прудка-накопителях-усреднителях № 2 объектов размещения отходов установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель (ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу, что должностное лицо Росприроднадзора обоснованно пришло к выводу о виновности ПАО «Уралхимпласт» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2, ст. 8.2, ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.4, ч. 2 ст. 8.4 и ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом доводы защитника об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отклонению по следующим обстоятельствам:

Частью 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В силу прямого указания действующего законодательства (ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, при этом проводить всеми доступными способами соответствующие мероприятия по улучшению земель.

Как следует из материалов дела, при проведении в отношении Общества плановой проверки на соблюдение экологических требований с привлечением в качестве экспертов специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» на объектах размещения отходов – Полигоне ТТПО и прудке-накопителе усреднителе № 2 было выявлено превышение в почве: норматива ориентировочно допустимой концентрации по никелю в 1,96 раза в 2014 году, норматива предельно допустимой концентрации по 3,4-бенз(а)пирену в 30 раз и ориентировочно допустимой концентрации по цинку в 1,25 раза - в 2015 году и превышение в почве норматива предельно допустимой концентрации по 3,4-бенз(а)пирену соответственно в 1,85 и 11 раз - в 2016 году.

Указанные данные установлены заключением экспертизы ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» на основании лабораторных исследований, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе» с использованием проб, отобранных уполномоченным лицом Общества в рамках мониторинга качества земель.

При этом ни при проведении проверки, ни в ходе рассмотрения административного дела доказательств наличия каких-либо разработанных мероприятий по охране земель ПАО «Уралхимпласт» не было представлено.

По результатам проведенной плановой проверки, установившей нарушение обязательных требований в части охраны и использования земель, в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, а затем начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, старшим государственным инспектором РФ по Уральскому федеральному округу Овсянниковым А.Г. вынесено постановление № 03-03-08/153-2017 от 21 декабря 2017 года о назначении административного наказания.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки с приложенными документами, в том числе договором аренды на земельный участок, на территории которого расположены Полигон ТТПО и прудок-накопитель усреднитель № 2, протоколами лабораторных испытаний.

Исследовав указанные допустимые, относимые и в своей совокупности достаточные доказательства на основании ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о том, что Обществом, в пользовании которого имеется земельный участок для размещения отходов, не обеспечило в результате эксплуатации объектов размещения отходов надлежащее выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, поскольку по результатам лабораторных исследований в почве обнаружено превышение допустимых норм загрязняющих веществ, что свидетельствует о ненадлежаще проведенных обязательных мероприятий по защите и улучшению земель и охране почв от негативного воздействия, в связи с чем ПАО «Уралхимпласт» обоснованно привлечено к административной ответственности, и его действиям дана верная юридическая оценка по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод о том, что обнаруженные загрязняющие вещества не производятся предприятием, не снимает с Общества обязанности по проведению мероприятий по защите и улучшению используемых земель от любого негативного воздействия.

Устранение выявленных нарушений является обстоятельством, смягчающим наказание, но не основанием для отсутствия состава правонарушения.

Несостоятельны доводы защитника и о том, что при проведении проверки было допущено процессуальное нарушение, выразившееся в отсутствии отобрания проб почв уполномоченными лицами, на основании которых должна была быть проведена экспертиза, поскольку проверка была проведена в период с ноября по декабрь 2016 года на предмет соблюдения Обществом природоохранных требований за период с 2014 по 2016 годы. При этом привлеченные для проведения проверки специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» пришли к выводу о наличии нарушений установленных требований на основании лабораторных исследований, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе», с которым у Общества заключен договор на проведение исследований состояния почвы в рамках законодательно возложенного на юридическое лицо мониторинга состояния земель. При этом в данном случае обязательность отобрания проб и проведения экспертизы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, поскольку экспертные выводы были основаны на ранее полученных результатах лабораторных исследований, проведенных в 2014-2016 годах.

Оснований ставить под сомнение результаты исследований специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе», имеющих действующий аттестат аккредитации, а также отобрание почв уполномоченным должностным лицом Общества, у должностного лица не имелось. Выводы эксперта об уровне загрязнения проб почвы мотивированы с указанием методик и нормативных правовых актов, подлежащих применению.

Других доказательств в опровержение выводов должностного лица Обществом суду представлено не было.

Довод жалобы о том, что обжалуемые постановления вынесены за пределами годичного срока давности привлечения к административной ответственности, основан на неверном толковании законодательства, а именно:

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Часть 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях связывает определение срока давности привлечения к административной ответственности именно с моментом обнаружения указанного правонарушения. При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Длящееся преступление начинается с момента совершения противоправного действия (бездействия) и заканчивается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению правонарушение, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, вмешательство надзорных органов).

Пунктом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Таким образом, для определения момента обнаружения длящегося административного правонарушения следует исходить из даты фиксации нарушения соответствующим административным органом, а именно, в данном случае, датой составления акта проверки.

Вменяемые правонарушения относятся к длящимся. Из материалов дела следует, что днем их обнаружения является 28 декабря 2016 года (дата составления акта проверки). Постановления по делам об административных правонарушениях были вынесены 21 декабря 2017 года, то есть в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для отмены состоявшихся в отношении Общества решений по вышеуказанным делом об административных правонарушениях не имеется, поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дел допущено не было.

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного бездействия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 8.2, 8.2, 8.2, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.4, ч. 2 ст. 8.4 и ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях подведомственно одному и тому же должностному лицу, административное наказание подлежало назначению по правилам ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем должностным лицом Росприроднадзора эти положения учтены не были, поэтому обжалуемые постановления подлежат изменению.

Руководствуясь статьями п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановления №03-03-08/115-2017, 03-03-08/153-2017, 03-03-08/119-2017, 03-03-08/151-2017, 03-03-08/149-2017,03-03-08/113-2017, 03-03-08/117-2017 от 21 декабря 2017 года, вынесенные начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, старшим государственным инспектором РФ по Уральскому федеральному округу Овсянниковым А.Г. в отношении ПАО «Уралхимпласт» изменить.

Назначить ПАО «Уралхимпласт» за совершение трех правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.4, ч. 2 ст. 8.4 и ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одно административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

В остальной части данные постановления оставить без изменения, жалобу защитника ПАО «Уралхимпласт» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня получения (вручения) копии решения с подачей жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья: п/п

Копия верна.Судья: А.И. Монахова