Дело № 12-35/21
УИД:05RS0058-01-2021-000271-89
Р Е Ш Е Н И Е
04 февраля 2021 года город Пятигорск
ул. Университетская, 34а
Судья Пятигорского городского суда Ставропольского края Бегиашвили Ф.Н. при секретаре Сытник Л.В., рассмотрев в судебном заседании в зале Пятигорского городского суда рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ООО «Парк Родник» директора Исаханяна А.Р. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Парк Родник» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В Пятигорский городской суд поступила жалоба директора ООО «Парк Родник» Исаханяна А.Р. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного старшим государственным инспектором Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
В обоснование доводов жалобы директором ООО «Парк Родник» - Исаханяном А.Р. указано, что объекты, указанные в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенные в границах кадастрового квартала №, в его юго-западной части, на расстоянии 83 метров от уреза воды, расположен объект капитального строительства площадью 1860м2, представляющий собой бетонную, предположительно вертолетную площадку, с находящимися на ее восточной стороне строением размером 9,5 м х 3,5 м., и высотой 2,8 метра и с северной стороны площадки, на расстоянии 142 метров от уреза воды расположена асфальтированная автомобильная парковка площадью 800 кв. м., с расположенными на ней двумя навесами площадью 110 и 60 кв. м., ООО «Парк Родник» не принадлежат. Договоры аренды с ООО «Парк Родник» по вышеуказанным объектам не заключались, хозяйственную деятельность ООО «Парк Родник» на вышеуказанных объектах не осуществляет, не осуществлял, соответственно разрешительных документов (правоустанавливающих) на предоставление вышеперечисленных объектов в пользование, лиц осуществляющих строительство вышеуказанных объектов, сведений о лицах осуществляющих эксплуатацию вышеуказанных объектов, комплекта проектной документации с материалами и результатами инженерных изысканий, заключения экспертизы и разрешения на строительство у ООО «Парк Родник» не имеется, иных следов, фактов, доказательств, никем не было установлено. Доступ на вышеуказанную территорию является свободным, данная территория не ограждена забором по окружности, не закрыта, полностью свободна, никакого ведения предпринимательской деятельности на данной территории (и исходя из Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) - предположительно вертолетной площадке никем установлено не было, никакого отношения ООО «Парк Родник» к указанной площадке не имеет и площадкой не пользуется. ООО «Парк Родник» никакой хозяйственной деятельности на них не осуществляет и не ведет, не строил ее, и ничего не возводил. Кроме того, в границах вышеуказанного квартала имеются земельные участки, которые граничат с указанной площадкой образуя парковую зону с элементами благоустройства: кадастровый №, №, №, № и капитальные строения, у которых имеются собственники, и арендаторы - физические лица, имеющие с юридическим лицом ООО «Парк Родник» разную правоспособность. Благоустройством, находящихся в собственности и в аренде вышеуказанных земельных участков (кадастровый №, №, №, №), занимались собственники данных земельных участков, данная зона является парковой, на ней имеется терренкур, элементы благоустройства, скамейки, растения, дорожки, фигурные лестницы, вся территория сформирована единой системой тропинок и данные владельцы - физические лица, сделали ее в целях развития курортной сферы и отдыха для жителей и туристов Ставропольского края, безвозмездно и без ведения предпринимательской деятельности на ней, содержа данный парк за свои денежные средства, о чем неоднократно сообщалось в письменных ответах на запросы из Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, в том числе представитель данных собственников по Доверенности представлял в адрес Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству все необходимые правоустанавливающие документы. Кроме того с ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 2.2. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» по настоящий момент работа парка была приостановлена.
По ограждению всей вышеуказанной территории (кадастровые №, №, №, №) забором из металлической сетки зеленого цвета, освещением, камерам наружного наблюдения, в связи с тем, что парковая зона является бесплатной, никакой предпринимательской деятельности там не ведется, вход является свободным, не ограниченным, без оплаты, полагает, что собственники вышеуказанной территории (кадастровые №, №, №, №) частично огородили принадлежащую им территорию во избежание противоправных посягательств со стороны третьих лиц, и в целях безопасности принадлежащего им на праве собственности имущества, в том числе безопасности элементов благоустройства парка. Копии Договоров аренды земельных участков кадастровые №, №, №, № и правоустанавливающих документов на капитальные строения, в том числе были представлены представителем собственников - физических лиц в адрес Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Все капитальные строения, указанные в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве собственности собственникам данных капитальных строений - физическим лицам, в них ООО «Парк Родник» на сегодняшний день никакой деятельности не осуществляет и на момент составления протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ не осуществлял, указанные объекты ООО «Парк Родник» не возводились, не строились, не проектировались, не планировались, не реконструировались, в том числе деятельность не производилась, о чем также неоднократно сообщалось в адрес Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
По вопросу силовых кабелей, слаботочных кабелей системы - они вырваны и откушены из счетов, согласно изображению в Приложении.
Правообладателем ни земельных участков, ни строений в парковой зоне кадастровые №, №, №, № ООО «Парк Родник» не является. Кроме того доступ на территорию парка, не ограничен.
Основным видом деятельности ООО «Парк Родник» является оказание комплекса услуг по организации питания и банкетному, ресторанному обслуживанию, предоставление услуг по общественному питанию, по организации и проведении различных видов развлекательных, досуговых, культурных, физкультурно-спортивных, оздоровительных и иных подобных мероприятий, услуг.
В соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности», Постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края», Постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменения в постановление Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края», деятельность организаций общественного питания в части приостановлена, а также введен запрет на проведение на территории Ставропольского края досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурно-спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, в том числе в предприятиях общественного питания (банкетов, свадеб, корпоративов и иных подобных мероприятий) с ДД.ММ.ГГГГ на период действия режима повышенной готовности на территории Ставропольского края до особого распоряжения Правительства Ставропольского края, соответственно хозяйственная деятельность ООО «Парк Родник» не производилась, и не велась, была приостановлена, в связи с ограничительными мерами введенными прямым указанием властей Правительства Ставропольского края, согласно Постановлению Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой короновирусной инфекции COVID-20149 на территории Ставропольского края, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, далее с ДД.ММ.ГГГГ деятельность была возобновлена частично, не полностью с веденными ограничениями и требованиями Правительства Ставропольского края по не допущению возникновения новой короновирусной инфекции в части нежилого помещения, арендуемой площадью 357,20 кв.м, находящиеся в нежилом здании, общей площадью 420,8 кв.м., по адресу: <адрес> Осуществление хозяйственной деятельности ООО «Парк Родник» производилась в пределах данного арендуемого помещения. До ДД.ММ.ГГГГ, хозяйственная деятельность не производилась, и не велась, была приостановлена, в связи с ограничительными мерами введенными прямым указанием властей Правительства Ставропольского края, согласно Постановлению Губернатора Ставропольского края от года № «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 на территории Ставропольского края.
Согласно договору аренды никаких мер, как на арендатора на ООО «Парк Родник» возложено не было, исходя из положений ч. 1 ст. 8.48 КоАП, а именно строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, соответственно данная обязанность возлагается на собственника помещения. В том числе никаких строительных работ и иных ремонтных работ никто не осуществляет и не осуществлял, вышеуказанный арендуемый объект ООО «Парк Родник» не строил, не размещал, он ему, как собственнику не принадлежит.
Заявление с просьбой о произведении оценки воздействия и расчета ущерба водному объекту (если оно имеется) реки Подкумок, а также согласование хозяйственной деятельности - было направлено на имя Руководителя Азово-Черноморского филиала ФБГУ «ВНИРО» (Аз.НИИРХ) ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом ООО «Парк Родник».
Ответов в адрес ООО «Парк Родник» по оценке воздействия, расчета ущерба водному объекту (если оно имеется) реки Подкумок, а также согласование хозяйственной деятельности, из Азово-Черноморского филиала ФБГУ «ВНИРО» (Аз.НИИРХ) не поступало.
О том, что деятельность ООО «Парк Родник» на сегодняшний день оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, либо иных последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания никем не установлено и не зафиксировано, так же никем не установлено и не зафиксировано причинения вреда, угрозы причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций, не имеется последствий, соответственно возникает вопрос о каких мерах идет речь, в том числе инспектору Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, был известен тот факт, что на сегодняшний день, собственники земельных участков и капитальных строений на парковой зоне кадастровые №, №, №, №, обратились в экспертное учреждение для установления всех фактов изложенных в Протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, данная экспертиза идет, результаты будут представлены по факту ее окончания.
В порядке ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», никакого вреда окружающей среде, угрозы причинения жизни и здоровью людей, объектам животного мира и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, воздействий на окружающую среду, а также оказания негативного воздействия на водные биологические ресурсы, среду их обитания, при осуществлении своей хозяйственной деятельности ООО «Парк Родник» не производит, и не производил, иных обстоятельств, фактов на сегодняшний день не установлено и не представлено. Возможное негативное воздействие на водные биологические ресурсы и или негативное влияние или воздействие на окружающую среду никем не установлено.
Кроме того ДД.ММ.ГГГГ ООО «Парк Родник» был включен в федеральный государственный реестр объектов (Северо-Кавказским Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта, с присвоением III категории, согласно которой, ООО «Парк Родник» оказывает незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того в ООО «Парк Родник» имеется программа по мерам и обеспечению охраны окружающей среды, утвержденная руководителем. Также ООО «Парк Родник» своевременно вносит оплату и отчитывается по производственному экологическому контролю на объекте, оплачивает Декларацию за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того ООО «Парк Родник» в своей хозяйственной деятельности не осуществляет действия запрещенных нормами ст. 65 п. 15, 17 ВК РФ, иного никем не установлено и не представлено.
Кроме того на основании Договора на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и иного вида оценка от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регулярно проводятся лабораторные исследования: микроклимата, исследования внешней среды, отбор воздуха почвы воды и пр., по результатам которых выдается Протокол лабораторных исследований все соответствует установленным нормативам и показателям. При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Парк Родник» выполняет все требования и нормы экологической безопасности, пожарной, санититарно-эпидемиологические нормы и требования и прочие, возникающие по требованию и в соответствии с действующим законодательством РФ.
При постановке на учет в Роспотребнадзор, никаких замечаний у отделов экологии природопользования не поступало.
Исходя из изложенного, необходимо, чтобы ведение хозяйственной деятельности ООО «Парк Родник» оказывало негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Кроме того, согласно кадастровой карты России» используемый участок по адресу: <адрес> относится к землям населенных пунктов. Каких либо документов и сведений, подтверждающих установление на данной территории водоохраной зоны, внесение земельного участка в кадастр объектов недвижимости как водоохраной зоны и установление ограничений, в том числе указание видов таких ограничений по его использованию, не имеется.
В связи с тем, что ООО «Парк Родник» относится к категории «Малое предприятие» с ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4.1.1. КоАП РФ и ст. 3.4. КоАП РФ, - и в действиях Общества, отсутствуют последствия, предусмотренные ч. 2, 3 ст. 3.4. КоАП РФ, причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, умышленности действий в совершении правонарушения или злостного уклонения от соблюдения норм, ни у Общества, ни у Директора не имелось, в том числе Общество предприняло все действия направленные на соблюдение действующего законодательства, что не влечет и не повлекло причинение вреда общественным интересам, не имеется вреда или угрозы жизни и здоровью людей, животным, растительности, окружающей среде, памятникам и безопасности России, не имеется угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций, не имеется имущественного ущерба. В соответствии с ч. 2 ст. 3.4. КоАП, считает, что характер допущенного ООО «Парк Родник», позволяет применить наказание в виде предупреждения.
Кроме того в период ограничения деятельности ООО «Парк Родник» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ имел обязательства по выплате заработной платы работникам в количестве 56 человек ежемесячно и в срок, согласно нормам трудового законодательства РФ в не зависимости от финансового состояния, а также имел обязательства по совершению обязательных ежемесячных платежей по коммунальным услугам, налоговым платежам, когда деятельность не производилась вообще и была полностью приостановлена и денежных средств, поступающих в качестве прибыли в том числе не имелось и не имеется по настоящий момент, имущественное, финансовое положение у ООО «Парк Родник» тяжелое.
ООО «Парк Родник», являясь субъектом малого бизнеса, входит в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых определен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
ООО «Парк Родник» принял все зависящие и своевременные меры для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, а также при всех ограничительных введенных мерах Правительством РФ в целом, просит учесть положения введенного моратория на проверки малого бизнеса, а также Информации Генпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, по поддержке бизнеса в условиях распространения короновирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.
Просит суд постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Котляровым С.М.№ от ДД.ММ.ГГГГ изменить, заменить наложенный штраф в размере 100.000 рублей на предупреждение.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Парк Родник» - Абрамова Е.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - Котляров С.М. полагал жалобы представителя ООО «Парк Родник» необоснованной и просил суд в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав должностное лицо и представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, проверив доводы поданной представителем ООО «Парк Родник» жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, суд находит доводы представителя ООО «Парк Родник» обоснованными, а его требования подлежащими удовлетворению в силу следующих причин.
Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии действующего административного законодательства виновность лица в совершении правонарушения должна быть доказана в предусмотренном законом порядке (ст. 49 Конституции РФ).
Обеспечение прав и свобод лиц, привлекаемых к какой - либо ответственности, в том числе - административной, является одной из задач производства по делу.
Из ст. 1.6 КоАП РФ следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В противном случае исключается возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных КоАП РФ мер.
Ст. 24.1 КоАП РФ основными задачами производства по делам об административных правонарушениях ставит соблюдение законности, полное, своевременное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что представитель ООО «Парк Родник» обжалует постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного постановления получена представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №. Жалоба направлена в суд ДД.ММ.ГГГГ и принята судом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим штампом вход. № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем предусмотренный законом 10-дневный срок обжалования, соблюден.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение).
Положения п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно ч. 1, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события или состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что какие-либо действия (бездействия) юридическим лицом могут быть произведены только посредством совершения действий (бездействий) непосредственно физическим лицом - должностным лицом, работником либо представителем юридического лица, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица. Следовательно, в соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», виновность юридического лица может быть установлена и доказана в связи с действиями должностных лиц, законных либо иных представителей юридического лица.Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Согласно ч. 1 ст. 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
На основании ч. 2 ст. 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно служебной записке отдела предупредительного надзора за водными объектами рыбохозяйственного значения Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства № от ДД.ММ.ГГГГ, обращения на согласование хозяйственной деятельности от ООО «Парк Родник», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления не поступало.
Пунктами 1 и 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что мерами по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления, является, среди прочего, оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, в ходе проведения административного расследования установлено, что хозяйственная деятельность по строительству автомобильной парковки и вертолетной площадки, обустройству территории, организации работы кафе «Альпийская горка» с кадастровым номером строения <данные изъяты>, находящегося в водоохраной зоне на расстоянии 169 м. от уреза воды р. Подкумок на земельном участке №, использующимся на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, юридическим лицом - ООО «Парк Родник» (ОГРН 1132651018180; ИНН 2632808685), осуществляется в отсутствии согласования с Азово-Черноморским ТУ Росрыболовства а так же без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Юридическим лицом не произведена оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не выполняются условия и ограничения планируемой деятельности, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания;
не осуществляется производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
не определены последствия негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и не разработаны мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия.
В результате действий юридического лица - ООО «Парк Родник», произошло использование водоохраной зоны поверхностного водного объекта реки Подкумок, с нарушением требований природоохранного законодательства и оказанием прямого и косвенного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В результате административного расследования были выявлены признаки нарушения ст. 22 ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О животном мире»; ч. 1 ст. 50 ФЗ от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов»; ч. 1 ст. 65 ВК РФ; ст. 3, ч. 1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания».
Нарушения требований вышеуказанных Федеральных законов образуют состав административного правонарушения ответственность, за которые предусмотрена ч. 1 статьи 8.48 КоАП РФ.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, сотрудником Федерального агентства по рыболовству составлен протоколом об административном правонарушении от 04.12.2020 № 14/128112/689 и вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Парк Родник» и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме - 100.000 рублей.
Согласно ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой привлечено к административной ответственности ООО «Парк Родник», предусматривает административную ответственность за строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях вынесено уполномоченным должностным лицом.
Вина юридического лица ООО «Парк Родник», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается фактическими данными, установленными материалами дела об административном правонарушении, из которых следует, что хозяйственная деятельность по строительству автомобильной парковки и вертолетной площадки, обустройству территории, организации работы кафе «Альпийская горка» с кадастровым номером строения <данные изъяты>, находящегося в водоохраной зоне на расстоянии 169 м. от уреза воды р. Подкумок на земельном участке №, использующимся на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, юридическим лицом - ООО «Парк Родник», осуществляется в отсутствии согласования с Азово-Черноморским ТУ Росрыболовства а так же без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380.
Юридическим лицом не произведена оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не выполняются условия и ограничения планируемой деятельности, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания; не осуществляется производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; не определены последствия негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и не разработаны мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия.
Вина ООО «Парк Родник», в нарушении требований законодательства об административных правонарушениях установлена, и оно, обосновано, привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности в отношении ООО «Парк Родник» от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть постановление вынесено административно-юрисдикционным лицом, компетентным рассматривать данного рода дела об административном правонарушении, соответствует закону по существу, соответствует цели закона, вынесено в соответствии с административно-юрисдикционной процедурой.
Наложенное на ООО «Парк Родник» административное наказание избрано в пределах санкции ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, по мнению суда, при определении размера наказания приняты во внимание в полной мере все обстоятельства, характер совершенного нарушения, имущественное положение виновного лица, а также иные обстоятельства.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№; актом осмотра кадастрового квартала от ДД.ММ.ГГГГ; актом дополнительного осмотра кадастрового квартала от ДД.ММ.ГГГГ; план-схемой от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ; Уставом ООО «Парк Родник», свидетельством о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалами.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Закона № 7-ФЗ, который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочего, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир.
Несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, согласно ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отягчающих и смягчающих вину обстоятельств в совершении административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2, 4.3 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Основания для освобождения лица от административного наказания в порядке ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя и угроза охраняемым государством интересам не свидетельствуют о малозначительности правонарушения.
Доводы подателя представителя ООО «Парк Родник», о том, что указанные в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенные в границах кадастрового квартала №, в его юго-западной части, на расстоянии 83 метров от уреза воды, расположен объект капитального строительства площадью 1860м2, представляющий собой бетонную, предположительно вертолетную площадку, с находящимися на ее восточной стороне строением размером 9,5 м х 3,5 м., и высотой 2,8 метра и с северной стороны площадки, на расстоянии 142 метров от уреза воды расположена асфальтированная автомобильная парковка площадью 800 кв. м., с расположенными на ней двумя навесами площадью 110 и 60 кв. м., ООО «Парк Родник» не принадлежат, являются несостоятельными, поскольку указанные объекты находятся в фактическом владении и пользовании лица, привлекаемого к административной ответственности, что подтверждается исследованными судом материалами дела об административном правонарушении (актом осмотра кадастрового квартала от ДД.ММ.ГГГГ; актом дополнительного осмотра кадастрового квартала от ДД.ММ.ГГГГ; план-схемой от ДД.ММ.ГГГГ).
При указанных обстоятельствах, указанные доводы ООО «Парк Родник», изложенные в жалобе не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются материалами дела, а также материалами дела об административном правонарушении, исследованными в ходе судебного заседания.
Суд полагает, что не допускаются действия граждан, а также юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением злоупотребления правом, кроме того, суд полагает, что указанными действиями лицо, привлекаемое к административной ответственности, пытается избежать административной ответственности, что недопустимо.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях юридического лица - ООО «Парк Родник» имело место. Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Парк Родник» рассмотрено управомоченным на то должностным лицом, порядок привлечения ООО «Парк Родник» к административной ответственности соблюден.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено: наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; юридическое лицо - ООО «Парк Родник», совершившее противоправное действие, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность; виновность ООО «Парк Родник» в совершении указанного административного правонарушения на основе исследованных и приведенных выше доказательств.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и обстоятельств, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении согласно ст. 29.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Таким образом, ООО «Парк Родник» допустило осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
При изложенных обстоятельствах, установленных судом, ООО «Парк Родник», подлежит административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Суд полагает, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением злоупотребления правом.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
ООО «Парк Родник» является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской ИФНС России из Единого реестра малого и среднего предпринимательства № ЮЭ9965-21-10907020 от 08.01.2020.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о привлечении ООО «Парк Родник» к административной ответственности за совершенное административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в течение года.
В соответствии же с ч. 1, 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса (Постановление Верховного Суда РФ от 22.11.2018 № 53-АД18-10).
Действия ООО «Парк Родник» оказали лишь неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, причинение вреда, а также возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, в ходе производства административного расследования, не установлено.
Из материалов дела следует, что ООО «Парк Родник», инкриминируемое административное правонарушение совершило впервые, материалы дела, не содержат данных о том, что правонарушением причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не наступила.
С учетом формулировки ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство. При этом суд должен занимать активную позицию в решении вопроса о наличии у данного лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, в частности предлагать участникам процесса представить доказательства, подтверждающие названное обстоятельство (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 23.05.2017 № С01-176/2017 по делу № А32-28256/2016).
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, суд считает необходимым постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, признать ООО «Парк Родник» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об АП и назначить ООО «Парк Родник» административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.1 - 30.8, 4.1.1, 3.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении вынесенное старшим государственным инспектором Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица - ООО «Парк Родник» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об АП в части назначения наказания, в виде штрафа в размере - 100.000 рублей, изменить, заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Жалобу представителя юридического лица ООО «Парк Родник», удовлетворить.
Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суде по правилам установленным ч. 2 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Ф.Н. Бегиашвили