ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-365/18 от 01.10.2018 Раменского городского суда (Московская область)

№ 12-365/18

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

01 октября 2018 г. г.Раменское

Судья Раменского городского суда Московской области Уткина В.Ю., при секретаре судебного заседания Балашовой А.А., рассмотрев жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России на постановление <номер> старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО1 от <дата> по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением <номер> старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО1 от <дата> ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.13 ч.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

Основанием для привлечения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России к административной ответственности послужило выявленное административным органом нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России был осуществлен сброс неочищенных канализационных стоков с загрязняющими веществами в прямой водосток – канаву и далее попадает в <адрес>.

Не согласившись с указанным постановлением, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указало, что в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от <дата>г. <номер> все подведомственные организации Министерства обороны Российской Федерации, которые являются правообладателями и балансодержателями недвижимого имущества, указанного в приложении к данному приказу, прекращают право оперативного управления и подписанием передаточных актов (пункт 3) закрепляется право оперативного управления в отношении недвижимого имущества за государственным учреждением Жилищно-Эксплуатационной конторой <номер> Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления <адрес>. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от <дата>г. <номер> государственное учреждение Жилищно-Эксплуатационной контора <номер> Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления <адрес> был переименован в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с изменением типа и основных целей деятельности. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было создано только <дата> и только <дата> был подписан акт приема передачи объектов ВКХ, в том числе очистных сооружений и канализации по адресу: <адрес>. Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, физически не могли включить данные сооружения в план реконструкции на текущий <дата>. Кроме того, необходимо учитывать время на проведение конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также тот факт, что переданы им вышеуказанные очистные сооружения были в неисправном и не работающем состоянии, что подтверждается письмом АО «ГУ ЖКХ» от <дата><номер> с просьбой о включении очистных сооружений и канализационного коллектора военного городка <номер>, расположенного в <адрес>, в план реконструкции на 2016 год. Также, ЖЭ(К)О <номер> филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО), после получения информации о передаче ему вышеуказанных объектов ЖКХ и после их обследования, направило письмо от <дата><номер>, с указанием принятых объектов ЖКХ, требующих реконструкции, в числе которых очистные сооружения и канализация по адресу <адрес>. Таким образом, считает, что в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отсутствует вина, что исключает применение административного наказания соответствии со ст. 2.1. и ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержала и просила ее удовлетворить, пояснила, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было создано только <дата>. и только <дата>. был подписан акт приема передачи объектов ВКХ, в том числе очистных сооружений и канализации по адресу: <адрес>. Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, физически не могли включить данные сооружения в план реконструкции на текущий <дата>. Кроме того, необходимо учесть тот факт, что переданы им вышеуказанные очистные сооружения были в неисправном и не работающем состоянии, что подтверждается письмом АО «ГУ ЖКХ» от <дата><номер> с просьбой о включении очистных сооружений и канализационного коллектора военного городка <номер>, расположенного в <адрес>, в план реконструкции на 2016 год. В 2018 году ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подало заявку на капитальный ремонт объектов ВКХ. В данном случае все необходимые и возможные меры ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России были приняты и как уже было сказано выше у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отсутствовала физическая и финансовая возможность для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений в <дата>.

Заинтересованное лицо – Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, которое надлежащим образом было извещено о дне, месте и времени судебного разбирательства, представитель в настоящее судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил, никаких ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в адрес суда не поступало.

Суд, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из обжалуемого постановления <номер>, вынесенного старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО1 от <дата>, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России нарушены требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

В соответствии с приказом Минобороны России от <дата><номер> с <дата> создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее — ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), непосредственной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от <дата><номер>, объекты водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе очистные сооружения по адресу: <адрес> переданы в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, о чем подписан передаточный акт от <дата>.

Как показала проведенная <дата> проверка, вышеуказанные очистные сооружения находятся в неработающем состоянии, а канализационный сток из разрушенных водоотводных сетей, эксплуатируемых ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и принимающих канализационные стоки учебного батальона войсковой части <номер>, поступает в канаву и далее попадает в <адрес>.

Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России был осуществлен сброс неочищенных канализационных стоков с загрязняющими веществами в прямой водосток — канаву (пробы №<номер> — в актах отбора проб сточных и природных вод для лабораторного анализа от <дата>), который по ней попал непосредственно в реку Вьюнка (пробы <номер> — в актах отбора проб сточных и природных вод для лабораторного анализа от <дата>).

В соответствии с определением о назначении экспертизы от <дата>, государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО3 совместно с инженерами Восточного отдела ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" <дата> произведен отбор проб сточных вод от места вышеуказанного сброса неочищенных сточных вод в канаву (пробы №<номер> — в актах отбора проб сточных и природных вод для лабораторного анализа от <дата>), а также в месте сброса сточных вод из канавы в реку Вьюнка пробы <номер> — в актах отбора проб сточных и природных вод для лабораторного анализа от <дата>), выше места сброса сточных вод из канавы в реку Вьюнка (пробы <номер> — в актах отбора проб сточных и природных вод для лабораторного анализа от <дата>), ниже места сброса сточных вод из канавы в реку <адрес> (проба <номер>— в актах отбора проб сточных и природных вод для лабораторного анализа от <дата>).

По результатам полученных испытательной лабораторией Восточного отдела ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" (аттестат аккредитации RA.RU. 22 ЭК 35) протоколов исследований от <дата><номер> от <дата><номер> а также заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от <дата> № б/н установлено значительное превышение ПДК загрязняющих веществ для воды рыбохозяйственных водоемов в сточных водах при аварийном сбросе сточной воды – сброс сточной воды в канаву (точка 2), а далее в реку <адрес>, а также загрязнение <адрес> по ряду показателей – по иону аммонию в 6 раз выше ПДК, по железу общему в 5,7 раза выше ПДК, НСПАВ в 10 раз выше ПДК и т.д. после попадания стоков в <адрес>.

На момент проведения проверки выявлено значительное превышение ПДК загрязняющих веществ для воды рыбохозяйственных водоемов в сточных водах при аварийном сбросе сточной воды из разрушенных сетей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, а также загрязнение <адрес> после попадания стоков в <адрес> по ряду показателей - по иону аммонию в 6 раз выше ПДК, по железу общему в 5,7 раза выше С, НСПАВ в 10 раз выше ПДК и т.д.

В силу ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с ч.2 ст. 16 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

На основании ч.ч. 1,2,3 ст.22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических

и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и )сов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством

субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Частью 1 ст. 34 Закона N 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или

:венное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны

предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации N 74-ФЗ от 03.06.2006г. количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе важных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч.6 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации N 74-ФЗ от 03.06.2006г. сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России при эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства по адресу: <адрес>, военный городок <номер>, <дата>г. с 11ч45мин по 16ч.00мин нарушило вышеперечисленные требования Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и иных нормативно-правовых актов.

Вина ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России в совершении данного административного правонарушения полностью подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий <номер> от <дата> протоколом взятия проб и образцов <номер> от <дата>., актами отбора проб от <дата>., план-схемой к протоколу осмотра, протоколами исследований сточной и природной воды, заключением по результатам лабораторных исследований от <дата>, из которых следует, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России допустил нарушение требований Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и иных нормативно-правовых актов и другими материалами дела.

Исследовав представленные доказательства с позиции их относимости, допустимости и достоверности, суд полагает, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении составлены надлежащим лицом, в пределах своей компетенции и с соблюдением требований КоАП РФ.

Должностным лицом дана полная оценка имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и установлен факт совершения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России административного правонарушении, действия последнего правильно квалифицированы по ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России имелось достаточно времени для включения объектов ВКХ, в том числе очистных сооружений и канализации по адресу: <адрес>, в/г 674 в план реконструкции на текущий <дата> так как указанные объекты принадлежат ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России. Следовательно, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отсутствовала физическая и финансовая возможность включить данные сооружения в план реконструкции на текущий <дата>, не имеет юридического значения по данному делу и не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности.

Суд считает доводы заявителя о своей невиновности неубедительными, поскольку представленные доказательства противоречат его доводам. Иных доказательств, которые бы неоспоримо свидетельствовали о невиновности заявителя суду не представлено.

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается наличие в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России события и состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ за вменяемые правонарушения предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Совершенное ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит снизить размер административного штрафа.

Согласно оспариваемого постановления от <дата> в ходе рассмотрения Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу дела об административном правонарушении обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не установлены.

Между тем, административное наказание назначено заявителю в размере 35 000 руб., что с учетом установленных обстоятельств и размера минимального штрафа 30 000 руб., нарушает порядок назначения административного наказания и не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.

В соответствии с постановлениями Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998г. N8-П и от 12 мая 1998г. №14-П принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

При этом, следует отметить, что назначение административным органом штрафа в пределах санкции статьи в отсутствие мотивировки данного решения не соответствует требованиям ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, поскольку такое принятие решения нарушает основной принцип административного наказания как соразмерность совершенному деянию.

Учитывая характер и последствия правонарушения, а также то, что правонарушение предусмотренное ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ совершено ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России впервые, суд считает возможным снизить установленный постановлением административного органа размер административного штрафа до минимально возможного - до 30 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30. 6 - 30. 8 КоАП РФ, -

Решил:

Постановление <номер> старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО1 от <дата> по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России - изменить, снизить размер наказания в виде административного штрафа до 30 000 рублей (тридцати тысяч рублей), а поданную ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России жалобу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Судья: