Дело № 12-384/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
24 мая 2019 года г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Шарипова Ю.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица – председателя комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области Бунакова Сергея Викторовича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО – начальника отдела контроля закупок Антипьевой Людмилы Александровны от 27.03.2019 № 079/04/7.32.5-26/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ,
У с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО – начальника отдела контроля закупок Антипьевой Л.А. от 27.03.2019 № 079/04/7.32.5-26/2019 председатель комитета по управлению государственным имуществом ЕАО Бунакова С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Бунаков С.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить данное постановление как незаконное и необоснованное, производство по данному делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Все предусмотренные законодательством действия им были выполнены, утверждены план закупок на 2018 г., план - график закупок на 2018 г. При этом закупки были спланированы и осуществлялись в рамках доведенных комитету лимитов бюджетных обязательств на 2018 год. Комитет в соответствии с приказом финансового управления правительства области от 13.08.2012 № 94-п «Об утверждении порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период» и в целях формирования расходов комитета по госимуществу ЕАО на 2018 год письмом от 15.09.2017 № 2767 в соответствии с указанным порядком и в установленный срок направил в финансовое управление правительства области заявку на финансирование расходных обязательств комитета в 2018 году для их включения в проект областного бюджета на 2018 год. Письмо было представлено в УФАС по ЕАО. Из-за дефицита областного бюджета на основании статьи 21 закона ЕАО от 30.11.2017 № 181-03 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» установлено, что кассовый план главного распорядителя бюджетных средств должен быть сформирован приоритетным направлениям расходов: выплата заработной платы и начислений на нее и начислений на выплата стипендии, предоставление мер социальной поддержки, закупка продуктов питания, лекарственных средств, нефтепродуктов государственных нужд, уплата налогов и сборов; уплата страховых сборов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обслуживание государственного долга области; предоставление дотаций бюджетам муниципальных образований области; оплата коммунальных услуг, оплата услуг связи, оплата поста твердого топлива, обеспечение расходных обязательств областного бюджета в части софинансирования, субсидии юридическим лицам. Таким образом, в числе первоочередных (приоритетных) направлениях расходов расходы на оплату договоров, контрактов не значатся. В тоже время комитет ежеквартально направлял в финансовое управление правительства области заявку на финансирование. Так на квартал 2018 года комитет просил по данной статье расходов выделить 150 тыс. рублей по 50 тыс. рублей на каждый месяц - июль, август, сентябрь. Однако данные расходы не были учтены финансовым управлением правительства области. Таким образом, бюджетные ассигнования на указанные цели (оплата по исполненным контрактам) комитету не выделялись. С целью погашения кредиторской задолженности и продолжения реализации своих полномочий комитет направил письмо от 20.07.2019 № 2293 в финансовое управление об оставлении комитету 733 500 тыс. рублей, образованной в результате полученной экономии от проведённого аукциона. Кроме этого, комитет ежемесячно направлял в финансовое управление правительства области информацию о просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1-ое число месяца (прилагаются). Данные письма свидетельствуют о том, что денег на оплату контрактов комитету не выделялось. В течение 2018 года финансирование комитета осуществлялось своевременно только по заработной плате и начислениям на нее, уплате налогов. Остальные обязательства комитета финансировались при наличии «реальных» денег в бюджете. Последнее финансирование иных (не приоритетных) расходов (обязательств) комитета было осуществлено в июне 2018 года, во 2-м полугодии 2018 года финансировались только приоритетные направления (заработная плата, начисления на нее, налоги). Другие статьи расходов (оплата выполненных работ и услуг, оказанных комитету) не финансировались, деньги на их оплату комитету не выделялись. Считает, что комитет своевременно и в достаточном объеме принял меры направленные на оплату контракта.
В обоснование жалобы также указывает, что в КУГИ ЕАО полномочия контрактного управляющего возложены на главного специалиста-эксперта отдела управления земельными ресурсами и правовой работы. Данные полномочия (должностные обязанности) предусмотрены в должностном регламенте, утвержденном заместителем председателя комитета от 31.07.2017. Главный специалист-эксперт (контрактный управляющий) комитета несет ответственность за осуществление закупок в комитете, включая исполнение каждого контракта, а исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении действий в случае нарушения поставщиком условий контракта. Таким образом, контрактный управляющий несет ответственность за своевременность оплаты заказчиком поставленного товара, все это вытекает из должностного регламента и закона. Кроме этого согласно должностной инструкции начальника финансово-экономического отдела комитета, утвержденной приказом комитета от 29.12.2012 № 651, начальник финансово-экономического отдела: обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств; организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению смет доходов и расходов, учету имущества казны, обязательств, основных средств, материальных запасов, денежных средств. Согласно пункту 5.1 указанной должностной инструкции начальник финансово-экономического отдела отвечает за организацию и контроль финансовой и кассовой дисциплины, т.е. за своевременность оплаты договоров, контрактов Таким образом, начальник финансово-экономического отдела комитета согласно статьи 2.4 КоАП РФ является лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и может нести ответственности по статье 7.32.5 КоАП РФ как должностное лицо.
Должностное лицо, привлеченное к административной ответственности, Бунаков С.В. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что счет на оплату договора поступил от ИП Вайсерман только 28.09.2018, то есть по истечении месячного срока.
Прокурор Холманских Т.А. в судебном заседании не согласилась с доводами жалобы, пояснив, что доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства. 26.07.2018 сторонами подписан акт выполненных работ, срок оплаты - в течение 120 дней после получения отчёта по акту приёма-передачи. Только 05.12.2018 была направлена заявка на кассовый расход. Таким образом, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Довод о том, что счет на оплату поступил 28.09.2018 правового значения не имеет, так как согласно Федеральному закону срок оплаты не должен составлять более 30 дней с даты подписания акта завершения работ. В данном случае акт подписан сторонами 26.07.2018.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1 суду пояснил, что занимает должность начальника отдела финансирования госаппарата и мероприятий по социальной защите населения. Отдел осуществляет деятельность по доведению лимитов на очередной финансовый год, в том числе и до КУГИ ЕАО. КУГИ была направлена заявка на 2018 год с определенным объемом денежных средств, в том числе, на исполнение контрактов. По итогам рассмотрения данной заявки деньги были выделены, но не на все. В первую очередь деньги выделяют на приоритетные статьи расходов, такие как заработная плата, коммунальные услуги. Исходя из заявок, которые предоставляет КУГИ ЕАО, и доходов, которые есть в бюджете, заявки частично исполняются. В последствие КУГИ ЕАО направляет письма о выделении дополнительных средств. Отдел контролирует данные заявки и в случае наличия в бюджете средств доводит бюджетные ассигнования до КУГИ ЕАО.
Выслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурора, свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Десятидневный срок обжалования постановления определяется, начиная не с момента его вынесения, а со дня вручения или получения копии постановления лицом, обладающим в соответствии с законом правом на его обжалование.
Из представленных суду материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление вручено Бунакову С.В. под роспись 28.03.2019, о чем имеется отметка в данном постановлении.
Жалоба поступила в суд 05.04.2019, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, соответственно срок на подачу жалобы не пропущен.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29 - 7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
В силу ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного части 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Из материалов дела следует, что 19.02.2019 заместителем прокурора ЕАО Колесниковым А.В. в отношении должностного лица – председателя КУГИ ЕАО Бунакова С.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, по факту нарушения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует, из указанного постановления 19.07.2018 между КУГИ ЕАО, в лице председателя комитета по управлению государственным имуществом ЕАО Трубачевым А.В., и индивидуальным предпринимателем Вайсерман О.В. заключен договор на определение рыночной стоимости ежегодной арендной платы земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения. Предмет договора: определение рыночной стоимости ежегодной арендной платы земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с техническим заданием, указанным в приложении 1 к Договору: 79:06:0000000:503, площадью 1 037 735,0 кв. м., находящейся по адресу: ЕАО, Смидовичский район, с. Песчаное, 8 000 метров на восток от <адрес>; 79:03:0903002:30, площадью 5 208 025,0 кв.м., находящейся по адресу: ЕАО, Ленинский район, примерно в 3 010 м. по направлению на юго-запад от села Целинное. Размер денежного вознаграждения за определение ежегодной арендной платы земельных участков по настоящему договору составляет 20 000 руб. (п. 4.1. договора). Акт выполненных работ № 000058 подписан сторонами 26.07.2018, согласно которому услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет. Индивидуальным предпринимателем Вайсерман О.В. выставлен счет на оплату № 57 от 26.07.2018 на сумму 20 000 руб. В нарушение требований ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ оплата по данному договору в срок, предусмотренный законом и договором, не произведена. Заявка на кассовый расход № 00000505 на сумму 20000 руб. в финансовое управление правительства области комитетом государственного имущества ЕАО в связи с недостаточностью бюджетных средств для оплаты данного договора направлена 05.12.2018. Таким образом, должностным лицом допущено нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО – начальника отдела контроля закупок Антипьевой Л.А. 27.03.2019 вынесено постановление № 079/04/7.32.5-26/2019, которым должностное лицо – председатель КУГИ ЕАО Бунаков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Совокупность установленных должностным лицом антимонопольного органа фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы законность и обоснованность привлечения Бунакова С.В. к административной ответственности за совершение данного правонарушения, его виновность сомнений не вызывают.
Согласно ч. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу ч. 7 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Иначе заказчик не сможет своевременно оплатить поставленные товары (работы, услуги), что повлечет дополнительный расход бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату.
Согласно платежному поручению № 235643 оплата договора от 19.07.2018 № 15 произведена 24.04.2019, в то время как акт завершения работы по договору № 15 от 19.07.2018 подписан заместителем председателя КУГИ ЕАО С.В. Бунаковым и ИП Вайсерман О.В.
Обращение с заявкой на финансирование расходных обязательств комитета не свидетельствует о принятии Бунаковым С.В. достаточных мер, исключающих наличие в его действиях состава административного правонарушения. То обстоятельство, что денежные средства выделялись только на финансирование приоритетных направлений (заработная плата, налоги), не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку законодательство о контрактной системе изъятий в части сроков оплаты не содержит.
Доводы жалобы об отсутствии финансирования не влекут отмену вышеуказанного постановления, так как не опровергают выводы о наличии в действиях Бунакова С.В. состава вмененного административного правонарушения. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения положений Закона о контрактной системе.
В связи с чем, положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Довод жалобы о том, что председатель КУГИ ЕАО Бунаков С.В. не является субъектом данного административного правонарушения, считаю несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1,2 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области, утвержденного постановление правительства ЕАО от 22.02.2011 № 72-пп, комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее - комитет) является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории Еврейской автономной области (далее - область), осуществляющим в установленном порядке управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Еврейской автономной области (далее - областное государственное имущество). Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом области, законами области, постановлениями и распоряжениями губернатора области и правительства области, а также настоящим Положением.
В целях выполнения возложенных на него задач комитет в установленном законодательством порядке выполняет, в том числе, следующие функции: обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости имущества, находящегося в казне области; осуществляет функции арендодателя движимого имущества, находящегося в казне области; согласовывает сдачу в аренду областного государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных предприятий, оперативном управлении государственных учреждений, органов исполнительной власти, формируемых правительством области, аппарата губернатора и правительства области, в том числе осуществляет контроль за правильностью расчета арендной платы за пользование объектами государственной собственности Еврейской автономной области (п. 9 Положения).
Комитет возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от нее губернатором области (п. 12 Положения).
Председатель комитета осуществляет руководство комитетом на основе единоначалия и несет полную ответственность за его деятельность (п. 13 Положения).
Председатель организует работу по выполнению задач, возложенных на комитет в соответствии с настоящим Положением, обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины в комитете (пункты 15.1, 15.8 Положения).
Председатель комитета в рамках своих должностных обязанностей выступил от имени КУГИ ЕАО как уполномоченное лицо по заключению договора на определение рыночной стоимости ежегодной арендной платы, взяв на себя обязательства по надлежащему исполнению его условий, в том числе по соблюдению требований срока оплаты. Следовательно, ответственность за неисполнение условий указанного договора, не может нести иное лицо.
В судебном заседании установлено, что в период с 25.017.2018 по 04.12.2018 обязанности председателя комитета по управлению государственным имуществом ЕАО исполнял заместитель председателя комитета – начальник отдела управления государственной собственностью КУГИ ЕАО Бунаков С.В. (справка от 24.05.2019).
С 05.12.2018 Бунаков С.В. назначен на государственную должность ЕАО председателя комитета по управлению государственным имуществом ЕАО, о чем свидетельствует выписка из распоряжения губернатора ЕАО от 05.12.2018 № 665-л.
Тот факт, что в должность председателя комитета Бунаков С.И. вступил после заключения договора от 19.07.2018, не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности. Принимая на себя должностные полномочия, Бунаков С.И. должен был исполнять все существующие у возглавляемой им организации обязанности, независимо от момента их возникновения.
Постановление о привлечении Бунакова С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Бунакову С.В. согласно санкции ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Бунакова С.В. допущено не было, в связи с чем, оспариваемое постановление должностного лица отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, -
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО – начальника отдела контроля закупок Антипьевой Людмилы Александровны от 27.03.2019 № 079/04/7.32.5-26/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП, в отношении должностного лица – председателя комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области Бунакова Сергея Викторовича, оставить без изменения, жалобу должностного лица – председателя комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области Бунакова Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.Ф. Шарипова